Аспирантская школа по искусству и дизайну

Куратор
Наталия Смолянская

Подробнее

Аспирантская школа по искусству и дизайну реализует подготовку аспирантов в очной аспирантуре — на базе кампуса в Москве.

Аспиранты обучаются в рамках направления «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» по следующим профилям:

  • история и теория искусства;
  • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
  • социология искусства и культурные индустрии;
  • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
  • история и теория архитектуры;
  • теория моды.

Аспирантская школа по искусству и дизайну представляет собой программу нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Обучение на программе позволит наряду с исследовательскими компетенциями овладеть прикладными навыками проектной работы в сфере культуры.

Программа Аспирантской школы по искусству и дизайну предоставляет уникальную возможность совместить исследовательскую работу с прикладным проектом, разработанным на основе материалов диссертации. Среди возможных проектных треков:

  • разработка выставочного проекта, осуществить который можно будет в виртуальном пространстве или на площадке одного из музеев или галерей, партнеров программы;
  • разработка онлайн-курса, который позволит превратить диссертационную работу в образовательный онлайн проект;
  • разработка издательского проекта и др.
  • в нашу аспирантуру вы можете прийти со своей темой, а можете сформулировать ее в процессе обсуждения с научным руководителем. Школа дизайна предлагает лишь некоторые примеры направлений для исследования.

Наша Аспирантская школа — это сообщество ученых с самыми разными академическими интересами, которые простираются от современного искусства, комиксов и видеоигр до кинематографа, перформанса и wearable technologies. Наша Аспирантская школа — это проектные лаборатории, объединяющие теоретиков и практиков искусства и дизайна.

Одним словом, если вы готовы погрузиться в серьезную исследовательскую работу и одновременно хотите увидеть, как ваши академические штудии находят свое продолжение в прикладных проектах — приходите, и мы сделаем это вместе!

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

максимальный балл
50
Иностранный язык
максимальный балл
100
Специальность
Собеседование

Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

В первой части собеседования абитуриент получает 1 вопрос из представленных ниже тем программы собеседования.

Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

  • Первобытное искусство, его формы и особенности.
  • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии).
  • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство).
  • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
  • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись).
  • Искусство Византии (основные этапы развития и их особенности, архитектура, мозаика, иконопись).
  • Романское искусство.
  • Архитектура и скульптура готики.
  • Древнерусское искусство.
  • Искусство Возрождения.
  • Искусство барокко.
  • Западноевропейское искусство 18 в.
  • Западноевропейское искусство 19 в.
  • Отечественное искусство 17-19 в.
  • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
  • Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
  • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 в.
  • Итальянский футуризм.
  • Дадаизм. Марсель Дюшан и концептуализм.
  • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
  • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения.
  • Конструктивизм.
  • Искусство между войнами.
  • Послевоенное американское искусство.
  • Н. Кейдж и Флюксус. Ситуационистский интернационал.
  • Постмодернизм в искусстве.
  • Молодые британские художники (YBA).
  • Стрит-арт.
  • Перформанс: истоки и современность.
  • Официальное искусство сталинского периода.
  • Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм.
  • Российское искусство 2000-х гг.
  • Фотография в искусстве 20-21 вв.
  • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Видео-арт, технологическое искусство. Science art. VR(виртуальная реальность), смешанная реальность.
  • Нет-арт, пост-интернет искусство.

Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

Конкурс портфолио

Для участия в конкурсе портфолио абитуриент подает мотивационное письмо, в котором описывает свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначает предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна НИУ ВШЭ или предложить свою тему).
Мотивационное письмо должно содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях).
Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее пяти). Кроме того, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования, эмпирические данные и предполагаемые методы исследования).

Структура мотивационного письма:

Область исследования;
Предполагаемая тема диссертации;
Проблема исследования / основной вопрос исследования;
Актуальность и новизна темы исследования;
Степень научной разработанности темы исследования;
Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
Объект и предмет исследования;
Теоретическая и источниковая база исследования;
Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
Ожидаемые результаты исследования;
Список упомянутых в тексте источников.

Кроме мотивационного письма, абитуриенты могут предоставить дополнительные документы.

Другие документы

  • Резюме (CV);
  • Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах, школах, исследовательских проектах, научных грантах, олимпиадах и пр.;
  • Список публикаций;
  • Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;
  • Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;
  • Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.
Дни открытых дверей
Подробнее об экзаменах
Правила приема-2019