АРХИВ Художник театра и кино

1 модуль

Проектирование 3D-объекта (декорация, бутафория)

Задача модуля- разработать 3D арт-объект (элемент крупной или мелкой бутафории, личный реквизит персонажа, часть декорации, театральную инсталляцию) по мотивам творчества одного из художников/дизайнеров/архитекторов в 1 половины 20 века. А также разработка графического образа спектакля (задник или занавес) в выбранной стилистике в Adobe illustrator.


Навыки:

  1. Навык анализа и работы с текстом (эссе)
  2. Навык базового анализа музыкального произведения
  3. Понимание базовых принципов работы театральной коробки
  4. Навык работы в SketchUp
  5. Навык работы в Adobe Illustrator


Бриф

На основе музыкального произведения (балет, симфония, оратория и т.д.) любого композитора 20 века представить проект для пластического театра, состоящий из объёмной декорации (3D-объект) и одежды сцены (задник или занавес или задник + арлекин + 2 кулисы). Таким образом, декорация и одежда сцены должны являться как самостоятельными целостными работами, так и представлять собой единую композицию сценического решения, представленную в виде эскиза (рендеринга).

В качестве отправной точки для концептуального решения сценографии служит творчество любого художника/архитектора/дизайнера первой половины ХХ века.

Сценическое пространство – театральная коробка (студентам предоставляется 3D-модель). Студенту предлагается переосмыслить творчество выбранного художника и защитить собственное авторское видение.


Этапы работы:

  1. Исследование темы. Эссе, в котором отражен анализ студентом работ художника, а также обоснование своего выбора. Предполагается переосмысление творчества выбранного художника студентом, выявление для себя отправных точек в создании проекта.
  2. Создание предварительных графических эскизов и прирезок
  3. Создание 3D арт объекта с помощью SketchUp
  4. Создание эскиза одежды сцены в Adobe Illustrator


Подача: Презентация

Презентация должна содержать:

  1. Исследование темы (мудборд + краткое устное изложение эссе)
  2. Форэскизы (поиск формы, варианты решения)
  3. Финальный эскиз декорации (3D-объекта) в перспективе (SketchUp)
  4. 3D-объект: вид сверху, вид сбоку (SketchUp)
  5. Эскиз одежды сцены (Adobe Illustrator)
  6. Общий эскиз внутри театральной коробки (SketchUp + Adobe Photoshop)
  7. Аннотацию

Критерии оценки:

  1. Наличие всех материалов презентации и эссе.
  2. Композиционная целостность представленного решения
  3. Актуальность предлагаемого решения
  4. Проработанность идеи

Преподаватели: Шереметова Ю. А.

Трехмерное моделирование (базовый уровень)

Курс позволяет студентам с самого начала работы над проектом погрузиться в создание объемно-пространственных композиций и эскизов сложных
и разнообразных форм. Слушатели учатся создавать объекты в масштабе
один к одному. Также они осваивают процесс рендера, который помогает отслеживать изменения в проекте и оперативно подготавливать презентационные изображения или видеоролики.

Основы работы с инструментами векторной графики (часть 1)

Слушатели знакомятся с интерфейсом программы, участвуют в мастер-классе по необходимым приемам и инструментам для выполнения задания по текущему проекту. В дальнейшем проводится подробный обзор всех основных графических инструментов с наглядными примерами их использования, в первую очередь тех, которые помогут им выполнить проектные задания.

Преподаватели: Вороновский Р. Д.

Функциональная структура театра

В задачи данного модуля входят: изучение коммуникативных и творческих связей художника с креативной командой и производственными цехами театра, создание мини-галереи портретов или образов одногруппников в качестве представителей той или иной театральной профессии. В процессе работы над проектом студенты знакомятся с профессиями (художник-постановщик, продюсер, режиссер, бутафор, художник по гриму, звукооператор, художник по костюмам и т.п.), параллельно изучают личные качества и навыки, которые необходимы для той или иной роли в креативной команде театра. На базе полученного опыта создают серии из 5 портретов, в выбранной технике (живописный, скульптурный, видеопортрет и т.п.)
Состав проекта на просмотре:
— Инсталляция реальных проектов в пространстве (портреты/ видео/ скульптуры), с подписанными прототипами
— Скетчбук содержащий: эскизы, схемы, mind-maps, письменные описания идей и концепций, наработки по проекту, референсы и мудборды, процесс поиска, фото этапов работы над проектом
— Последовательно и аккуратно выполненная презентация (на сайте), включающая в себя: название и концепцию серии, эскизы, обоснование выбора материалов и техники исполнения. Презентация может включать наработки и эскизы, сделанные в процессе создания портретов.
Преподаватели: Рябов С. С.
Примеры работ:

Театральное макетирование (этап 1)

В данном модуле студенты работают над макетом в актуальном театре, знакомятся с техникой сцены и технологиями изготовления театрального макета, анализируют эскизы или постановки современных сценографов, а также учатся читать чертежи, планировки и основные масштабы, принятые в театральном производстве. Этапы работы по изготовлению театрального макета:

  1. Составление индивидуального плана графика по выполнению работ
  2. Выполнение планировки и схем декораций (в заданном масштабе)
  3. Изучение основных инструментов, используемых в макетировании и изготовление подмакетника, при необходимости с одеждой сцены (в заданном масштабе)
  4. Изготовление чернового макета-прирезки

Готовый макет, если он выполнен правильно, точно воспроизводит все детали обстановки и должен выглядеть на фотографии как реально существующие декорации.

Преподаватели: Рябов С. С.

История искусства (часть 1)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Первая часть курса охватывает темы, связанные с первобытным искусством, произведениями Древнего мира и Средневековья.

История дизайна (онлайн курс) (часть 1)

«История дизайна» - онлайн-курс, посвященный истории развития графического и промышленного дизайна, их взаимному влиянию, а также связи с более широким культурным контекстом 20-го и 21-го вв. Обучение на курсе начинается с рассказа о возникновении дизайна на рубеже 19-20 веков, когда движение «Искусств и ремесел» задает вектор, следуя которому декоративно-прикладное искусство начинает осмысливаться как работа по художественному оформлению предметов массового производства, как дизайн в строгом смысле слова. Далее мы рассматриваем авангардный дизайн, работу школы Баухауз, возникновение и развитие национальных школ дизайна и их развитие вплоть до 21-го века.


Целью онлайн-курса является обучение слушателя основами истории дизайна и его основными принципами. В результате освоения курса слушатель сможет перечислить основные периоды и стили в истории дизайна, назвать имена выдающихся мастеров каждого направления, а также узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна. Кроме того, слушатель сможет проследить связи между эволюцией стилей в дизайне и тем контекстом, который задавало развитие искусства в каждом из десятилетий ХХ века – эти навыки принципиально важны как для работы дизайнера, так и для формирования более полного представления об истории современной культуры у широкой аудитории.


Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.

2 модуль

Малый фирменный стиль спектакля

Задача модуля – разработать малый фирменный стиль спектакля (афиша, плакаты, билет, программка, флаг) опираясь на анализ работ выбранного в предыдущем модуле художника 1 половины 20 века.


Навыки:

  1. Навык создания плоскостной композиции
  2. Навык работы в Adobe Photoshop
  3. Базовый навык работы со шрифтами


Бриф

Для разработанного в первом модуле спектакля представить малый фирменный стиль, соответствующий общей стилистике сценографического решения.


Подача: Презентация

Презентация должна содержать:

  1. Исследование темы (мудборд + краткий конспект)
  2. Форэскизы (зарисовки идей, коллажи)
  3. Фирменный знак (Adobe Illustrator)
  4. Афиша
  5. Программка-лифлет на основе листа А4 (макеты, Adobe Illustrator)
  6. Билет (макеты, Adobe Illustrator)
  7. Примеры использования малого фирменного стиля, мокапы: сувенирная продукция, бейджи, и тд. – по желанию (Adobe Illustrator + Adobe Photoshop)

Критерии оценки:

  1. Наличие всех материалов презентации
  2. Соответствие выбранной концепции представленному сценографическому решению
  3. Проработанность идеи
Преподаватели: Шереметова Ю. А.

Инструменты растровой графики. Коллаж (базовый уровень)

Курс посвящен изучению основных функций и инструментов, практическим приемам составления коллажей. Студенты изучают интерфейс, его настройку под различные задачи, форматы графических файлов. Учащиеся также знакомятся с понятиями разрешения изображения, слоя и маски слоя. Кроме того, студенты осваивают приемы работы с селекциями, технику удаления фона изображения при помощи инструмента Path, изучают особенности панели Layer effects, работают со шрифтом, кистью и панелью Brush, с инструментом Smart objects. Важной частью курса также является изучение управления цветом, методов цветокоррекции, принципов работы с фактурами. Студенты развивают навыки работы с инструментами ретуши
и знакомятся с понятием цветового пространства CMYK.
Преподаватели: Семенков В. В.

Основы работы с инструментами векторной графики (часть 2)

Второй этап изучения инструментов векторной графики начинается с краткого повторения интерфейса, после чего студенты переходят к освоению приемов работы с векторной графикой. Проводится разбор работ известных дизайнеров, анализ логической последовательности действий, приводящих

к получению тех или иных визуальных эффектов, демонстрация использованных приемов, эффектов графики. Студенты выполняют короткие практические задания. Также проводятся мастер-классы по профессиональным приемам, необходимым в повседневной практической работе дизайнера, и полезным лайфхакам.

Преподаватели: Вороновский Р. Д.

Театральное макетирование (этап 2)

В данном модуле студенты работают над макетом в актуальном театре, знакомятся с техникой сцены и технологиями изготовления театрального макета, анализируют эскизы или постановки современных сценографов, а также учатся читать чертежи, планировки и основные масштабы, принятые в театральном производстве. Этапы работы по изготовлению театрального макета:

  1. Изучение материалов и их свойств, и изготовление чистового макета (моделирование всех элементов декораций, мебели, оборудования)
  2. Создание фактур
  3. Окраска и роспись макета
  4. Освещение макета.
Готовый макет, если он выполнен правильно, точно воспроизводит все детали обстановки и должен выглядеть на фотографии как реально существующие декорации.

Преподаватели: Рябов С. С.

История искусства (часть 2)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с произведениями искусства эпохи Возрождения, искусством Нового времени, а также детальный анализ произведений искусства и стилей XIX — начала XX века.

История дизайна (онлайн курс) (часть 2)

«История дизайна» - онлайн-курс, посвященный истории развития графического и промышленного дизайна, их взаимному влиянию, а также связи с более широким культурным контекстом 20-го и 21-го вв. Обучение на курсе начинается с рассказа о возникновении дизайна на рубеже 19-20 веков, когда движение «Искусств и ремесел» задает вектор, следуя которому декоративно-прикладное искусство начинает осмысливаться как работа по художественному оформлению предметов массового производства, как дизайн в строгом смысле слова. Далее мы рассматриваем авангардный дизайн, работу школы Баухауз, возникновение и развитие национальных школ дизайна и их развитие вплоть до 21-го века.


Целью онлайн-курса является обучение слушателя основами истории дизайна и его основными принципами. В результате освоения курса слушатель сможет перечислить основные периоды и стили в истории дизайна, назвать имена выдающихся мастеров каждого направления, а также узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна. Кроме того, слушатель сможет проследить связи между эволюцией стилей в дизайне и тем контекстом, который задавало развитие искусства в каждом из десятилетий ХХ века – эти навыки принципиально важны как для работы дизайнера, так и для формирования более полного представления об истории современной культуры у широкой аудитории.


Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.

3 модуль

Разработка персонажа 3D

Задача модуля — разработать персонажа в 3D — героя пьесы / литературного произведения.


Навыки:

  1. Базовые навыки работы с объектом в пространстве (масштаб, пропорции, композиционное единство)
  2. Основные приемы работы в 3Ds MAX
  3. Основные приемы работы в Adobe Premiere.


Бриф

Спроектировать на заданную тему внешний вид персонажа / костюма / куклы для будущего участия в site-specific событии (спектакль, променад, концерт, ивент, парад и т. д.) в одном из нетеатральных пространств (завод, парк, транспортное депо, бассейн, и т. п.).


Этапы работы:

  1. Сбор и анализ материала (мудборд, коллаж)
  2. Форэскизы, прирезки/макеты
  3. Создание персонажа в 3D
  4. Работа над анимацией персонажа


Подача: Презентация

Презентация должна содержать:

  1. Исследование темы (мудборд + краткий конспект)
  2. Форэскизы (зарисовки идей, коллажи)
  3. Эскиз персонажа в 3D (3Ds MAX, Adobe Photoshop)
  4. Анимация персонажа (3Ds MAX, Adobe Premiere)


Критерии оценки:

  1. Наличие всех материалов презентации
  2. Соответствие образа представленному сценографическому решению
  3. Соответствие образа выбранному музыкальному произведению

Преподаватели: Шереметова Ю. А.

Работа с программой для 3D моделирования и визуализации. Моделирование

Изучение особенностей создания трехмерных объектов разной степени сложности. Знакомство с интерфейсом программы и способами навигации в трехмерном рабочем пространстве. Первые задания студенты выполняют, используя так называемые примитивы: комбинируя их в пространстве, можно получить представление об особенностях пространственных композиций. Далее идет изучение линейных инструментов и различных способов превращения линейных объектов в объемные. Последним этапом раздела является изучение сложных методов моделирования, которые предоставляют наибольшие творческие возможности.

Работа с программой для 3D моделирования и визуализации. Визуализация.

Изучение особенностей превращения смоделированных форм в конечные изображения или кадры ролика. Для обучения студентов выбраны инструменты фотореалистичной визуализации. В рамках раздела студенты знакомятся с особенностями материалов и их размещения на трехмерных объектах, различными схемами и приемами постановки виртуального освещения. Также в данном разделе изучаются основы анимации. Финальные темы раздела посвящены особенностям настройки модуля визуализации для производства статичных рендеров и анимации, производственной культуре и пост-обработке в других пакетах компьютерной графики.

Художник в кино /сериале

Задачи данного модуля: изучение работы художника-постановщика и художника по костюмам в кино (сериале) на базе анализа существующих фильмов. Изучение методов организации творческого процесса, развитие пространственного мышления и визуальной изобретательности на конкретном примере работы с титрами, локациями и костюмами к собственному фильму. В процессе работы над проектом студенты знакомятся с методами активизации креативного мышления на примере разработки титров к собственному фильму. Изучают основные композиционные выразительные средства путем анализа художественного решения титров, локаций и костюмов в выбранных фильмах/сериалах. Изучают основы пространственной композиции при работе над прирезкой/макетом к локации собственного фильма/сериала. Состав проекта на просмотре:
1. Описание художественной концепции собственного фильма и обоснование выразительного решения режиссерской идеи.
2. Финальные эскизы/раскадровка титров к фильму
3. Финальные эскизы и прирезка локации для сцены из фильма, визуализация в выбранной индивидуально форме (эскизы, фото, коллаж, 3D-модель). По желанию — пробные натурные съемки сцены/части сцены.
4. Серия из 3–5 образов будущего кинофильма (документальный или фантастический костюм персонажей). Разбор характера персонажа, его основных черт, влияющих на внешний образ. Эскизы костюмов персонажей к придуманной ранее сцене с выбором натуры — street-образы, фотокастинг, эскизы, коллажи.
5. Скетчбук, содержащий все материалы и процессы работы над проектом.
6. Последовательно и аккуратно выполненная презентация (на сайте), включающая в себя: название и концепцию серии, эскизы, обоснование выбора материалов и техники исполнения.

Преподаватели: Рябов С. С.

Современное искусство (часть 1)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.).

Современный культурный процесс (онлайн курс) (часть 1)

Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни. Будет интересен всем студентам, которые хотят научиться осознанно воспринимать современный культурный процесс, понимать причины его поляризованных оценок, ориентироваться в его сложной, динамичной и увлекательной структуре.

4 модуль

Основы сценографии 3D

Задача модуля – разработать три сценографические картины к site-specific событию на заданную тему (спектакль, парад, праздник, ивент) в одном из нетеатральных пространств (завод, парк, транспортное депо, бассейн, и т.п.)

Навыки:

  1. Базовые навыки работы художника в site-specific пространстве
  2. Принципы работы с объемными формами
  3. Основные приемы работы в Adobe Premiere.

Подача: Презентация

Презентация должна содержать:

  1. Исследование темы (фотографии локаций, обмеры + краткий конспект)
  2. Форэскизы (зарисовки идей, коллажи)
  3. План / карту локаций, привязанную к сценарию действия (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop)
  4. Эскизы всех локаций с интегрированными в них декорациями и описанием действия (ПО на выбор студента из изученных в предыдущем модуле)
  5. Анимация (по желанию).

Критерии оценки:

  1. Наличие всех материалов презентации
  2. Соответствие образа представленному стилистическому решению.

Преподаватели: Шереметова Ю. А.

Основы работы с программой для трехмерного моделирования и визуализации

.

Спектакулярный групповой проект

Спектакулярный групповой проект (театр теней, спектакль-променад, театрализованный парад, иммерсивный театр, ивент).

Студенты формируют творческую команду, работают с календарным графиком, производят разбор текста и определение концепции, создают эскизы персонажей и частей декораций, работают с различными техниками, материалами, источниками света, изготавливают куклы, декорации, необходимые конструкции.

Итогом является реальный продукт в виде театрального события (ивента, спектакля-променада, уличного парада или театра теней).

Современное искусство (часть 2)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.

Современный культурный процесс (онлайн курс) (часть 2)

Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни. Будет интересен всем студентам, которые хотят научиться осознанно воспринимать современный культурный процесс, понимать причины его поляризованных оценок, ориентироваться в его сложной, динамичной и увлекательной структуре.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.