1 модуль

Основы проектирования

В этом модуле студент осваивает создание вымышленной институции, основанной на художественных методах и визуальном языке выбранного художника. С выбранным автором предстоит работать в течение всего года. Этот модуль предполагает разработку малого фирменного стиля и его элементов для придуманной институции, который презентуется на носителях, соответствующих концепции стиля и специфике придуманного пространства. Для освоения базовых навыков в рамках технологий дизайна студенты изучают программу Adobe Illustrator.

Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Инструменты векторной графики (базовый уровень)

В течение модуля происходит обзор большинства основных инструментов
и эффектов программы, а также отрабатываются приемы работы с ними.
В первую очередь дается краткий обзор интерфейса и мастер-класс по необходимым приемам для выполнения задания по текущему проекту. Далее происходит подробный обзор всех основных графических инструментов с наглядными примерами их использования.

Книга художника

У ОП "Современное искусство" - в рамках дисциплины "Методы и технологии современного искусства".

В ходе данного модуля студенты изучают различные графические техники и создают авторское высказывание в формате книги художника. Итогом работы первого модуля становится книга художника, для которой студент выбирает тематику и реализует её в любой из доступных ему техник. Главным условием является формулировка ясной концепции, которая объединяет все страницы книги.

Состав подачи на просмотре: оригинал книги художника, презентация, включающая описание концепции, фотографии или сканы разворотов книги (не менее 15 разворотов).

Примеры работ:

История искусства XIX века

Обзорный курс, в рамках которого студенты проанализируют наиболее важные стилистические направления в мировом искусстве XIX века (неоклассицизм, романтизм, реализм и др.) в контексте той эстетической базы, которая впоследствии стала фундаментом современного искусства. Хотя изучение истории искусства в данном курсе начинается с европейской живописи XIX века, программа не игнорирует искусство предыдущих временных периодов и иных культурных регионов, а представляет этот материал свозь призму актуального художественного мышления. Так искусство Дальнего Востока, Средневековья, Возрождения, художественной культуры Африки, Австралии, доколумбовой Америки, неолитические петроглифы и многое другое — будут изучатся в связи с творчеством романтиков, импрессионистов, прерафаэлитов и так далее. Кроме того, курс предполагает изучение ключевых теоретических литературных произведений XIX века, авторы которых повлияли на современную философию искусства (С. Кьеркегор, Р. Вагнер, У. Моррис, Ш. Бодлер и др.).
Преподаватели: Пыркина Д. А.

2 модуль

Создание концепции выставки. Основы дизайна плаката и многостраничного издания

В этом модуле студенты разрабатывают кураторскую концепцию выставки в созданной институции. Это выставка художника или группы художников, которые концептуально связаны с художником, инспирировавшим институцию, или с ее тематикой и спецификой. Результат работы студента над проектом воплощается в создании многостраничного издания о придуманной выставке в выбранном формате (журнал, книга, буклет и т.д.) и серии плакатов, раскрывающих идею кураторского проекта. Для освоения базовых навыков в рамках технологий дизайна студенты изучают программы Adobe Photoshop и Adobe InDesign.

Инструменты растровой графики. Коллаж (базовый уровень)

Курс посвящен изучению основных функций и инструментов, практическим приемам составления коллажей. Студенты изучают интерфейс, его настройку под различные задачи, форматы графических файлов. Учащиеся также знакомятся с понятиями разрешения изображения, слоя и маски слоя. Кроме того, студенты осваивают приемы работы с селекциями, технику удаления фона изображения при помощи инструмента Path, изучают особенности панели Layer effects, работают со шрифтом, кистью и панелью Brush, с инструментом Smart objects. Важной частью курса также является изучение управления цветом, методов цветокоррекции, принципов работы с фактурами. Студенты развивают навыки работы с инструментами ретуши
и знакомятся с понятием цветового пространства CMYK.
Преподаватели: Семенков В. В.

Инструменты растровой графики. Коллаж (продвинутый уровень)

Студенты изучают профессиональные методы подготовки изображений к печати в офсетной типографии, знакомятся с основами цветоделения как с частью полиграфической технологии.
Преподаватели: Семенков В. В.

Инструменты верстки многостраничных изданий (базовый уровень)

Курс включает в себя подробный обзор интерфейса программы и инструментов, необходимых для создания веб-презентации проекта, а также многостраничного издания. Изучается работа со страницами, изображениями, шаблонами и модульными сетками. Студенты осваивают принципы работы со стилями и свойствами фрейма, выполняют короткие практические задания. Также проводятся мастер-классы по разработке макета. На финальном этапе студенты изучают особенности экспортирования публикации в формат PDF и подготовку макета к печати.
Преподаватели: Вороновский Р. Д.

Графическая серия

У ОП "Современное искусство" - в рамках дисциплины "Методы и технологии современного искусства".

Студенты осуществляют художественное исследование 2-3 материалов нехудожественного назначения и на базе результатов изобретенных самими студентами экспериментальных стратегий работы с этими материалами создают несколько графических серий. Техники: рисунок, аналоговая или цифровая печать, фотография. Состав подачи на просмотре: не менее 3 графических серий по 6 листов в каждой.

История искусства первой половины ХХ века

На занятиях студенты изучают основные этапы развития мирового искусства первой половины XX века (авангард и модернистские направления), знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также со стилистическими направлениями современного искусства и творчеством наиболее значимых художников. Одна из главных задач — проанализировать ключевые произведения и обсудить важные вопросы, поднятые искусством XX века. Кроме того, анализируются различные варианты переосмысления искусства древних времен и классического наследия в проектах модернистов. 

3 модуль

Основы проектирования пространства

В этом модуле необходимо спроектировать пространство или серию пространств в контексте годовой проектной темы. Создаваемое пространство может быть как пространством институции или выставки из предыдущих модулей, так и выставочным, игровым, иммерсивным или вымышленным пространством связанным с институцией или художником. Реализация проекта осуществляется в 3D-программе и может представлять собой проект в диапазоне от визуализации пространства до арт-проекта в жанре трехмерной анимации, тизера игры или виртуальной выставки. Также студент разрабатывает навигацию для созданного им пространства. Для освоения базовых навыков в рамках технологий дизайна студенты изучают программу для 3D-моделирования (Autodesk 3ds Max/Cinema4D).

Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Работа с программой для 3D моделирования и визуализации. Моделирование

Изучение особенностей создания трехмерных объектов разной степени сложности. Знакомство с интерфейсом программы и способами навигации в трехмерном рабочем пространстве. Первые задания студенты выполняют, используя так называемые примитивы: комбинируя их в пространстве, можно получить представление об особенностях пространственных композиций. Далее идет изучение линейных инструментов и различных способов превращения линейных объектов в объемные. Последним этапом раздела является изучение сложных методов моделирования, которые предоставляют наибольшие творческие возможности.

Работа с программой для 3D моделирования и визуализации. Визуализация.

Изучение особенностей превращения смоделированных форм в конечные изображения или кадры ролика. Для обучения студентов выбраны инструменты фотореалистичной визуализации. В рамках раздела студенты знакомятся с особенностями материалов и их размещения на трехмерных объектах, различными схемами и приемами постановки виртуального освещения. Также в данном разделе изучаются основы анимации. Финальные темы раздела посвящены особенностям настройки модуля визуализации для производства статичных рендеров и анимации, производственной культуре и пост-обработке в других пакетах компьютерной графики.

Скульптура или скульптурный объект + арт-видео

У ОП "Современное искусство" - в рамках факультатива.

Студенты осуществляют художественное исследование 2-3 материалов нехудожественного назначения, которые позволяют создавать объёмные конструкции. Используя разработанные экспериментальные стратегии работы с этими материалами, студенты создают художественный объект. Параллельно студенты осваивают навыки видео и фото-фиксации работы над художественным проектом и монтируют видеоролик (2-3 минуты), посвящённый процессу создания объекта. Состав подачи на просмотре: Скульптура или скульптурный объект, презентация с ключевыми кадрами видео-ролика, видеоролик в формате МР4, загруженный на один из видео-хостингов.

История искусства конца XX – начала XXI века (этап 1): авторский курс Дарьи Пыркиной

Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве: от новой вещественности до постконцептуальных практик. Хронологические рамки курса: 1945 г. — начало 2000-ых гг., то есть период, традиционно понимаемый как «история современного искусства (contemporary art history)» в международной традиции, с момента окончания II мировой войны до наших дней. В этот период возникают новые жанры и виды искусства, ставящие под вопрос его традиционные формы, существенно размыкающие его границы, расширяющие понятие и трактовку художественного объекта и образа, утверждающие новые формально-языковые приемы; совершается важный переход от модернистского к постмодернистскому сознанию. В центре внимания в третьем модуле будут такие направления, как абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм.
Преподаватели: Пыркина Д. А.

4 модуль

Манифесты. Анимированные ролики

В финальном модуле студенты создают два ролика, презентующие манифесты. Первый манифест — это «Вымышленный манифест художника», с которым студент работал с начала года. Он может основываться на реальных текстах, интервью, работах художника или быть полностью вымышленным, при этом отвечая идеологии данного автора. Второй манифест – собственный манифест студента. В нем необходимо в форме манифеста определить себя как художника, свою художественную стратегию и, по возможности, метод и практику или высказать в предположение, каковыми они могли бы быть. Визуальная часть роликов должна соответствовать содержанию манифестов. Для освоения базовых навыков в рамках технологий дизайна студенты изучают программы Adobe After Effects и Adobe Premiere.

Преподаватели: Кузнецова А. В., Сергеев А. Ю.

Изобразительная серия средствами нейросети

Рекомендованные теги: платок, нейросеть, иллюстрация


Прослушав лекционный материал по прикладному применению генеративных нейросетей, студенты создают серию из трех изображений, предназначенных для печати на текстиле. Тема серии связана с темой проекта данного модуля, и изображения могут рассматриваться как часть основного проекта. Освоив базовые навыки работы с нейросетью, необходимо с ее помощью создать серию изображений, которые могут быть размещены на платках.

Материалы: https://hsedesign.ru/teams/hsecourses-promtintro

Инструменты обработки видео (расширенный курс)

Cтуденты изучают особенности работы с инструментами обработки видео. Импорт векторной и растровой графики и видео. Инструменты, настройки, эффекты, рендер. Анимация по ключевым кадрам, композиции, иерархии и привязки, пути, ориентирование, трехмерные слои, выражения, анимированная типографика, работа с графическим планшетом и кистями, отслеживание движения и стабилизация изображения, киинг.

Инструменты монтажа видео и звука

Студенты изучают базовый инструментарий программы для монтажа видео и звука, осваивают основные приемы и установки по созданию проекта, добавление и монтаж видеоматериала и статичных изображений, работу со звуком. Также студенты изучают экспортирование в мультимедийный формат, настройки качества и автоматическую сборку проекта.

Арт-проект для групповой выставки

У ОП "Современное искусство" - в рамках дисциплины "Методы и технологии современного искусства".

На основе полученных в предыдущих модулях знаний и навыков студенты создают индивидуальные инсталляционные проекты для групповой выставки на заданную куратором тему. В рамках работы над проектом студенты создают плакат, буклет и короткий видеорепортаж к своему проекту. Готовые проекты демонстрируются на итоговой выставке. Состав подачи на просмотре: презентация, включающая в себя эскизы, регистрацию процесса создания проекта, короткий рекламный ролик о проекте и серия макетов плаката (не менее 6 штук).

История искусства конца XX – начала XXI века (этап 2): авторский курс Дарьи Пыркиной

Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве: от новой вещественности до постконцептуальных практик. Хронологические рамки курса: 1945 г. — начало 2000-ых гг., то есть период, традиционно понимаемый как «история современного искусства (contemporary art history)» в международной традиции, с момента окончания II мировой войны до наших дней. В этот период возникают новые жанры и виды искусства, ставящие под вопрос его традиционные формы, существенно размыкающие его границы, расширяющие понятие и трактовку художественного объекта и образа, утверждающие новые формально-языковые приемы; совершается важный переход от модернистского к постмодернистскому сознанию. В центре внимания в четвертом модуле будут такие направления, как трансавангард, «искусство взаимодействия», новые виды искусства (перформанс, хэппенинг, инсталляция), а также паблик-арт, арте повера, лэнд-арт, видео- и медиа-арт.
Преподаватели: Пыркина Д. А.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.