Современный музейный дизайн

О профиле

Курс разработан совместно с Политехническим музеем, Благотворительным фондом В. Потанина и Школой культурологии НИУ ВШЭ. Программа готовит музейных дизайнеров — профессионалов, способных создавать комплексные проекты по дизайну музея: по оформлению внутреннего пространства, стратегиям построения экспозиций, формированию опыта посетителя и работе с брендом музея. Дисциплины, освещающие специфику музейного дела, организационные и содержательные аспекты музейной практики будут читать на английском языке приглашаемые Политехом ведущие иностранные эксперты по музейному делу, а весь учебный пласт, связанный с дизайн-мышлением и навыками, студенты пройдут вместе с ведущими преподавателями Школы дизайна. Новая программа рассчитана как на подготовленных слушателей с дизайнерскими компетенциями, так и на студентов без дизайн-опыта, которые уже работают или собираются выбрать профессию, связанную с культурными пространствами.

Подробности о содержании обучения

Первый год обучения построен таким образом, что сначала на примере серии коротких заданий студенты узнают, как формируется выставочный проект, из каких частей состоит и как реализуется. Параллельно студенты освоят графические редакторы и займутся разработкой логотипа и главного визуального образа выставки через серию плакатов.

После краткой теоретической части, позволяющей узнать про существующие типологии экспозиций и связанные с ними особенностями, студентам будет предложено придумать тему собственного проекта и развить его. Работа будет включать как групповые занятия с общими презентациями и обсуждениями, так и индивидуальную работу с преподавателями в формате консультаций.

На следующем этапе мы подробно рассмотрим одну из существующих типологий выставочных проектов. Студентам будет предложено сформулировать тему для краткосрочной экспозиции с небольшим бюджетом и разработать проект экспозиции со всеми сопутствующими данной теме пунктами, включающими разработку минимального пакета айдентики для музея, исходя из ограниченного бюджета. В процессе обучения они узнают, на какие стадии делится работа над проектом, какая у них последовательность и как должен выглядеть результат работы. На общих занятиях в группе студенты смогут развить навыки проведения публичных презентаций, а в индивидуальном порядке смогут отработать с преподавателями детали проекта.

Темой третьего модуля будет разработка проекта временной экспозиции для музейного пространства. Студенты узнают особенности проектирования выставок, длящихся 3-6 месяцев и встраиваемых в существующие интерьеры музейных пространств. Кроме того они познакомятся с комплексом решений и подходов в области внешней коммуникации для работы с культурными институциями: научатся разрабатывать типографику в выставочном пространстве (систему этикеток, экспликаций и др.) и поддерживающие ее карты, а также многостраничные издания на примере выставочных гидов.

В последнем модуле, объединившись в небольшие группы, слушатели разработают проект постоянной экспозиции для музейного пространства. Студенты смогут узнать об особенностях работы с музеями и культурными институциями с точки зрения проектирования, административных и организационных позиций, коммуникации и графического дизайна, в том числе разработки рекламных материалов для разных каналов (наружная реклама, интернет, сувенирная продукция по разным целевым группам с учетом айдентики конкретного музея). В конце каждого модуля студенты будут проводить публичные презентации своих проектов, на которые будут приглашены представители музеев, преподаватели ВШЭ и независимые эксперты.

В течение второго года каждый студент будет работать по брифу — то есть, заниматься реально существующим выставочным проектом. Эта работа разделится на две части: сначала студенты будут разрабатывать концепцию, а затем доведут ее до финала с последующей публичной презентацией профессиональному сообществу и заказчикам. Таким образом, они разработают полный пакет услуг, начиная с визуализации выставочного пространства и заканчивая внешними коммуникациями.

Карта креативных компетенций
Здесь вы можете посмотреть содержание обучения

«Сегодня музейный дизайн — крайне актуальное направление, потому что рынок проектов для культурных институций находится в стадии бурного роста. Запрос со стороны заказчиков увеличивается, появляется все больше стильных культурных пространств, а специалистов, которые понимают музейную специфику и в состоянии решать комплексные задачи, — фактически нет. Учитывая рост музейной активности, стратегические проекты по развитию и направление движения мировой и российской музейной практик, запрос на таких специалистов будет только расти. Так что приходите — подготовим!».

«С одной стороны, программа «Современный музейный дизайн» ориентирована на прокачку профессионалов, которые уже имеют дизайнерский опыт, навыки, а также сформулированный интерес и понимание перспектив комплексной работы с музеями. С другой стороны, курс будет интересен и музейным работникам: учитывая потенциальную стоимость качественных дизайн-услуг, для многих музеев важно сформировать внутри команду, которая сможет правильно ставить, а может — и решать задачи, связанные с дизайном, или иметь специалиста, который сможет быть грамотным заказчиком».

Как к нам поступить

Зачисление в магистратуру происходит в ходе конкурсного отбора.

Абитуриенты предоставляют мотивационное письмо, которое должно включать:

  • описание проекта (1-2 страницы текста), который будущий магистр собирается реализовать во время обучения — текст составляется в свободной форме на русском языке;
  • сведения о профессиональном опыте;
  • описание перспектив и планов применения полученного образования в будущем.

Критерии оценки проекта: оригинальность идеи, степень проработанности проекта, актуальность.

Также абитуриент проходит собеседование, в ходе которого ему необходимо защитить идею своего проекта, рассказав об ее актуальности и ответив на вопросы экзаменационной комиссии о собственных предпочтениях в области искусства и дизайна.

Мотивационное письмо предоставляется в приемную комиссию в момент подачи документов и направляется в электронном виде на почту design@hse.ru.

Бесплатные консультации

Получить консультацию по вопросам выбора направления обучения в магистратуре абитуриенты могут не только на Днях открытых дверей, но и лично у руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Арсения Мещерякова. Можно задавать вопросы с пометкой «Поступление 2016» на его страничке в Facebook или зарегистрироваться на очную консультацию.

Предварительная подача мотивационных писем по электронной почте design@hse.ru

Приемная комиссия

г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 111 (первый этаж).
Ближайшие станции метро: Лубянка, Китай-город, Чистые пруды, Тургеневская.
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья.
+7(495) 771 3242 
abitur@hse.ru

Студенческие проекты