По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
На этот вопрос 17 октября в рамках дискуссии «Снежинки теорий, орнаменты формул: когда наука говорит с искусством» ответили выдающиеся представители естественнонаучного и гуманитарного знания.
Мероприятие с участием профессора РАН Сергея Попова, художника Ростана Тавасиева и литературоведа Ольгой Орловой состоялось в Департаменте медиа НИУ ВШЭ при поддержке издательства «Альпина нон-фикшн». Студенческая редакция Школы дизайна посетила мероприятие и собрала иллюстративно-текстовый репортаж по итогам вечера.
Астрофизик, популяризатор науки, лауреат государственной премии «За верность науке» 2015 года, Беляевской премии 2017 года, профессор РАН.
ОСОЗНАННОСТЬ И РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТОВ
«...Без понимания базовых законов природы, которые основаны именно на математике, человек не в состоянии осознанно делать выбор: будь то морального плана — какую выбрать урну (поддерживать ли раздельный сбор мусора — прим.ред.) или реального плана — выбирая урну уже на избирательном участке (поддерживать ли кандидата в президенты (депутаты) с его программой, в которой одни цифры и графики, — прим.ред.)», — утверждает Сергей Попов.
КНИГА «ВСЕ ФОРМУЛЫ МИРА: КАК МАТЕМАТИКА ОБЪЯСНЯЕТ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ»
На встрече участникам представили новую книгу Сергея Попова «Все формулы мира: Как математика объясняет законы природы» с иллюстрациями Ростана Тавасиева.
Художник, экспериментатор в сфере science-art. Работы Ростана Тавасиева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Мультимедиа Арт Музее, Московском музее современного искусства и других выставочных пространствах.
Книга на практике демонстрирует пример коллаборации художника и ученого. Сергей Попов отметил необходимость объяснения, адаптации и перевода нынешнего языка науки в силу его постоянно нарастающей сложности. Математические формулы в этом контексте предстают инструментом, который может описать физические, химические, биологические и другие явления. В тоже время вдумчивые, интересные иллюстрации способны заинтриговать и увлечь потенциального читателя .
Достичь высокого уровня соответствия иллюстраций и текста удалось благодаря совместному обсуждению и проработке каждого рисунка. Особое внимание было уделено уникальному, своеобразному видению художника. Как следствие, самостоятельным художественным произведением является как текст, так и иллюстрации к нему. Работа была непростой. Автор и иллюстратор пошутили, что в издательстве хранится альбом не вошедших в книгу вариантов иллюстраций, приблизительно такого же объема как сама книга.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В процессе общения с аудиторией был затронут вопрос все большего проникновения естественнонаучного мира в гуманитарный и наоборот посредством быстрого развития систем искусственного интеллекта (создание различных приложений, программ поддержки написания текстов и создания фото).
Ростан Тавасиев рассказал, что в большинстве фантастических книг не нашёл описания «цифрового» искусства и создал сценарий, повествующий о том, как реализована профессия художника в далеком будущем. Сергей Попов предположил, что новые инструменты, помогающие художникам реализовывать свои замыслы, будут способствовать возникновению новых жанров и видов искусства.
В заключение дискуссии участники подчеркнули важность научной популяризации, которая в настоящее время имеет много видов и применяет различные подходы, в том числе, к детям школьного возраста.
Ольга Орлова, как член комиссии по популяризации науки при Президиуме РАН, подчеркнула, что особенно значение популяризация имеет для детей до 13 лет, так как позже у детей образуется «входной барьер» на подобную информацию. По мнению эксперта, современное искусство настолько же сложно для восприятия, как и наука, и требует такой же популяризации.
Литературовед, научный журналист, ведущая программ Общественного телевидения России.
Детская школа дизайна НИУ ВШЭ отвечает на указанную Ольгой Орловой потребность: школьники развивают творческое мышление, изучают историю искусства и дизайна, осваивают практические навыки для создания собственных проектов.
Эксперты и участники дискуссии своим примером показали, насколько взаимосвязаны миры науки и искусства и какой потрясающий эффект может дать их коллаборация. Студенческая редакция решила поддержать девиз «Наука & искусство» и дополнить репортаж серией скетчей, сделанных нашим корреспондентом.
Автор текста: Мария Каночкина
Иллюстрации: Саша Авилова
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.