По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (доб. 705, 706, 712)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Что такое видеоарт? Является ли он массовым искусством? Должен ли художник следить за новейшими технологиями и может ли быть видеоарт без видео?
Александра Старусева-Першеева, кандидат искусствоведения и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, побывала в гостях на передаче Александра Пушного и Риты Митрофановой «Физики и лирики» на радио Маяк и ответила на эти вопросы.
Публикуем основные тезисы беседы.
Видеоарт — это один из форматов работы художника. Коротко говоря, это движущееся изображение в галерейном пространстве.
Видеоарт появился как ответ на усиливающуюся власть телевидения и «больших нарративов», проводником которых оно является. Поэтому ранние опыты видеохудожников связаны с критикой телевизионных форматов и пародией на них. Так индивидуальный взгляд художника противопоставляется идеологической машине.
В 1965 году появляется первая бытовая портативная камера, и теперь художник может работать с экранным образом (впрочем, были такие опыты и в начале 1960-х: неодадаисты создавали инсталляции с «подготовленными» телевизорами).
Видеоарт находится в поле современного искусства, в соприкосновении с другим практиками: с саунд-артом, перформансом, инсталляцией и скульптурой.
Можно обозначить и более широкое поле: видеохудожники активно работают с образностью классической живописи, театра, новой академической музыки и, разумеется, с кинематографом.
В 1960-1970-е годы отношение кинематографистов к видеоарту было настороженным, странные видео на маленьких телевизионных экранах казались режиссерам чем-то непрофессиональным. Однако видеоарт прочно закрепился в пространстве галерей и музеев, его открытия стало невозможно игнорировать.
Появились художники, совмещающие работу с видео и кинорежиссуру: Питер Гринуэй, Стив МакКуин, Майкл Сноу и другие.
В видеоарте также появилась «кинематографическая» линия, связанная с созданием высокобюджетных и первоклассных по качеству работ, имеющих вполне ясный (хоть и необычный) сюжет. Такими художниками-режиссерами стали Мэтью Барни, Айзек Джулиан, Янг Фудонг, Эйя-Лииза Ахтила и другие.
Чем отличается видеоарт от кино?
Сегодня кино и видеоарт существуют в едином образном поле, однако, между ними по-прежнему есть несколько различий:
Также из молодых российских видеохудожников важно знать Сашу Пирогову, Евгения Гранильщикова, Полину Канис, Дмитрия Венкова.
В Школе дизайна открыто направление «Кино и видеоарт». Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнавать самые последние новости направления и индустрии.
Всегда лили современное искусство стоит на антиклерикальных позициях? Можно ли прочитать евангельские тексты как сюжеты (в том числе) о технике? Возможен ли новый проект искусства, возвращающего связь с сакральным? Александр Писарев рассказывает об одном из выпуском «Художественного журнала», посвященном теме художественной теологии.
Владимир Потапов — художник, куратор и новый руководитель магистерского профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Последние 15 лет он занимается как изучением, так и созданием живописи, переосмысливая этот медиум и формулируя новые стратегии, позволяющие выйти «за пределы» привычного холста. В интервью нашему сайту Владимир Потапов рассказал о возможности совмещения академического образования и концептуальных подходов, об актуальности живописи в XXI веке и, конечно, о том, как будет построено обучение в его мастерской.
Направление
Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Профиль
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.