Фонотека в Школе дизайна

В Школе дизайна открывается уникальная фонотека, состоящая из редких изданий экспериментального саунд-арта, нойза и андерграунда. Инициатор создания фонотеки — композитор и независимый саунд-продюсер, преподаватель Школы дизайна Евгений Вороновский. Он рассказал о том, почему посещение фонотеки — must do для студентов и преподавателей всех профилей.

Фонотека в Школе дизайна

Сейчас в фонотеке Школы дизайна 120 пронумерованных изданий. Среди дисков, которые уже можно покрутить в руках и послушать: релизы Rapoon, Government Alpha, Pacific 231, Arctau Eos, Maurizio Bianchi. В коллекции есть и печатная продукция, например, энциклопедия «Viva Italia» — монументальный труд Дмитрия Васильева, в котором собраны статьи об артистах и лэйблах, появившихся в Италии в течение последних 60 лет.

В ближайшее время фонотека пополнится секцией винила. Коллекция будет расширяться и в других направлениях. Приоритетом при выборе изданий служит оригинальное оформление и нестандартная упаковка. Задача собрания — продемонстрировать многообразие музыкальной айдентики, открыть студентам и преподавателям доступ к редким образцам полиграфической продукции, упаковки и оформления.

Книга и диск viva italia. Д. Васильев. Фото: https://vk.com/vivaitalia_kkp
Книга и диск viva italia. Д. Васильев. Фото: https://vk.com/vivaitalia_kkp

Индустриальная и пост-индустриальная музыка связана с информацией и хэппенингом, поэтому именно те группы и объединения, которые работают в этом направлении, чаще обращаются к нестандартным приемам дизайна и оформления. Обложка и вкладыши несут здесь не столько функциональный характер, сколько погружают слушателя в атмосферу, акцентируют важные для исполнителя темы. Чтобы придать дискам неповторимый стиль, при оформлении дисков, группы экспериментируют с материалами, цветовой гаммой, рисунками, текстом.

По мнению Евгения Вороновского, чьи студенты регулярно выпускают собственные музыкальные сборники, фонотека в Школе дизайна должна популяризировать культуру визуального и тактильного сопровождения музыки. Студентам направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» важно работать с редкими изданиями не только, чтобы расширять свой звуковой опыт, но и больше понимать про широкий контекст, в котором существует музыка. Студенты других направлений могут почерпнуть здесь вдохновение для своих дизайн-проектов.

Фонотека в Школе дизайна

Коллекция, переданная Евгением для школьной фонотеки, ранее принадлежала Дмитрию Васильеву — музыкальному журналисту, владельцу лейбла Monochrome Vision. Васильев занимался продвижением электронной, экспериментальной, шумовой, эмбиентной музыки и много лет собирал ее образцы. После его смерти члены семьи коллекционера доверили Евгению Вороновскому распоряжение одной из ее частей. Именно Школа Дизайна, где в этом году прошел набор первых студентов на авангардную для России программу бакалавриата «Саунд-арт и саунд-дизайн», и где в будущем году откроется магистерская программа «Sound Art & Sound Studies», по мнению Евгения, — лучшее место для фонотеки.

В видео-интервью Школе дизайна Евгений рассказал о фонотеке и том, почему для восприятия музыки важен не только звук.

В ближайшее время появится каталог собрания.

Сейчас фонотека располагается в корпусе Школы дизайна на Малой Пионерской ул., 12 (ауд. 369), и каждый куратор или преподаватель Школы дизайна может взять любое издание, чтобы показать студентам на занятиях. В ближайшее время коллекция будет доступна для каждого студента: издания можно будет взять, как книги в библиотеке.

Фонотека Школы дизайна выражает благодарность Зинаиде Дмитриевне Васильевой, Тимуру Омару, Дмитрию Гомзякову и Кириллу Старикову за содействие и предоставленные материалы.

Читайте также

Выставка «Telling Stories. Большие данные» в ММСИ

Выставка «Telling Stories. Большие данные» посвящена отношению художников к современным способам использования, обработки и визуального представления информационных потоков. Методы анализа больших данных, активно развивающиеся во всех сферах человеческой деятельности, проникают даже в области поэтического описания мира, одной из которых является современное искусство. Визуальные и аудиальные исследования в области больших данных проводятся не только учеными, но также художниками, фотографами, дизайнерами. Проект будет проходить сразу на двух площадках: первая часть откроется 30 июня в 19:00 в Московском музее современного искусства (Петровка, 25), вторая — 7 июля в HSE ART GALLERY. Посмотреть выставку на обеих площадках можно будет до 13 августа 2023 включительно.

Искусство и устойчивость. Современное искусство и экологический нарратив

Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.

О направлении

Медиа и дизайн

Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент, владеющих графическим и моушн-дизайном, мыслящими мультимедийными форматами, создающими концептуальные продукты.

В рамках направления открыты профили бакалавриата и магистратуры.

Как поступить

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.