Лиза Мовчан

Долгие размышления над тем, что все-таки важнее: вложенное автором или то, что видит зритель, что выносит для себя из картины, привели меня к тому, что важнее второе.

В фильме Гаспара Ноэ «Необратимость» присутствует и узкая критика французского общества нулевых, и широкий разбор общечеловеческих моральных вопросов. Наркотики, необдуманное отношение к себе и жизни, животное поведение, агрессия, причины и следствия этих явлений. Основная идея: если вы, герои, живете так, не удивляйтесь итогу.

Название можно трактовать по-разному. Во-первых, это очевидная отсылка к инверсии повествования, во вторых, диагноз цивилизации. Я хочу поделиться еще одной трактовкой: жестокость — это необратимое явление. Она была есть и будет, она и есть жизнь.

Причина инверсии повествования событий, как говорит сам режиссер, в том, что чувство времени обманчиво. «Сейчас» не существует. Только ты подумал, что словил момент, а он уже прошел. Я объясняю инверсию как путь не от причины к следствию, а от следствия к причине. Существует большая разница между фразами «посмотрите что вы делали и к чему пришли» и «посмотрите к чему привело то, что вы делали».

Гаспар Ноэ очень прямолинейно выражает свое мнение, я бы даже сказала, чересчур утрировано, и как режиссер, конечно же, имеет на это право. Гаспар Ноэ зарекомендовал себя как гомофоб. Самое злачное место в фильме — гей-притон, а насильник Александры (Моника Белуччи), конечно же, гей. Гаспар Ноэ — антифеминист, Алекандра — сама виновата в своем изнасиловании, потому что оделась неподобающим образом, пошла веселиться в плохой округ Парижа. Так еще и ночью, так еще и беременная. Гаспар Ноэ расист. Насильник, конечно же, не коренной француз.

Хотя Гаспар Ноэ как-будто играет чересчур простыми образами людей, у зрителя остается место для собственных выводов. Гомосексуал и национальность насильника не являются причиной его поведения по отношению к главной героине, а, глядя на героев, нам с одной стороны, конечно же, жалко Александру и ее бойфренда, но мы не можем не видеть, что они внесли свой вклад в трагедию. На восприятие фильма влияет не только жестокость сюжета, но и операторская и звукорежиссерская работы, уровень и стиль которых я могу сравнить с Космеческой Одиссейей 2001 Кубрика. К ней, кстати, даже есть прямая отсылка: плакат на стене дома героев.

Этот фильм не про пороки французов нулевых, нет, он конечно же, об этом, но я в фильме выделяю кое-что более важное. Фильм ничуть не более жесток, чем мир, в котором мы живем. И такие события как в фильме происходят, и события еще хуже.

Основная причина, по которой нужно смотреть этот фильм, как и последующие картины Гаспара Ноэ, — это чувство, с которым зритель выходит из зала после просмотра. Возможно, тебе хочется блевать, кружится голова, но ты уже другой человек. Именно эта трансформация является основополагающей в современном искусстве, а «Необратимость» — яркий пример настоящего современного искусства.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.