Алексей Ермолаев: «Отметать все лишнее, формулировать задачу и понимать, кем ты внутри этой задачи хочешь быть»

Интервью и 5 практических упражнений для художников и аниматоров от руководителя магистерского профиля «Авторская и коммерческая анимация» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

моушн-дизайнер, арт-директор, режиссер на телевидении, в кино и рекламе, автор нескольких музыкальных клипов и короткометражных фильмов. Работает в качестве видеохудожника в театральных постановках МХТ им. Чехова и Центре Мейрхольда

Мы поговорили с руководителем магистерского профиля «Авторская и коммерческая анимация» Школы дизайна, Алексеем Ермолаевым, о том, что такое современная анимация и какие принципы обучения практикуются в магистратуре Школы дизайна. Также Алексей поделился пятью заданиями, которые будут полезны художникам-мультипликаторам и всем, кто хочет развивать наблюдательность и создать небольшой арт-проект в короткие сроки.

Вероника Усольцева
Вероника Усольцева
Алина Стогниева
Алина Стогниева
Екатерина Жужлева
Екатерина Жужлева

Что такое «современная анимация», есть ли «плохая» и «хорошая» анимация?

В сознании русского человека есть представление о мультиках Союзмультфильма и еще некотором ограниченном количестве форматов. На самом деле, мир анимации гораздо шире, и у него огромный потенциал. Сегодня любой выставке нужен ролик, который о ней расскажет. Музыканту нужен клип. Сервису нужен эксплейнер, документальному фильму — инфографика, старт-апу — реклама, а вам нужен новый анимированный стикерпак. Анимация встроена везде. Нужна, конечно, хорошая анимация, а что это такое — вопрос дискуссионный, обсуждению которого, в частности, будет посвящен и наш магистерский курс. Студенты магистратуры смогут глубоко погрузиться в современную повестку и поработать над собственным анимационным языком.

Что бы вы посоветовали людям, которые хотели бы развиваться в анимации?

Я бы посоветовал придумывать самому себе вызовы, ставить маленькие задачи, которые можно выполнить за небольшой период времени. Игра с самим собой помогает творчески развиваться. Задания преподавателя должны дополнять личную практику, а не целиком ее составлять.

Вероника Усольцева

Где искать новые идеи?

Главная черта для аниматора — понимать природу того, что окружает нас: времени, движения, формы. Для этого нужна наблюдательность. Мне кажется, что сама технология — это некоторое вдохновение. Если ты человек, который увлекается технологиями, то для тебя не секрет, что работать можно даже с телефона, даже в дороге. Если еще 20-30 лет назад надо было ездить на фестивали, чтобы быть в курсе мировой повестки, то сегодня достаточно ввести правильный запрос на vimeo.

В чем особенность магистратуры «Авторская и коммерческая анимация» по сравнению с другими аналогичными программами?

Отличительная черта магистратуры Школы дизайна в том, что мы решили в учебный процесс встроить лабораторию. В процессе обучения студент может сориентироваться в современных технологиях и рынке, взвешенно решить, что ему интересно, и только после этого начать создавать анимационные ролики.

У нас в принципе нет именно учебных проектов. Мы ориентируемся на то, что человек сразу делает проект, за который ему могут заплатить, или проект, который эффектно дополнит портфолио.

Главное качество, которое мы развиваем, — мгновенно отметать все лишнее, формулировать задачу и понимать, кем ты внутри этой задачи хочешь быть. Сейчас мир настолько стремительно развивается, что возможность в учебном режиме попробовать себя во взаимодействии с разными технологиями и в разных ролях бесценна. Таким образом вы избегаете ошибок и экономите время.

Каких студентов вы ждете? Нужен ли им художественный бэкграунд?

Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе собеседования и анализа портфолио, включающего и просмотр анимации, созданной поступающим, поэтому определенный опыт все-таки нужен. У нас плотная программа, которая требует практически мгновенного включения и догонять основы будет сложно.

Чтобы сделать первые шаги в создании анимации, лучше сначала пройти профильный курс ДПО. Кстати, в сентябре запланирован старт курса для начинающих.

То есть художественный бэкграунд для поступления желателен, но трудно сказать, каким именно он должен быть. Многое будет понятно на личном собеседовании. Если у вас еть мотивация и самостоятельные наработки то, думаю, вы его пройдете.

Кто будет преподавать на профиле?

Преподавать будут Полина Кампиони, Юрий Богуславский, Всеволод Канищев, Евгения Баринова, Даша Чухрова, Арина Шабанова, Рита Щетинская, Илья Донец и другие. Всех наших преподавателей объединяет то, что они — люди из индустрии, которые сделали много проектов.

Как вы видите свою роль как куратора?

Как человек, который реализовал уже много проектов, могу рассказать, где найти нужные инструменты, как построить работу, чтобы она была выполнена в срок, как превратить текст в режиссерский сценарий и так далее. Я могу помочь с нестандартными запросами, которые возникают при реализации проекта и сориентировать, где можно получить необходимые ресурсы или знания.

Как построено обучение? Какие проекты будут делать студенты?

Обучение в магистратуре проходит два года. Первые полгода студенты погружаются в среду современной анимации: стоп-моушн, записывают звук, осваивают другие технологии. И только в третьем модуле, то есть ближе ко второй половине первого учебного года, составив представление о возможных подходах и техниках, они приходят к куратору и начинают работу над индивидуальными проектами.

На первом году обучения студенты создают выставочное видео или эксплейнер. То есть анимацию, рассказывающую о том, как устроена какая-то выставка или пространство. Фактически это работа над брифом, максимально приближенным к реальности. Кроме того, студенты учаться работать с темпоритмом, создают анимационный ролик на основе звукозаписи, сделанной самими студентами в первой половине года.

На втором курсе у нас будут более сложные и масштабные работы. Первое полугодие мы делаем ролик в жанре документальной анимации, — это стремительно развивающийся жанр, практиковаться в котором, мне кажется, крайне интересно. Завершает курс авторский анимационный ролик, для которого студенты сами напишут сценарий.

5 упражнений для художников и аниматоров

  1. Ежедневно слушать случайные фразы на улице/в кафе/в институте, на основе чего написать сценарий объемом формата листа А4.
  2. Зарисовывать быстрые портреты людей в метро (20 секунд на один портрет).
  3. Рисовать каждый день секунду анимации, чтобы за месяц получился 30-ти секундный мультфильм.
  4. За 3 дня снять на телефон 20 фотографий и распределить их в такой последовательности, чтобы они выстроились в сюжет (фотофильм).
  5. Записывать шумы улицы и голоса на телефон, чтобы потом с помощью них переозвучить короткую сцену из фильма без диалогов (30 секунд).

Магистерская программа «Авторская и коммерческая анимация» в Школе дизайна готовит специалистов, которые могут работать как над авторскими, так и коммерческими кейсами.

Осваивая 2D, 3D, саунд-дизайн, композитинг, монтаж, принципы визуального сторителлинга и особенности различных анимационных жанров, студенты за два года создают четыре авторские работы. Выпускники выходят на рынок с портфолио, которое позволяет получать предложения от внешних заказчиков и решать комплексные информационные и интертейнмент-задачи.

Читайте также

«Вы должны защищать свою работу до последнего». Интервью с Полиной Кампиони

Что такое авторская анимация? Где работать после обучения? На какие фестивали анимации стоит съездить? Почему важно представить себе то, как кот украл оладьи? И с чего, в конце концов, начать знакомство с анимацией, чтобы найти свой путь и темы? Обо всем этом рассказала Полина Кампиони, куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Особенно рекомендуем к прочтению тем, кто чувствует неуверенность и сомнения — Полина вас точно замотивирует.

Клип для группы «Пикник» от студентки Школы дизайна Ольги Гальченко

На III курсе направления «Анимация и иллюстрация» Ольга Гальченко создала мультипликационный клип на песню «Шарманка» группы Пикник. Группа заметила работу Ольги и связалась с ней, чтобы разместить клип на своем канале. В этом материале Ольга рассказала историю создания мультфильма.

Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Студенты магистерского профиля «Авторская и коммерческая анимация» становятся профессиональными режиссерами анимационных фильмов, способными выступать в качестве авторов сценария, художников и аниматоров. Выпускники профиля получают все необходимые компетенции для того, чтобы самостоятельно создать анимационный фильм — от разработки идеи до ее реализации.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Tag Manager (noscript) -->