Борис Гуц — о ситуации в кинобизнесе, преподавании в Школе дизайна и своем новом фильме

Как кинобизнес переживает изоляцию, в каких форматах продолжается работа и какие проекты студенты бакалаврского профиля «Кино и видеоарт» делают в домашних условиях — нашей редакции рассказал режиссер и преподаватель Школы дизайна Борис Гуц.

Режиссер, сценарист, продюсер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Фильмография:

  • Смерть нам к лицу (2019)
  • Фагот (2018)
  • Арбузные корки (2016)
  • Твой брат так умеет (2014)
  • Третий лишний (2007)

О киноиндустрии

В период изоляции режиссер ведет активную работу над новым проектом и преподает в Школе дизайна у второкурсников бакалаврского профиля «Кино и видеоарт». Борис отмечает, что в целом изоляция для кинобизнеса проходит болезненно: что должно было сниматься весной и летом, остановилось, а те, кто рассчитывал на прокат в кинотеатрах, остались без него.

Для самого режиссера ситуация сложилась более удачно: ещё в январе состоялась премьера фильма «Смерть нам к лицу». Картина была замечена критиками и получила главный приз фестиваля «Окно в Европу». Однако другой крупный проект с привлечением иностранных инвестиций, кастинг которого проходил еще в сентябре, все же пришлось заморозить. Единственные, кто выиграл, отмечает он, — онлайн-кинотеатры.

Российские платформы, например Start, и до кризиса выпускали оригинальный контент. Один из примеров — дискуссионно заявивший о себе сериал «Содержанки» Богомолова. Можно ожидать, считает режиссер, что, как только появится возможность, платформы начнут больше вкладываться в производство.

В России онлайн-платформы должны были развернуться в полной мере через несколько лет, но изоляция ускорила процесс.

Борис отмечает, что онлайн-платформы, отвечая на изоляцию, стали осваивать формат screen-life-сериала, то есть формата, который предусматривает, что все действие фильма разворачивается на десктопе героя («Убрать из друзей» Лео Габриадзе, «Профайл» Бекмамбетова и «Поиск» Аниша Шаганти). Ранее формат принадлежавший полю авторского кино: «Жаль, что этот тонкий и сложный формат, открытый миру Тимуром Бекмамбетовым, используют неумело: боюсь, что он приобретет у зрителя плохую репутацию. Будем надеяться, что появятся новые качественные работы в этом жанре».

Что же сейчас делать тем, кто занят в области киноискусства? Борис считает, что изоляция — хорошее время для развития: можно не только писать и прорабатывать сценарии, но и искать бюджеты, актеров и даже локации, например, используя гугл карты. Он отмечает, что знакомые актеры продолжают репетиции и «самопробы» дистанционно. Кроме ведения личных страниц в сетях они ищут новые способы общения с аудиторией — в том числе, выходя в жанр интервью и онлайн-трансляций. Многие профессионалы кинобизнеса стали больше выступать на профессиональных онлайн-площадках и охотнее, чем обычно, дают обратную связь. Сам режиссер также активно использует онлайн-коммуникацию для решения профессиональных задач.

О новых проектах

Я веду подготовку к новому фильму дистанционно. Сценарий для него я закончил еще в начале карантина. Это простая история о современном Будде, который, возможно, живет в соседнем подъезде. В основе истории — рассказ писательницы Линор Горалик.

Фотография: Геннадий Авраменко
Фотография: Геннадий Авраменко
Фотография: Геннадий Авраменко
Фотография: Геннадий Авраменко
Фотография: Илья Попенко
Фотография: Илья Попенко

Сейчас Борис проводит кастинг для нового камерного фильма — экранизации произведения Линор Горалик, съемки которого запланированы на осень. Как и всё сейчас, кастинг проходит онлайн. Также продолжается и кропотливая монтажная работа над фильмом «Синдром жизни» Марии Шалаевой, продюсером которого выступает Борис.

«Кино и видеоарт» в Школе дизайна

Кроме работы над собственными проектами Борис курирует студентов II курса профиля «Кино и видеоарт» Школы дизайна. Сту­денты этого профиля специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа, создают короткометражные фильмы и произведения видеоарта, осваивая все необходимые кинематографисту технологии и творческие методы.

Борис отмечает, что роль куратора гармонично сочетается с его работой продюсера: по сути, он поэтапно сопровождая творческий процесс, помогая автором раскрываться, как делает и со взрослыми проектами.

На профиле «Кино и видеоарт» нет жестких догм, как делать кино. Да, мы объясняем правила и даем координаты, но мы готовим художников — artists, которые умеют не только работать с движущимся изображением, но и мыслить концептуально.

Карантин, замечает он, мало изменил учебные планы. Студенты в этом модуле занимаются видеоинсталляциями. Это, в большой мере, концептуальная и монтажная работа: формат позволяет снимать в домашних условиях, а на совместных онлайн-занятиях большое внимание уделяется теории и обсуждению отснятого. Сейчас студенты уже выполнили основную часть подготовительной работы для видеоинсталляции: составили описание и собрали референсы, впереди — исполнение задуманного.

Было бы гораздо сложнее, если изоляция пришлась на второй модуль, когда студенты снимали документальные работы. Режиссер отмечает, что студенты, с которыми ему довелось работать, зачастую выдают результаты, которые, в хорошем смысле, удивляют своей зрелостью.

Если вы хотите узнать больше о профиле и правилах приема на профиль «Кино и видеоарт» , посетите страничку направления и зарегистрируйтесь на День открытых дверей, который пройдет online уже 23 мая.

Работы студентов

Документальный фильм Максима Гаглоева. Бакалавриат, работа за второй модуль II курса
Документальный фильм Нины Моисеевой. Бакалавриат, работа за второй модуль II курса

Читайте также

Выставки сайнс-арта в Москве: путь к новой метафизике

С середины 2021 года в Москве прошла серия знаковых выставочных проектов, посвященных сайнс-арту: «Да, живет иное во мне» и «New Elements» (Laboratoria Art&Science, Новая Третьяковка), «Зловещие грезы» и «Открытое множество» (Электромузей), «Код искусства» (галерея ГРАУНД Солянка), биеннале «Искусство будущего» (Мультимедиа арт музей) и многие другие. О стремительном развитии и популяризации научного искусства на примере названных проектов рассказывает Станислав Миловидов.

Paper Street: совместный кампейн коллекции Ushatava и художницы Насти Ливадновой

Бренд Ushatava представил кампейн коллекции Paper Street подиумной линии Research, в работе над которым приняла участие художница и выпускница Школы дизайна Настя Ливаднова.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.