Идеальные формы I shape my world

С 8 марта по 7 апреля в HSE ART GALLERY была открыта масштабная выставка, ключевой исследовательской темой которой стали женщины, меняющие мир. Совместный проект HSE ART GALLERY и LEVI`S® дал возможность студентам Школы дизайна НИУ ВШЭ реализовать свои идеи на эту важную тему.

Куратор

Катя Бочавар — художница, куратор, архитектор выставочных пространств, директор Галереи на Солянке, куратор проекта ГРАУНД.

На счету у Кати множество масштабных проектов в сфере искусства: грандиозный смотр современного искусства «Здесь и сейчас» (Манеж, 2018), дизайн российского павильона на 53-й Венецианской биеннале, кураторство фестиваля Архстояние в 2013 году и многое другое.

Участники выставки

Екатерина Бородина, Ярослав Мотайлов, Мария Колоколова, Иветта Владимирова, Наталья Ленкерайт, Лейла и Лея Каракчиевы, Ксения Ермакова, Дарья Лукаш, Софья Афанасьева, Екатерина Мордвинкина, Анастасия Галеева, Наталия Михалычева, Елена Латышева, Светлана Караева, Даниил Двинских, Лиза Паршина, Маргарита Варакина, Екатерина Титова, Любовь Донкова, Катерина Муха, Нина Антонова, Анастасия Еремина.

Тема выставки

Выставка была посвящена стремлению познавать мир через искусство, поиску гармоничности и баланса между внутренним и внешним, отсутствием и наличием, движением и статикой. Поиск идеальной формы, заявленный в названии выставки, — это процесс выработки ответа на вопросы: какова идеальная форма мира внутри и вокруг нас, форма нашего взаимодействия с другими и с собой, форма телесная и духовная?

Видео с открытия выставки © Кирилл Кустов

Выставка, открывшаяся накануне Международного женского дня, сложилась в тотальную инсталляцию, единое высказывание. Вопросы, выраженные в произведениях молодых художников, очень разнообразны: каковы роли женщины в обществе и культуре, как искусство влияет на нашу жизнь, как может меняться социальная оптика из-за определенных действий и решений, какие именно человеческие качества позволяют менять реальность пусть даже в разрезе очень личных трансформаций и тихих открытий? Процесс поиска ответа тут важнее и точнее определяет заданную тему, чем любой категоричный вывод. Результаты такого исследования были представлены на выставке работами, которые несли высказывания, предлагающие зрителю включиться в процесс осмысления не только феминистического дискурса, но общечеловеческих ценностей.

Партнер проекта Levi`s® всегда был и остается в центре культурных событий, вдохновляя людей проявлять себя и свою индивидуальность. Глобальная кампания I Shape My World призвана объединить женщин со всего мира — разных рас, религий, возрастов и социальных слоев. Levi`s® рассказывает истории женщин, которые действуют, меняя мир вокруг себя к лучшему. Рискуй, ломай стереотипы, нарушай правила — только так ты сможешь сделать мир таким, каким ты хочешь его видеть.

#LIVEINLEVIS #ISHAPEMYWORLD

Работы

В проекте приняли участие 22 студента Школы дизайна НИУ ВШЭ. Их работы были представлены в виде инсталляций, документаций перформансов, авторских зинов, видео и саунд-арта, интерактивных объектов и игр. Все произведения были созданы специально для выставки, здесь вы можете ознакомиться с описанием некоторых из них.

ВСЕ РАВНО

ВСЕ РАВНО

Инсталляция Ярослава Мотайлова с помощью которой представляешь или вспоминаешь как это — учиться ходить на каблуках. Эта синонимичная взрослению перенастройка собственного тела для кого-то становится обязательным к исполнению социальным контрактом. Для тех, кто соответствовать нормам не хочет, процесс превращается в сопротивление, бунт. Объединяет эти две позиции незащищенность и подкашивающиеся, непослушные ноги. Преодолевая неуверенность и страх выглядеть глупо, удивительным образом приходишь к равновесию. Вырабатываешь внутреннюю уверенность и учишься ходить заново, заявляя о себе. Либо получаешь еще один доступный способ социальной маскировки. Возможность казаться безопасным для окружения, соответствовать шаблонам, быть конвенционально красивым.

РУСАЛОЧКА

РУСАЛОЧКА

В своей работе Любовь Донкова и Катерина Муха раскрывают миф о русалке как аллегорию женской восприимчивости и способности к трансформации. Проект посвящен человеческой хрупкости, восприимчивости и многочисленным системам камуфляжа, которые люди используют для защиты от внешних воздействий. Любая «социальная» броня, которую в работе репрезентирует ткань, покрытая чешуей из пайеток, не может полностью нас защитить. Действия других людей влияют на нас каждый день, формируя нашу идентичность — что-то почти незаметно, а что-то меняя ее кардинально. Работа рассчитана на прикосновение зрителя — каждое касание, оставляя след на хвосте русалки, вплетается в общий узор коллективного воздействия, постоянно меняющийся, как наши взгляды и отношения друг с другом.

НЕИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

НЕИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Работа Софии Афанасьевой — протест против стандартизации красоты и навязывания обществом мифа об идеальном женском теле. Гладкое и стройное, принятое в настоящее время за совершенное, не должно и не может считаться единственным вариантом «красивого». Особенности и недостатки реального, живого тела гораздо интереснее усредненного маркетингового представления об идеальных формах, воплощенных в безжизненном манекене. Барельеф, собранный из искаженных, сплавленных между собой частей манекенов, подчеркивает вульгарность стандартизированной красоты и, одновременно, предоставляет альтернативу прочтению этих форм, находя эстетическое в почти карикатурном образе пластикового идеального коллективного тела, переставшего, наконец, быть совершенным благодаря деформированным формам и фактуре.

APPROVED METHODS

APPROVED METHODS

Иконопись — основополагающая часть культуры России. Не все имена иконописцев дошли до нас, однако сохранившиеся принадлежат иконописцам-мужчинам. Создание святых образов долгое время было исключительно мужским занятием, оно требовало и до сих пор подразумевает глубокое погружение в религиозные учения, образованность автора в духовных вопросах. Женщины в эти сферы не допускались, это противоречило церковным нормам. Однако они могли вышивать и создавали невероятные произведения — расшитые иконы, которые сейчас хранятся в главных музеях страны. Имена таких мастериц не указывались и не сохранились. В серии вышивок Ксении Ермаковой из традиционных иконографических композиций исключены изображения мужчин — точь в точь как из истории исключались всякие упоминания творческого труда множества женщин. Проект исследует особенности аппарата общественной памяти и обращает наше внимание на то, что именно нам было важно увековечить.

RUN, RUNYAN

RUN, RUNYAN

Проект Екатерины Титовой вдохновлен судьбой Марлы Раньян — трехкратной чемпионки США по бегу, дважды принимавшей участие в Олимпийских играх. В раннем возрасте спортсменка начала терять зрение, но прогнозы врачей и скептическое отношение спортивного сообщества её не остановили. Всю жизнь занимаясь спортом, она смогла найти способ продолжить карьеру после того, как полностью утратила зрение. Выбрав для себя бег и достигнув в этой дисциплине невероятных результатов, она доказала, что способ одержать победу, добиться своего, есть у каждого, всё зависит только от количества приложенных усилий. Екатерина Титова сделала кубик Рубика, на каждой стороне которого изображены известные в мировой истории женщины: Мод Вагнер, Анна Фишер, Этель Пейн, Билли Джин Кинг, Нелли Бай и Мария Склодовская-Кюри. Имена этих женщин поверх фотографий напечатаны шрифтом Брайля, при этом в каждой ячейке размещена одна буква. Зрячий человек соберет пазл, ориентируясь на изображение, а слабовидящий — только на текст, который без специальных знаний прочесть невозможно. Головоломку может собрать каждый, главное — приложить усилие.

ШПИОНКА, У КОТОРОЙ БЫЛА СОВЕСТЬ

ШПИОНКА, У КОТОРОЙ БЫЛА СОВЕСТЬ


«Шпионка, у которой была совесть» — это инсталляция-пазл Дарьи Лукаш, разгадывая который, зритель знакомится с историей Эдит Тюдор-Харт — тайного агента советской разведки в Великобритании, которая сумела долгие годы снабжать СССР полезной информацией и создать легендарную «Кембриджскую пятерку» агентов НКВД-КГБ. Ее имя стало известным в Англии в 30-х годах прошлого века благодаря фотографии «Девочка у витрины кондитерской». Мастерству фотографии она обучалась в Баухаузе. Ее снимки детей из бедных семей, бездомных людей и демонстраций стали настоящим политическим оружием, открывающим глаза общественности на социальную несправедливость ее времени.

НОВЫЙ ОПЫТ ХИЛЬДЕГАРД

НОВЫЙ ОПЫТ ХИЛЬДЕГАРД

Иммерсивная аудиоинсталляция Анастасии Галеевой — посвящение композитору и саунд-художнице Хильдегард Вестеркамп
«Новый опыт Хильдегард» — это исследования мира через саунд-прогулки, заставляющие переосмыслить привычные фоновые звуки города, которые мы почти не замечаем или стараемся отфильтровывать. Проект предлагает посетителям выставки новый инструмент для восприятия мира — опыт глубокого погружения в звучание города и возможность заново открыть привычный звуковой ландшафт. Работа посвящена художнице и композитору Хильдегард Вестеркамп. Практика «глубокого слушания» (deep listening), которая получила своё развитие именно через исследования и проекты художницы, изменила восприятие множества людей и оказала значительное влияние на развитие саунд-арта.

НАТАША

НАТАША

Проект Даниила Двинских представляет собой серию графических работ в формате «музыкальных открыток». Даниил Двинских несколько лет разрабатывает свой собственный язык образов и космическую мифологию. Интерес к этой теме ему привила бабушка, которой он и посвящает свой проект, как человеку, кардинально изменившему его представление о мире. Именно её голос записан на аудиомодуле открыток. Каждый объект серии становится своего рода артефактом — накопителем детских воспоминаний художника о многочасовых разговорах с бабушкой на не самые очевидные для разговора с ребенком темы: квантовая физика, мультивселенные, Бог и смерть. Проект анализирует этот фундаментальный для автора опыт и соотносит его с темами, которые он выбрал для своих художественных исследований.

CHERRY BOMB

CHERRY BOMB

Cherry bomb — название культового сингла американской женской рок-группы The Runaways, участницы которой смогли изменить представление людей о хард-рок сцене середины 70-х годов, принадлежавшей на тот момент исключительно мужчинам. Сумев добиться значительных успехов и обрести всемирное признание, девушки внесли неоспоримый вклад не только в историю музыки, но и в развитие культуры. Cherry bomb — это яркий символ, отражающий бунтарский дух участниц The Runaways, вдохновивших многих девушек не бояться ломать сложившиеся стереотипы и менять мир вокруг себя. Взрывающаяся вишня — визуальный образ, который группа выбрала для обложки своего сингла. Неоновая инсталляция Лейлы и Леи Каракчиевых в окнах галереи отсылает зрителя одновременно к творчеству группы The Runaways и к созданному участницами группы социально-культурному феномену в целом.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Традиционно принято сравнивать все гармоничное, миролюбивое и спокойное с «женским», а воинственное и агрессивное с «мужским» началом. Подобная логика приводит к искажению восприятия и значительному упрощению понимания возможностей как мужчин, так и женщин. Объект «Противодействие» Екатерины Мордвинкиной построен на шатком балансе принятых нами социальных ролей, спорной дихотомии мужского и женского. Бронежилет здесь одновременно символизирует как войну, то есть мужское начало, так и защиту, сохранение жизни, и, значит, несет в себе и условно женские качества. Ручная вышивка по ткани бронежилета является отсылкой к «женскому» занятию — рукоделию, хотя ее сюжет не соотносится с традиционно-нежными мотивами этого ремесла. Соединяя два таких противоречивых элемента, мы получаем объект-оберег, первоначальная функциональность которого перестает быть очевидной. Как и то, что именно определяет наши действия — гендерные ярлыки или реальные возможности.

Образовательная программа

Известные художники, кураторы и другие деятели расскажут о том, что позволяет им менять мир вокруг себя в рамках открытого лектория Школы дизайна НИУ ВШЭ. Для художниц Иры Кориной и Ольги Кройтор это особенный взгляд на вещи, кураторы Катя Бочавар, Алексей и Ика Муниповы расскажут о том, как они меняют не только выставочное пространство, но и отношение к восприятию искусства, правозащитница Анна Ривина, расскажет, как начать действовать в сложной ситуации, а не ждать, что мир изменится сам по себе.
12 и 15 марта 19:00 Ольга Кройтор «Беседы о перформансе»

Первая беседа с художницей Ольгой Кройтор в рамках цикла бесед «Перформанс —откуда. Перформанс — как. Перформанс — куда»

Регистрация на 12 марта

Регистрация на 15 марта

21 марта 19:00 Анна Ривина «Что я могу сделать, чтобы остановить насилие над женщинами?»

Дискуссия юриста, основателя центра «Насилию.Нет» Анны Ривиной пройдет в формате паблик-тока, на котором Анна ответит на вопросы аудитории, а также расскажет о том, почему проблема насилия касается каждого и что нужно делать для того, чтобы люди осознали и начали ощущать свою сопричастность к этой проблеме. Регистрация

22 марта 19:00 Габриэла Кикерио «Дизайн: от прототипа к реальному объекту»

Габриэла расскажет о производственных структурах, стоящих за ключевыми дизайн-продуктами, сотрудничестве с производителями, сотрудничестве с поставщиками, самостоятельном производстве от прототипа и тестового экземляра до небольшой серии.

Габриэла Кикерио (Gabriela Chicherio) — дизайнер, специализирующийся на концепциях, выставках, мебели и аксессуарах. Она разрабатывает продукты для швейцарских и международных производителей, таких как Ligne Roset (Франция) или Stuhl + Tisch Klingnau (Швейцария), выступает в качестве члена жюри и преподает в качестве приглашенного лектора в Цюрихском университете искусств. Габриэла является одним из основателей и сокуратором Design Biennale Zürich. Регистрация

27 марта 19:00 Алексей и Ика Муниповы «Как придумать выставку для всей семьи»

Public talk создателей выставки «Игра с шедеврами от Анри Матисса до Марины Абрамович» в Еврейском музее и Центре толерантности о том, как менять традиционные взгляды на музейное пространство, показывать шедевры модернизма и современного искусства так, чтобы было интересно и взрослым, и детям. Регистрация

29 марта 19.00 Круглый стол аспирантской школы по искусству и дизайну

Участники круглого стола обсудят мифологию джинсов и специфику освоения культовых брюк из денима женской аудиторией. Особое внимание будет уделено риторике текстов и визуальному ряду рекламы джинсов, обращённых к женской аудитории.

Участники:

Ксения Гусарова — кандидат культурологии, научный сотрудник ИВГИ РГГУ, преподаватель программы Fashion Studies (МВШСЭН), автор статей по культуре повседневности XIX-XX веков, истории телесности, истории парфюмерии и косметики.

Анзор Канкулов — журналист, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Екатерина Кулиничева — исследователь костюма и истории спорта, автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» (НЛО, 2018).

Мария Смирнова — фэшн-дизайнер, основатель и главный дизайнер бренда INSHADE, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Модератор дискуссии:
Людмила Алябьева — шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы «Индустрия моды: теории и практики» (МВШСЭН, Москва).

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, созданная для подготовки кандидатов в доктора наук, которые наряду с прикладными навыками будут обладать навыками проектной работы в сфере культуры. Регистрация

2 апреля 19.00 Катя Бочавар «Кроссдисциплинарность как жажда жизни»

Практика создания кроссдициплинарных проектов. Темы, идеи и методы в преломлении разных жанров в рамках фестивалей, выставок и спектаклей.

Катя Бочавар —художница, куратор, архитектор выставочных пространств, директор Галереи на Солянке, куратор проекта ГРАУНД. На счету у Кати множество масштабных проектов в сфере искусства: грандиозный смотр современного искусства «Здесь и сейчас» (Манеж, 2018), дизайн российского павильона на 53-й Венецианской биеннале, кураторство фестиваля Архстояние в 2013 году и многое другое.
Регистрация

4 апреля 19:00 Ирина Корина «Загружено с телефона. Зевачество, как метод работы»

Лекция Ирины Кориной «Загружено с телефона. Зевачество, как метод работы». На лекции Ирина расcкажет о своем творческом методе — как готовить проект, не думая о нем, а также о рассеянности и сосредоточенности как инструментах художника. «Озираясь по сторонам, помните о себе!» — предупреждает художница. Регистрация

Ирина Корина — российская художница, дважды лауреат российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник», лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация». В 2009 году Корина была одним из участников выставки в павильоне России на Венецианской биеннале, в 2013-м её работы были показаны в параллельной программе, в 2017-м новый проект художницы был представлен в основном проекте 57-й Венецианской биеннале. Её последние персональные выставки прошли в фонде GRAD в Лондоне, Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке, Московском музее современного искусства, Stella Art Foundation и XL Галерее в Москве. Корина — участник многих групповых выставок, в том числе в Музее современного искусства MHKA (Антверпен), галерее Саатчи (Лондон) и выставочном пространстве «Кюльхаус» (Берлин).

3 апреля 19:00 Кураторская экскурсия по выставке

3 апреля в 19:00 куратор выставки Катя Бочавар проведет экскурсию, на которой расскажет об идее и концепции выставки, а также о представленных на ней работах и авторах.

Программа перформансов

8 марта 19.00 Маргарита Варакина «Замешательство»

Перформанс «Замешательство» критически рассматривает устоявшийся стереотип о том, что приготовление пищи, это не только традиционно женское занятие, но и элементарное, не требующее особенных знаний или умений, дело. Участники акции (исключительно мужчины) попробуют замесить несколько килограммов обычного теста. В ходе перформанса станет очевидно, что тесто — это сложный и неподатливый материал, а работа с ним требует значительных физических усилий, терпения и сноровки.
Регистрация на перформанс «Замешательство»

10 марта 19.00 Ксения Ермакова «Looped Machine. Оммаж Ребекке Хорн»

Современная европейская культура декларирует равные права и возможности для обоих полов, но на практике это не совсем так. У каждого из нас есть определенная роль, выход за пределы которой общество воспринимает негативно, а иногда и с агрессией. Мы оказываемся заперты в социально одобренном пространстве, собранном из чужих представлений. Любое внешнее поле для действий становится недоступным, опасным и табуированным. Можно сказать, что существуют незримые, но четко очерченные рамки, в которых консервативное общество желает видеть женщину. Некий конвенциональный образ ограничивающий её как в профессиональной деятельности, так и в личном пространстве.

Перформанс Looped Machine ведет диалог с рядом работ художницы Ребекки Хорн, посвященных расширению возможностей человеческого тела и машинам для рисования. Костюм перформера, с закрепленными на нем карандашами, это, с одной стороны, традиционная женская форма одежды, с другой — инструмент для прорисовки общественных и личных границ. Во время перформанса они становятся видимыми. Ксения Ермакова буквально очерчивает поле, за пределы которого так сложно выйти.
Регистрация на перформанс Looped Machine

14 марта 19.00 Любовь Донкова «Про волосы»

Перформанс отражает поведение общества внутри идеологических систем, для которых характерна четкая расстановка политических, культурных и этических границ. Автор моделирует образ социальной среды, самостоятельно регулирующей действия элементов, из которых состоит.
Участницы перформанса водят хоровод, держась не за руки, а за волосы друг друга. Зритель имеет возможность регулировать их действия, звоня в колокол, и таким образом подавая сигнал к изменению направления или принципов организации движения перформеров. Какие-то движения проще для исполнения, а какие-то вызывают физический дискомфорт. Только зритель в этой ситуации может определить продолжительность каждого действия или вовсе остановить акцию. Перформанс продолжается до тех пор, пока зрители не примут единогласное решение его прекратить.
Регистрация на перформанс «Про волосы»

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART Gallery работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы. Открытие собственной галереи — логичный шаг для команды Школы дизайна, в 2018 году состоялся первый набор на образовательную программу «Современное искусство».

Levi`s® всегда был и остается в центре культурных событий, вдохновляя людей проявлять себя и свою индивидуальность. Глобальная кампания I Shape My World призвана объединить женщин со всего мира — разных рас, религий, возрастов и социальных слоев. Levi`s® рассказывает истории женщин, которые действуют, меняя мир вокруг себя к лучшему. Рискуй, ломай стереотипы, нарушай правила — только так ты сможешь сделать мир таким, каким ты хочешь его видеть.

#LIVEINLEVIS #ISHAPEMYWORLD

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.