Адриан Фрутигер

Материал журнала «Проектор»
Текст: Федор Гейко
Иллюстрации: из архива автора

Адриан Фрутигер по праву считается одной из величайших фигур среди художников шрифта ХХ века. В числе разработанных им шрифтов — Univers, Frutiger, OCR-B, Avenir, Serifa и Meridien, ставшие своеобразными вехами в истории развития шрифтового искусства. Нельзя представить современный графический дизайн без шрифтов Фрутигера: их применяют в книгах, плакатах, навигации и айдентике.

Программа начертаний Универс, показанная на примере буквы «u». 1960-е годы
Программа начертаний Универс, показанная на примере буквы «u». 1960-е годы

Адриан Фрутигер по праву считается одной из величайших фигур среди художников шрифта ХХ века. В числе шрифтов, разработанных Фрутигером, такие тяжеловесы, как Univers, Frutiger, OCR-B, Avenir, Serifa и Meridien, ставшие своеобразными вехами в истории развития шрифтового искусства. Каждый из созданных им шрифтов заслуживает особого внимания или как минимум отдельной объемной статьи. Именно поэтому в 2008 году в издательстве Birkhaeuser вышла очень серьезная книга под названием «Schriften — das Gesamtwerk» («Шрифты — полное собрание»), включающая в себя весь шрифтовой арсенал Фрутигера с обширным количеством информации о каждой отдельной работе — от первых рукописных набросков до примеров последующего применения. Сегодняшний графический дизайн немыслим без шрифтов, разработанных Фрутигером. Его работы можно увидеть практически во всех областях и сферах, где требуется визуализировать информацию: книги, плакаты, машиночитаемые тексты, навигация и айдентика.

«Летрасеты» с буквами шрифта Универс. Из коллекции Федора Гейко
«Летрасеты» с буквами шрифта Универс. Из коллекции Федора Гейко

Адриан Фрутигер родился в 1928 году в маленьком местечке под названием Унтерзеен недалеко от столицы Швейцарии Берна. После обучения на наборщика в типографии он отправляется в Школу прикладных искусств в Цюрих и в период между 1949 и 1951 годами учится у таких мастеров, как Вальтер Кэх и Альфред Виллиманн. Оба преподавателя, к сожалению, до сих пор остающиеся в тени своих знаменитых учеников, производят на Фрутигера неизгладимое впечатление. Свои первые эскизы пока неизвестного гротескного шрифта Фрутигер делает под непосредственным влиянием Кэха, в книге которого «Шрифты» 1949 года уже присутствуют разработки к нейтральному гротескному шрифту, имеющему определенное сходство с тем, что впоследствии станет Универсом. В 1952 году Фрутигер становится сотрудником парижской словолитни Deberny & Peignot, и в 1962 году он открывает собственную студию в Париже вместе с Бруно Пфэффли и Андрэ Гюртлером. Параллельно со своей профессиональной деятельностью он занимается и преподаванием семиотики, основ теории и конструирования шрифта в Высшей школе искусств и полиграфической промышленности и Национальной школе декоративно-прикладного искусства.

Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год
Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год

Фрутигер берет на вооружение теоретическую базу Кэха и доводит ее до своего логического предела — проектирования целой гарнитуры с параметрами современного и уравновешенного гротеска. Фрутигер и Кэх — противники конструирования знаков и разрабатывают их в первую очередь как органические рисунки, что, по их мнению, является более легким для человеческого восприятия. При всех сходствах подходов к тому, каким должен быть шрифт, есть у них и принципиальные разногласия по важному вопросу шрифтостроения — достижение удобочитаемости. Кэх придерживается мнения, что человек видит слово целиком и расстояния между вертикальными элементами шрифта не настолько важны. Фрутигер считает, что равномерное расстояние между вертикальными элементами шрифта создает гармоничный ритм и глаз пролетает строки, не замедляясь и не спотыкаясь на сбивчивом ритме. Этого принципа он старается придерживаться практически всю свою карьеру и при разработке других шрифтов.

Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год
Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год

Особое признание Фрутигер получает благодаря одному из первых своих шрифтов, получившему название Универс. Из названия можно легко догадаться, что новый шрифт должен стать универсальным и одновременно нейтральным для восприятия и подходить для всех возможных задач, таких как набор акциденций и объемных текстовых блоков. По сути, на тот момент существуют лишь несколько шрифтов с подобными характеристиками (Futura, Gill Sans, Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk), но их закостенелые формы и скудность гарнитур не совсем соответствуют духу времени и легкому восприятию текста. Еще в начальной стадии эта работа задумывается как цельная шрифтовая программа, состоящая из 21 начертания по ширине, толщине и с курсивными вариантами, в которой все начертания гармонично друг с другом сочетаются и выглядят как единое целое. Хотя и ранее уже существовали шрифты в разных начертаниях, но именно такой подход, когда вся программа разрабатывается параллельно, был впервые применен Фрутигером при конструировании Универса. Для обозначения каждого начертания шрифта в гарнитуре он впервые использует двузначное цифровое обозначение, которое становится довольно революционным решением и впоследствии получает широкое применение в маркировке шрифтов другими дизайнерами. Универс получает высокую оценку в дизайнерской среде за свою нейтральность, свежесть и грациозность. Этот шрифт можно увидеть в работах таких мастеров, как Эмиль Рудер, Ханс Рудольф Луц, Отл Айхер и Хельмут Шмид. Эмиль Рудер становится основным популяризатором Универса на его начальной стадии, и не в последнюю очередь благодаря ему этот шрифт впоследствии становится известным во всем мире. Тонкая градация между разными начертаниями, не имеющая на тот момент аналогов в мире, становится прекрасным стимулом для дизайнерских экспериментов с типографикой. Отшлифовка и работа над шрифтом продолжается и спустя десятилетия. В 1997 году Фрутигер совместно с Linotype расширяет линейку Универса до 63 начертаний и дает новой гарнитуре название Univers Next и новую трехзначную маркировку для всех начертаний.

Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год
Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год

Чтобы проще можно было понять, чего добивается Фрутигер в своей работе над шрифтом, достаточно привести одно его очень известное высказывание о том, что шрифт, как и ложка, — это в первую очередь инструменты, и если вечером он вспомнит ложку, которой в обед ел суп, то это значит, что форма ложки была плохой. Таких же взглядов он придерживается при проектировании многочисленных шрифтов. Шрифт — это инструмент для чтения, а не творческого самовыражения и созерцания изощренных знаков алфавита. Интересны в данном контексте его поиски идеального скелета букв, который он находит при помощи накладывания знаков разных шрифтов друг на друга — таким образом вырисовывается нейтральная форма для восприятия. Фрутигер в своих высказываниях считает себя ремесленником — он создает новые идеальные шрифты для дизайнера, так же как производитель кирпича делает материал для архитектора.

Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год
Das Gesamtwerk. Внутренние развороты, 2008 год

В работе Фрутигера очень важную роль играет органическая форма. Стоит особо выделить его графические работы, в которых он при помощи свободных и абстрактных иллюстраций, близких творчеству Ханса Арпа, визуализирует содержание стихов, отображает аморфные и органические образы с ярко выраженными формами и контрформами. Иллюстрации Фрутигера — своего рода эмоциональные наброски, абстрактные визуализации, иероглифы несуществующего языка, которые становятся ясными только при взаимоотношении с текстом.

Das hohe Lied Salomos. Внутренние развороты, 1966 год
Das hohe Lied Salomos. Внутренние развороты, 1966 год

Важной считается и работа над машиночитаемым шрифтом OCR-B, который приходит на смену своему американскому предшественнику OCR-A, который в Европе принимается прохладно из-за своего слишком техничного вида. Задачей Фрутигера было создать шрифт, который может быть легко считываемым оптико-электронными приборами и тем не менее быть удобочитаемым и приятным для человеческого глаза. Модульная сетка для скелета шрифта, на которой базируется технология распознавания знаков электронными приборами, становится значительно мельче, и благодаря этому Фрутигеру удается создать шрифт, который легко воспринимается как человеком, так и техническими средствами. В 1973 году OCR-B становится стандартным по параметрам Международной организации по стандартизации (ISO).

Das hohe Lied Salomos. Внутренние развороты, 1966 год
Das hohe Lied Salomos. Внутренние развороты, 1966 год

В 1978 году Фрутигер пытается обосновать и трактовать все свои знания относительно системы знаков и шрифта, развития и применения письменности во всем мире и возможного дальнейшего развития в поистине титанической теоретической работе, которая вышла трехтомным изданием под названием «Человек и его знаки».

Адриан Фрутигер является свидетелем и непосредственным соучастником технического прогресса производства печатной продукции в XX веке — от работы с наборным шрифтом до цифрового набора с промежуточной стадией фотонабора. Каждая из этих стадий имеет свои особенности и правила конструирования шрифтовых знаков.

Das hohe Lied Salomos. Внутренние развороты, 1966 год
Das hohe Lied Salomos. Внутренние развороты, 1966 год

Адриана Фрутигера не стало в сентябре 2015 года, но его имя навсегда вписано в историю мирового дизайна, и сегодняшний шрифтовой дизайн практически немыслим без его метода системного подхода при конструировании шрифтов и целых гарнитур. Он оказывает огромное влияние как на разработчиков и художников шрифта, так и на целые поколения дизайнеров, работающих с типографикой и шрифтами. Чтобы понять масштаб проделанной работы и его влияние в мире, достаточно упомянуть лишь несколько названий из огромного списка международных компаний, использующих разработанные им шрифты в своей айдентике: ERCO, Swiss International Air Lines, Deutsche Bank, General Electric. И особо стоит выделить Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене, айдентику для которой создал Отл Айхер. Шрифт Avenir находит широкое применение в коммуникационном и навигационном дизайне Амстердама, является основным шрифтом Евровидения, предвыборной кампании французского президента Франсуа Олланда. Шрифт Frutiger, изначально разработанный как удобочитаемый при больших расстояниях, является неотъемлемой частью коммуникационного дизайна многочисленных компаний и учреждений по всему миру, используется для дорожных знаков в Швейцарии, вывесок и навигационного дизайна в аэропортах Парижа, Лондона, Амстердама, Сеула и многих других городов.

Примечания

Неравнодушным, кого заинтересовали личность Фрутигера, его творческое наследие и его подход к созданию шрифтов, стоит ознакомиться с его теоретическими работами и книгами, посвященными Фрутигеру и его шрифтам. Некоторые из них остаются доступными, переиздаются и выпущены на нескольких языках. К сожалению, в России до сих пор нет должных публикаций о его наследии или переводов его книг на русский язык.

  • «Человек и его знаки» (Der Mensch und seine Zeichen, 1978), в оригинале трехтомное издание на немецком, переведена на другие языки в многочисленных переизданиях.
  • «Адриан Фрутигер. Шрифт — полное собрание» (Adrian Frutiger — Schriften: Das Gesamtwerk / Typefaces: The Complete Works / L’Oeuvre Complet, 2008 и переиздание 2014 года), объемная монография, вышедшая на одном из трех языков, содержащая все шрифтовые работы Фрутигера с многочисленными комментариями, набросками и примерами применения.
  • «Адриан Фрутигер. Формы и контрформы» (Formen und Gegenformen / Forms and Counterforms / Formes et contreformes, 1999), книга с многочисленными экспериментами и поисками абстрактных органических форм.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.