Раймонд Лоуи

Материал журнала «Проектор»
Текст: Павел Ульянов
Фотографии: из архива автора и открытых источников

Энди Уорхол сожалел, что не он придумал джинсы. Он стремился к тому, чтобы на планете не осталось человека, не пользующегося его произведением. Эту мечту в мировом масштабе почти удалось воплотить дизайнеру Раймонду Лоуи. За свою жизнь он реализовал немыслимое число проектов для более чем двухсот компаний, от ставших знаковыми пачки сигарет Lucky Strike и бутылки Coca-Cola до поездов, самолетов, автомобилей и орбитальных модулей.

Раймонд Лоуи родился в Париже в 1893 году. О его детстве известно немногое: он увлекался авиамоделизмом и построил несколько успешных моделей планеров, побеждавших в различных конкурсах. Это позволило ему даже наладить небольшое производство и получать прибыль от их продажи. С семнадцати до двадцати одного года Раймонд получал инженерное образование. Это были последние предвоенные годы с 1910-го по 1914-й.

Началась война, и Раймонд отправился на фронт. Во время Первой мировой Раймонд служил во французской армии и проявил себя человеком недюжинной храбрости. Был ранен, получил чин капитана и награду — «Крест за боевые заслуги».

Вернувшись с войны, Лоуи не смог найти себе занятия на родине и в 1919 году отплыл на корабле в США. Весь его капитал составляли пятьдесят долларов в нагрудном кармане армейского кителя.

Оказавшись в Нью-Йорке, Лоуи начал подрабатывать оформителем витрин в городских торговых центрах. Он постепенно вливается и в индустрию моды, подрабатывая иллюстратором журналов Vogue и Harper’s Bazaar.

Постепенно интересы Раймонда смещаются в сферу промышленного дизайна, и в 1929 году он получает свою первую серьезную работу в области предметного дизайна. Производитель копировальных машин Gestetner обратился к Лоуи с заказом по улучшению внешнего вида своих аппаратов. В результате этого сотрудничества появляется новый корпус машины, который не сходил с конвейера последующие сорок лет, вплоть до 1969 года! Удивительное долголетие, особенно учитывая тот факт, что проект был сделан в течение всего трех дней. Еще одной особенностью этой работы является обтекаемая форма корпуса изделия, воплотившая в себе любовь Раймонда Лоуи к скорости и аэродинамике. Это было время зарождения стиля, впоследствии получившего название Streamline. Раймонд Лоуи был одним из тех, кто стоял в начале этого стиля, определившего во многом облик предметной среды середины ХХ века. На протяжении всей жизни Лоуи сохранил любовь к обтекаемым аэродинамическим формам, считая их более функциональными, приспособленными для промышленного производства и безусловно прекрасными с точки зрения эстетики.

1. Локомотив S1. (1938). 2. Lancia Flaminia. (1960). 3, 6. Редизайн кузова BMW 507. (1957). 4. Studebaker Avanti. (1963). 5. Studebaker Commander Starliner Hardtop Coupe. (1953). 7. Локомотив PRR K4s № 3768 и Studebaker President. 1930-е годы. 8. Greyhound Scenicruiser. (1953)
1. Локомотив S1. (1938). 2. Lancia Flaminia. (1960). 3, 6. Редизайн кузова BMW 507. (1957). 4. Studebaker Avanti. (1963). 5. Studebaker Commander Starliner Hardtop Coupe. (1953). 7. Локомотив PRR K4s № 3768 и Studebaker President. 1930-е годы. 8. Greyhound Scenicruiser. (1953)

Нельзя сказать, что слава немедленно обрушилась на автора новаторского дизайна, но первый реализованный проект позволил Раймонду Лоуи обрести уверенность в выбранном пути и с еще большим энтузиазмом начать поиск применения собственного таланта.

Вскоре последовали заказы от небольших индустриальных компаний, производящих электрические товары и даже автомобили. Например, компания Hupp Motor привлекала Лоуи как консультанта. Позже он вспоминал, что для него это было в диковинку, когда серьезная компания слушает советы парня со стороны о том, как улучшить качество их продукции.

Наиболее интересной работой Раймонда Лоуи начала тридцатых годов стал дизайн холодильника Coldspot, заказанный в 1934 году торговой сетью Sears. Основной задачей проекта было увеличение рабочего объема в полтора раза при сохранении прежней стоимости аппарата. Стоит отметить, что в разработке Раймонда Лоуи впервые был применен алюминий для полок и прочих элементов холодильника. Внешняя форма, разумеется, обтекаемый аэродинамичный стримлайн. На примере реализации этого проекта стала понятна экономическая выгода от внедрения нового дизайна — с появлением этой модели на рынке продажи компании возросли в три раза. После этого Лоуи приходит к выводу, что покупатель при выборе товара в первую очередь руководствуется эмоциями, а не рациональными аргументами. Лоуи понял, каким мощным маркетинговым инструментом в его руках является дизайн. С этого момента Раймонд Лоуи почувствовал тотальную власть над потребителем, а искусство манипуляции стало его любимым увлечением. Лоуи охотно берется за улучшение любого товара. Основным проектным методом становится дифференциация в конкурентном ряду, яркость, знаковость объекта — цвет и форма становятся приманкой для ловли потребителя.

Редизайн бутылки Coсa-Cola. (1957). Точилка для карандашей. (1934). Редизайн пачки сигарет Lucky Strike. (1941)
Редизайн бутылки Coсa-Cola. (1957). Точилка для карандашей. (1934). Редизайн пачки сигарет Lucky Strike. (1941)

Графический дизайн интересует Лоуи не менее промышленного. С хирургической точностью Лоуи отсекает все ненужное, сохраняя значимое. Показательным примером стал редизайн знаменитой пачки сигарет Lucky Strike. В старом варианте упаковки огромная надпись cigarettes отвлекает от логотипа. Лоуи радикально уменьшает эту надпись — мы продаем не сигареты, мы продаем Lucky Strike! Зеленый фон снижает контраст красного «бычьего глаза», — Лоуи делает фон белым и дублирует полученный результат на тыльную сторону пачки. Готово — получите, распишитесь, с вас пятьдесят тысяч долларов. Именно столько получил Лоуи в 1941 году с American Tobacco Company за свою работу. Колоссальная сумма. Для сведения, на тот момент это стоимость пяти истребителей Air Cobra.

Заказы начинают сыпаться как из рога изобилия. Открываются офисы дизайн-студии в Нью-Йорке, Лондоне, Париже. Raymond становится не просто Loewy, а R.L.A. (Raymond Loewy Assotiates).

За логотипами к Лоуи обращаются такие энергодобывающие гиганты, как Shell, BP, Exxon, а также почтовая служба США. Компания Coca-Cola в 1955 году заказывает Лоуи переработку стандартной бутылки и этикетки. А в 1960 году по заказу той же Coca-Cola Лоуи создает дизайн первой алюминиевой банки. Поддалось общей динамике и Национальное аэрокосмическое агентство (NASA), заказав в 1972 году новый проект орбитального модуля.

В 1949 году журнал «Тайм» публикует портрет Лоуи на своей обложке — это своеобразное признание заслуг всех промышленных дизайнеров, улучшающих свойства потребительских изделий. Это был первый случай попадания дизайнера на обложку «Тайм».

К 1951 году Лоуи уже иронично жалуется, что, похоже, обыватель отказывается пользоваться товарами без марки RLA.

Логотипы, разработанные Раймондом Лоуи
Логотипы, разработанные Раймондом Лоуи

Но вернемся во времени немного назад к главному идеалу Раймонда Лоуи — скорости, которая всегда вдохновляла дизайнера.

В 1937 году Лоуи устанавливает контакт с Железнодорожными линиями Пенсильвании. И хотя первый заказ трудно назвать проектом мечты (дизайн пепельниц на железнодорожных перронах), это не мешает дизайнеру предложить заказчику также новаторский аэродинамический экран для парового локомотива, что, в свою очередь, привело к его полной последующей переработке.

Разумеется, что форма очередного экспериментального локомотива S1 была доверена снова Лоуи. Таким образом, Раймонд Лоуи выполнял работы по улучшению значительного числа локомотивов, предлагая не только форму, но и технологии изготовления обтекателей, а также варианты раскраски. Студия Лоуи проектировала также пассажирские купе, железнодорожные станции и рекламные материалы для железных дорог. Он полностью сконцентрировал в своих руках все дизайнерские разработки от промышленного дизайна до полиграфии. О масштабе деятельности студии к концу сороковых можно судить хотя бы по тому, что для работы над одной только железнодорожной темой в 1949 году Лоуи были привлечены к сотрудничеству сто сорок три дизайнера!

Еще одним увлечением звездного дизайнера, кроме сигар, шампанского и бокса (с военных лет он неплохо боксировал и посещал тренировочный зал), были, разумеется, автомобили — хороший джентльменский набор увлечений.

Подобно Петеру Беренсу, возможно, первому в мире индустриальному дизайнеру, создававшему для компании AEG не только дизайн товаров, но всю корпоративную айдентику, Раймод Лоуи станет для компании Studebaker надеждой на обретение собственной идентичности на автомобильном рынке США, заполненном гигантскими корпорациями. Лоуи создал не только логотип компании и форму кузова, ставшую опознавательным знаком компании, но и автомобили, являющиеся шедеврами модельного ряда и высочайшими достижениями мирового автомобильного дизайна.

Обложка журнала TIME. 31 октября 1949 года
Обложка журнала TIME. 31 октября 1949 года

Раймонд Лоуи выступал против моды на экстравагантность и называл автомобили того периода «музыкальными автоматами на колесах». Высокая аэродинамика соответствовала назначению автомобиля, и Лоуи стремился убрать все, что препятствовало воздушному потоку — от дворников до решетки радиатора. Так рождались элегантные плавные очертания, такие как у Starliner Coupe 1953 года, по праву входящего в десятку красивейших автомобилей в истории.

В 1954 году увидит свет легендарный двухуровневый рейсовый автобус GM PD-4501 Scenicruiser с кузовом из гофрированного алюминия, ставший неотъемлемой частью американского ландшафта и иконой американского дизайна.

В конце пятидесятых годов Лоуи создает свою версию кузова для легендарных Jaguar XK 140, BMW 507 и Lancia Loraimo. Но дизайнер использует их лишь в собственном гараже.

Раймонд Лоуи увлекался архитектурой — проектировал частные дома; не забывал про моду — создавал орнаменты для тканей, экспериментировал с мебелью из гнутой фанеры. Ему были одинаково интересны и тюбик зубной пасты, и интерьер «Конкорда». Все, к чему прикасалось его бюро, было ориентировано на создание эмоционального, привлекательного образа каждого товара.

Лоуи стремился создать такие вещи, которые, единожды увидев, больше никогда не сможешь забыть.

В 1980 году в возрасте восьмидесяти семи лет Раймонд Лоуи отошел от дел и вернулся в родную Францию. Он поселился в уединенной резиденции в Монте-Карло, где скончался шестью годами позже, когда ему было девяносто три года.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.