Технологическая магия: как создается проект Endel, который меняет состояние человека при помощи дизайна и AI

«Искусственный интеллект будущего поблагодарит вас за это», — так новый проект Endel, стартапа, кофаундером которого является сооснователь и преподаватель Школы дизайна Протей Темен, прокомментировал Илон Маск. Редакция Школы поговорила с Протеем и директором по маркетингу и коммуникациям Endel Надей Юриновой о том, как развивается компания, которая при помощи дизайна и AI меняет состояние человека.

С 28 октября мир технологий, дизайна и искусства обсуждает коллаборацию Endel и Grimes. Знаменитая певица, недавно ставшая мамой, записала совместно с Endel колыбельную. Интервью с командой проекта опубликовали The New York Times, Esquire, Dazed, Vogue и другие всемирно известные издания. Endel — проект, в рамках которого искусственный интеллект создает для пользователя уникальную звуковую среду, которая помогает сфокусироваться, расслабиться или уснуть. Студенты и друзья Школы, которые еще не используют Endel, могут получить месяц бесплатной подписки по коду HSEART.

Команда Endel
Команда Endel

— Поздравляем с успешным запуском. К слову о комментарии Илона: сам он всегда настороженно высказывается о развитии AI. А что вы думаете о страхе перед искусственным интеллектом в духе классических антиутопий?

Надя Юринова: Любая технология, любой инструмент потенциально несут в себе угрозу — начиная с камня, который взял в руки гоминид. Будущее AI, как и любого другого инструмента, сегодня зависит от нас, от людей. Мне очень нравится, что вопросы технологической этики, защиты персональных данных и в целом критический взгляд на технологии приобретают все больше и больше веса в текущей мировой повестке. Как мы воспитаем, чем накормим AI, так он и будет работать — и тут можно быть алармистом, а можно и экспериментатором. Уважаю антиутопию как художественный жанр, но предпочитаю не бояться, а искать осмысленный и ответственный путь на собственной практике. Endel создан людьми и для людей.

Любая технология, любой инструмент потенциально несут в себе угрозу — начиная с камня, который взял в руки гоминид. Будущее AI, как и любого другого инструмента, сегодня зависит от нас, от людей.

— В своем манифесте вы описываете Endel не как приложение c фоновой музыкой, но как функцию тела. Буквально на днях мы в Школе дизайна провели научную конференцию Future Human, поэтому нам особенно интересно, какое, на ваш взгляд, будущее у человеческого тела: например, ждут ли нас морфологические трансформации?

Протей Темен: Я не уверен в таких ярких и быстрых эволюционных изменениях нас. «Тело» из нашего манифеста я бы понимал чуть шире, чем мясной каркас, адаптированный под реальность. На данный момент наш человеческий разум, что бы это ни было, сильно зависит не только от состояния оболочки, но и внешней среды. Хочется думать, что у Endel получается помочь именно ментальному слою, живущему в таком интенсивном мире.

— Endel создает небольшая команда, при этом вы в последней презентации Apple, за вас голосует Twitch и Beats by Dre на Webby Awards, да даже Граймс, как вы упомянули в одном из интервью, сама вышла на вас. Как работают ваши коммуникации? Как Endel строит свою коммуникационную и медийную стратегию?

Надя: Короткий ответ — мы просто строим нужную людям сегодня технологию, делаем это красиво и внятно рассказываем о себе.

Если подробнее: наша коммуникационная стратегия — это чистая алхимия, и моя роль — сохранять во внешних коммуникациях тонкий и живой баланс элементов Endel как команды — здесь все очень разные, и именно это сочетание перспектив — технологической, артистической, научной, философской, предпринимательской, медийной — и рождает магию. Тут важно не сваливаться сильно в ту или иную перспективу и рассказывать свою историю последовательно, чередуя темы. У нас и правда совсем небольшая коммуникационная команда, которая работает и на b2c-, и на b2b-маркетинг, и на коммуникации внутри продукта, плюс публицист в Лос-Анжелесе, иногда подключаем других людей и консультантов попроектно. О нас писали все крупнейшие медиа мира — от New Yorker, The Guardian и Pitchfork до The Wall Street Journal, Vogue и Hypebeast. Две важнейшие составляющие нашего успеха в медиа — это мощнейший визуальный стиль, созданный Протеем, и красивые, культурно релевантные бренд-партнерства, вроде Twitch-канала, усыпляющего геймеров, или колыбельной, созданной вместе с Grimes. Такие партнерства всегда рождаются органически, из взаимного интереса к исследованию чего-то, что никто не делал раньше. И потом бум — это оказывается интересно всему свету!

Партнерства всегда рождаются органически, из взаимного интереса к исследованию чего-то, что никто не делал раньше. И потом бум — это оказывается интересно всему свету!

— Конечно, очень интересно узнать подробности о новом проекте, где вы создали колыбельную вместе с Граймс. Певица недавно стала мамой, а значит — колыбельные для нее особенно важны. Как все начиналось, какие были вводные от Граймс, как был устроен творческие процесс, как вообще это все работает?

Надя: Этой весной к нам обратилось огромное количество музыкантов — музыкальная индустрия и так в кризисе, а отмена живых выступлений ударила по артистам еще сильнее, заставляя искать новые способы взаимодействия с аудиторией. К тому моменту у Endel уже был сильный бренд в этой среде после наших партнерств с Warner, Toro y Moi, Nosaj Thing, Washed Out и другими музыкантами, — и в апреле мы поговорили не меньше чем с 30 артистами и группами — от нишевых до стадионных. Граймс — уже давно наш пользователь, она писала о нас в своем твиттере еще полтора года назад, и когда мы созвонились с ней — у нас сразу возник , что называется, chemistry match. Она не просто музыкант, но и художник, artist. Граймс сама продюсирует и оформляет свои альбомы, исследует технологии и сферу AI-безопасности. Мы — коллектив не только программистов, но художников, музыкантов и профессионалов медиа — и наш выбор был однозначным. А концепция колыбельной — AI Lullaby — родилась органично, в моменте, и сразу пришлась всем по душе.

Коллаборация происходила в чате Signal и на зум-звонках. Граймс записывыла и присылала звуки и голос по брифу от нашего саунд-директора Димы Евграфова, мы пропускали их через алгоритм Endel Pacific — и вместе смотрели, что получается. Получалась магия, с первых проб — и в звуке, и в визуализации, над которой работали Протей и Настя. Дальше моей задачей как продюсера было обеспечить удобную среду для творческого взаимодействия, красиво и стройно коммуницировать проект нашему пользовательскому коммьюнити, фэн-комьюнти Grimes, прессе в США, Японии и России и соркестрировать другие партнерства вокруг этой коллаборации — с Apple, Youtube, Amazon (AI Lullaby выходит на Alexa в середине ноября), нашими партнерами в Японии Avex (японская премьера состоялась 11 ноября).

Почти сразу стало понятно, что главным героем станет спящий ребенок, проваливающийся в сон из звезд и электросхем.

Протей: С точки зрения визуального языка, после того, как мы договорились с Клэр, я пошел думать об общем художественном нарративе. Почти сразу стало понятно, что главным героем станет спящий ребенок, проваливающийся в сон из звезд и электросхем. Этот подход тоже понравился Клэр, и мы продолжили работать. Для того, чтобы это случилось так, как мне привиделось, нам пришлось заново с нуля перестроить систему визуализации. И в этот же момент к нашей команде присоединилась Настя Панина, она много работает непосредственно с движением картинки. Позже из готовых движущихся фрагментов я собрал клип, расширив эффект погружения через мягкие световые лучи и вспышки. Как мне кажется, нам получилось достаточно точно передать некоторое сонно-медитативное сверхпространство.

Экосистема Endel
Экосистема Endel

У меня есть общее ощущение некоторой технологической магии, можно сказать, нулевая волна на которой я в целом размышляю о мире.

— Поговорим о дизайне. В Школе мы, конечно, гордимся, что Протей, один из фаундеров Endel, является также и сооснователем и преподавателем нашей Школы, а наша выпускница Настя Панина приняла участие в работе над проектом с Граймс. Как бы вы описали роль дизайна в жизни Endel?

Протей: С одной стороны, роль велика. С другой стороны — на мой взгляд, дизайном это становится только в момент непосредственного применения: производства отдельных слайдов, анимаций, экранов. У меня есть общее ощущение некоторой технологической магии — можно сказать, нулевой волны, на которой я в целом размышляю о мире. Это очень сильно связано с моей художественной стратегией. И вот кажется, что даже простыми лаконичными линиями и движением у нас получается об этом рассказывать для других людей так, что они могут разделить с нами красоту этого будущего. Я не думаю, что есть какая-то тайна в том, как поставить строчку текста на экране, но мы методично, поддерживая друг друга, расширяем большую вселенную идеи, которая пару лет назад нам показалась стоящей, чтобы прожить лично.

— В завершении, если есть совет, который вы готовы дать студентам-дизайнерам, мечтающим запустить успешные стартапы, поделитесь им, пожалуйста.

Протей: Мне кажется, можно просто придумать мир: а поверив в него, тратя все свое время на то, чтобы проявить его части — показать остальным людям, которые еще не знают, что он им нужен.

Надя: Ничего не бойтесь и будьте очень внимательны! И открыты.

Школа дизайна НИУ ВШЭ благодарит команду Endel за интервью и напоминает, что студенты и друзья Школы могут получить месяц бесплатной подписки на Endel по коду HSEART.

Читайте также

«Мы все — химеры». Художественные проекты о нормативности тела

Многие теоретики XX и XXI веков обращали внимание на то, что физические границы наших тел редко совпадают с нашими представлениями о них. А наука, технологии и искусство активно влияют на подвижность этого зазора. Анастасия Алёхина рассказывает о нескольких перформансах и художественных проектах, поднимающих вопросы о нормативности и не нормативности тела, разных подходах к пониманию красивого и стыдного, табуированного и приемлемого.

Открытые защиты дипломов в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на открытые защиты дипломных проектов наших студентов, выпускающихся в 2023 году.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.