Бруно Матссон

Материал журнала «Проектор»
Текст: Павел Ульянов
Фотографии: предоставлены компанией Bruno Mathsson International

Бруно Матссон произвел переворот в шведском дизайне, переориентировав его с геометрического функционализма на органический модернизм, приблизив его к ушедшим далеко вперед датчанам и финнам. Под впечатлением от работ Алвара Аалто и Марселя Бройера Матссон создает свою эргономическую модель, основанную на структурной чистоте и человеко-центрированной логике.

Бруно Маттсон в своем лаунж-кресле Pernilla 3. Дизайн 1944. Фото 1950-х годов. Производство: Bruno Mathsson International
Бруно Маттсон в своем лаунж-кресле Pernilla 3. Дизайн 1944. Фото 1950-х годов. Производство: Bruno Mathsson International

Бруно Матссон родился 13 января 1907 года в семье Карла Матссона — краснодеревщика в пятом поколении, содержавшего фамильную мебельную мастерскую в местечке Вернаму в провинции Смоланд на юге Швеции.

Школа мало интересует Бруно. Уговорив родителей, он не заканчивает последний год своего десятилетнего обучения и поступает на работу в только что открывшуюся обновленную мастерскую своего отца. Там он с интересом осваивает характеристики древесины и технологии ее обработки.

В двадцатые годы ХХ века в Швеции доминируют неоклассицизм и различные стилизации барокко. Страна оказывается в стороне от бурного дизайнерского идейного вихря, захватившего Западную Европу. Идеи Баухауса и группы «Стиль» едва различимы в шведской перспективе. Но Бруно увлечен поисками возможностей создания функциональной мебели — отголоски модернистских идей Вальтера Гропиуса и Геррита Ритвельда долетают и до Швеции. И вдохновляют Матссона.

К 1929 году у Бруно появляется возможность пользоваться библиотекой Музея искусств и ремесел крупнейшего города южной Швеции — Гетеборга. Куратора музея подкупает энтузиазм молодого исследователя, и он составляет подборки новейших источников о достижениях европейского модернизма.

Стол Superellips. 1960-e. Кресла Mio. 1981. Производство: Bruno Mathsson International
Стол Superellips. 1960-e. Кресла Mio. 1981. Производство: Bruno Mathsson International

В 1930 году в Вернаму проходит выставка искусств и ремесел, где кресло работы Бруно Матссона (выполненное еще в традиционном барочном стиле) получает премию, а Бруно приглашают посетить выставочный павильон Стокгольма того же года. Следует отметить, что Стокгольмская выставка 1930 года явилась стартовой площадкой для шведского модернизма. Архитектор Эрик Гуннар Асплунд построил выставочный павильон из стекла и металла, впервые представив пример интернационального модернизма в Швеции, не уступающий лучшим образцам немецкой и финской прогрессивной архитектуры того времени. Павильон отражал доминирующее настроение ­— бескомпромиссную веру в новые технологии. «Успокаивающий глаз и стимулирующий душу», — так высказался о нем Йозеф Франк, пионер шведского модернизма.

Несмотря на критику и неприятие широкой публики, выставка произвела на Матссона огромное впечатление. С того момента можно говорить о том, что он отходит от традиционных стилистических шаблонов мебельного ремесла, которым на протяжении поколений занималась его семья, и начинает искать собственный визуальный язык.

И уже в 1930 году Бруно Матссону представляется возможность реализовать свои теоретические поиски в реальном продукте — его приглашают разработать дизайн стула для персонала госпиталя Вернаму. Возможность создания утилитарного кресла без использования обивки привела к неожиданному решению — пространственная рама из гнутого дерева с натянутыми на нее тканевыми лентами крепилась на гнутых деревянных ногах, образующих подлокотники. Но новаторская идея не впечатлила работников госпиталя, и подозрительные кресла убрали на склад, где они дожидались своего часа, пока Бруно Матссон не обрел всемирную славу.

Кресла Pernilla 2. 1944. Производство: Bruno Mathsson International
Кресла Pernilla 2. 1944. Производство: Bruno Mathsson International

Несмотря на непонимание, Бруно с еще большим энтузиазмом берется за развитие базовой идеи. Исследуя механику сидящего человека, он изучает отпечатки собственного тела, оставленные с снежных сугробах, экспериментирует с технологиями гибки древесины, совершенствуясь в создании великолепно исполненных элементов будущих кресел.

К 1936 году Бруно Матссон создает три базовые модели — стул, кресло и кресло для отдыха, носящие маркировку «36». Все они не имеют обивки, вместо нее используются тканевые ленты, закрепленные на рамах из гнутого дерева, базирующиеся на изящно изогнутых парах ног.

14 марта 1936 года по инициативе куратора музея Гетеборга открывается персональная выставка Бруно Матссона, которая дает автору шанс продемонстрировать свои достижения самой широкой аудитории. Выставка производит фурор и выдвигает Бруно Матссона на позиции лидирующего дизайнера Швеции. Далее следует выставка в Стокгольме, а за ней и первая международная выставка в Париже в 1937 году.

Представленная мебель восхищает посетителей, а кровать, носящая имя Paris, исполненная по той же технологии Матссона, завоевывает Гран-при Парижской выставки. Уникальный дизайн Бруно Матссона привлекает внимание директора Нью-Йоркского музея современного искусства, который приглашает Бруно Матссона с персональной выставкой в Нью-Йорк в 1939 году. Напомню, что годом ранее, в 1938 году, в том же МоМА при поддержке семейства Рокфеллеров с успехом прошла выставка Алвара Аалто, принесшая тому славу в США. Сценарий повторился: выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и последовавшая в том же году выставка в Сан-Франциско делают Матссона известным и в Соединенных Штатах.

Кресло Jetson 66. 1965. Производство: Bruno Mathsson International
Кресло Jetson 66. 1965. Производство: Bruno Mathsson International

После окончания Второй мировой войны с 1948 по 1949 год Матссон с женой Карин путешествует по США, встречаясь с ведущими архитекторами и дизайнерами того времени, среди которых Эро Сааринен, Чарльз и Рэй Имзы, Фрэнк Ллойд Райт и другие.

Вернувшись домой, Бруно Матссон увлекается архитектурой. Он строит собственный павильон в Вернаму, который остекляет с трех сторон. Павильон представляет собой овеществление концепции Матссона, отражающей принципы близости природы и человека. По привычке, приобретенной в юности, с мая по ноябрь Бруно спит на воздухе на кровати, выставленной во дворе дома под навесом.

Позже Бруно Матссон построит еще два дома для своей семьи в Швеции и Португалии. В общей сложности Матссон реализовал около пятидесяти архитектурных проектов.

В середине шестидесятых годов ХХ века Матссон возвращается к дизайну мебели. Совместно с датским математиком, поэтом и дизайнером Питом Хейном он создает знаменитый стол Superellips.

В 1969 году коллекция мебели Бруно Матссона впервые выставляется в Японии, а в 1974 году Матссон сам посещает Японию и устраивает выставку в здании Шведского центра. Успех экспозиции вдохновляет дизайнера на создание коллекции мебели, адаптированной для японского рынка, и 1976 начинается лицензионное производство мебели Матссона в Японии.

Вернувшись в Швецию, дизайнер продолжает работать над новыми проектами. А в 1978 году вторично выставляется в Музее современного искусства в Нью-Йорке. К тому моменту популярность Матссона была настолько высока, что «Нью-Йорк Таймс» напишет на развороте всего два слова: «Бруно вернулся».

Последнее свое кресло Бруно Матссон создал в 1986 году — ему было уже под восемьдесят. Его не стало двумя годами позже, в 1988 году.

Матссон оставил огромное дизайнерское наследие, а его вещи остаются современными и функциональными и сегодня. Мебель, созданная мастером, не устаревает и не снимается с производства по сей день.

Бруно Матссон удостоился множества высоких наград. Среди них премия Грегора Паулсонсса (1955), Золотая медаль принца Евгения (1965), он также стал рыцарем Королевского ордена Швеции (1967), членом Королевского общества искусств (Лондон, 1978) и получил звание профессора от шведского правительства (1981).

Читайте также

Российская креативная неделя. Москва-фест 2023

С 3 по 9 июля студенты и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ принимают участие в Москва Фест 2023, который проходит в рамках Российской креативной недели.

Студенты и выпускники «Предметного и промышленного дизайна» поучаствовали в нескольких конкурсах в мае

В мае студенты и выпускники направления «Предметный и промышленный дизайн» приняли участие в нескольких дизайн-конкурсах и заняли на них призовые места. Мария Ольховникова — второе место в конкурсе Outstanding Design Talent Call, Владислав Довгопятый — второе место в «WOODSTOCK — в студию!», а Валерия Царегородцева вошла топ-6 лучших проектов Фабрики дизайна 2.0.

Студенты профиля познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.