Дизайнер Луиджи Колани

«Земля круглая. Все небесные тела — круглые. Все они движутся по эллиптическим орбитам. Округлые формы эротичны. Так почему я должен идти вслед за слепой массой, которая все делает состоящим из углов!? Нет, я следую философии Галилео Галилея: мой мир — круглый».

Материал журнала «Проектор»
Текст: Сергей Хельмянов
Иллюстации: из архива Луиджи Колани

Полноразмерный ходовой макет гибридного автомобиля. 1970. В макете использован двигатель от Lamborghini Miura. Раздельная пассажирская кабина разработана по мотивам кокпита планера.
Полноразмерный ходовой макет гибридного автомобиля. 1970. В макете использован двигатель от Lamborghini Miura. Раздельная пассажирская кабина разработана по мотивам кокпита планера.

Для понимания, а в данном случае для ощущения стиля, важен культурный контекст. На фоне нынешней минималистичной эстетики «для всех» его предметы гипертрофированно субъективны, ярки и сверхвыразительны! Это праздник визуальности, волна эмоций, застывшая в стеклопластике! Посмотрите на фотографии. Это же материализованная чувственность. Сейчас все эти предметы воспринимаются еще поэтичнее благодаря дыханию времени. Ощущение, как будто ты нашел за шкафом свои старые детские игрушки, потерянные тогда — в восьмидесятых.

Такой, как все

Итак, примем во внимание культурный контекст. Луиджи Колани родился в 1928-м. Как все современные «большие» дизайнеры, родился он в состоятельной семье, и, как многие талантливые дизайнеры, родился он в семье артистической. Как все, или почти все, он учился. Изучал скульптуру и живопись в Берлинской академии, которую и окончил в 1946-м. Ничего себе культурный контекст — еще только год назад развевалось красное знамя над Рейхстагом! Потом, в 1947 году, в Сорбонне он изучал аэродинамику.

Конец 1940-х годов — переломный этап в развитии авиационной техники. Появляются реактивные самолеты. Растут скорость, дальность, размерность, а следовательно, изменяется значение аэродинамики. Как многих молодых людей тогда и как многих дизайнеров потом, его увлекала авиация. В середине ХХ века художественный прием создавать предметы динамичные (и не только) на основе пластики аэро- или гидродинамики достаточно распространен. К примеру, художников-конструкторов, разрабатывавших в середине 1930-х годов на Горьковском автозаводе принципиально новую модель ГАЗ-М1, возили на аэродром, где они рисовали самолеты. И Колани в 1952 году едет в США и работает там в области исследования сверхвысоких скоростей на компанию McDonnell Douglas.

Луиджи Колани. Спорткар С 112. 1970. Фото — Том Вак
Луиджи Колани. Спорткар С 112. 1970. Фото — Том Вак

Вернувшись в Европу, он живет и работает во Франции, сотрудничая со многими автопроизводителями. Создавая корпуса спортивных автомобилей, он соединяет в себе художника и специалиста по аэродинамике. В 1954 году получает первое профессиональное признание. Стиль автомобиля FIAT 1100, спроектированный Колани, получает награду Женевского автосалона. Если говорить о культурном контексте, то нельзя не упомянуть, что в следующем, 1955 году произойдет переворот в европейском автодизайне — на Парижском автосалоне будет представлен публике Citroеn DS 19 дизайнера Фламинио Бертони (F. Bertoni).

А Колани в это время живет стилем, формой. Он много проектирует для ведущих мировых производителей керамики, таких как RosenThal (посуда и столовые принадлежности), Villeroy & Boch (сантехника).

Не такой, как все

1960-е годы прошли в творчестве Колани под флагами ведущих мировых автомобильных брендов: Alfa Romeo, BMW, Lancia, Volkswagen. Золотая эпоха автомобильного дизайна. Аэродинамика, экономика и безопасность диктуют свое. В этот период происходит техническое формирование автомобиля в его нынешнем виде. И конечно, это связано с большим дизайнерским поиском. Яркий стиль эпохи требует сверхвыразительных и вместе с тем рациональных решений. Рациональных, особенно на фоне умершего Большого и вычурного стиля Детройтского барокко конца пятидесятых, который тоже во многом формировался европейскими стилистами.

Гигантский пассажирский лайнер. 1977 год. Прототипом формы самолета послужила ископаемая акула мегалодон. Колани представил свою версию пассажирского самолета повышенной вместимости спустя семь лет после появления на линиях лайнера «Боинг-747». Проект Колани подразумевал размещение до тысячи человек на каждой из четырех пассажирских палуб самолета.
Гигантский пассажирский лайнер. 1977 год. Прототипом формы самолета послужила ископаемая акула мегалодон. Колани представил свою версию пассажирского самолета повышенной вместимости спустя семь лет после появления на линиях лайнера «Боинг-747». Проект Колани подразумевал размещение до тысячи человек на каждой из четырех пассажирских палуб самолета.

К началу 1970-х Золотая эпоха закончилась, и в рамках традиционного автомобильного дизайна Колани становится тесно. Пожалуй, разве только болид «Формулы-1» Eifelland Type 21 — инновационный продукт, как бы это сейчас обозвали, — вот фокус его интереса к форме и технологии. В семидесятых Луиджи Колани проектирует много. Он всемирно признан. Он в центре всего нового.

В 1976 году появляется первый в мире самолет из пластика RFB Fanliner с роторным двигателем Ванкеля, созданный Колани. Он часто говорит, что в своем творчестве заглядывает в будущее, а то, над чем он работает сейчас, будет возможно лет через 10–15. К слову, Boeing 787 Dreamliner, первый в мире серийный самолет, фюзеляж которого изготовлен из пластика, впервые поднялся в воздух лишь 15 декабря 2009 года.

В 1978 году появляется Colani Truck 2001 — первый грузовой автопоезд от Колани с невиданным по тем временам коэффициентом аэродинамического сопротивления. Да бог с ним, с сопротивлением! Это выглядит просто безумно! Безумно футуристично и революционно эстетично. Луиджи создает в Швейцарии студию грузовых автомобилей и двумя годами позже, в 1980-м, представляет публике второе поколение магистральных тягачей на шасси грузовика Mercedes-Benz. Тягачи все более и более фантастического вида Колани строил едва ли не до конца жизни — он скончался в 2019 году.

Грузовики, построенные на шасси DAF и Mercedes Actros. 1997/2002.
Грузовики, построенные на шасси DAF и Mercedes Actros. 1997/2002.

Колани как культурный контекст

Великие восьмидесятые! Всплеск новых технологий в области электроники. И тут уже важен политэкономический аспект культурного контекста. Лидировать в этой передовой сфере начинают японцы. В 1983 году Луиджи Колани переезжает жить в Японию. К этому времени там уже 10 лет действует созданный им центр дизайна. Там он активно сотрудничает с Canon, создавая для компании ряд концептуальных революционных продуктов.

А дальше? Европа? Америка? Япония? Возможно. Но все клокочет в СССР. В стране идет перестройка. Ветер перемен, воодушевление и надежды на изменения во всех областях. В тот момент кажется естественным: модный западный дизайнер предлагает Волжскому автозаводу свой проект. Бесплатно. Это — «Жигули» для ралли «Париж — Дакар» Lada Gorbi (Colani) 1987 года.

Луиджи Колани собственной персоной на выставке своих работ в Карлсруэ
Луиджи Колани собственной персоной на выставке своих работ в Карлсруэ

На серых страницах журнала «Техника молодежи» — локомотив для Сибири. Это нечто среднее между самолетом и отварным кальмаром, на самом деле — паровоз. Почувствуйте контраст: дешевая советская полиграфия журнала, рыхлая бумага явно вторичной переработки — и транспортное средство из далекого, фантастического будущего. Его формы завораживают. На многих советских мальчишек того времени повлияли именно эти публикации. Вот то, чему можно посвятить всю жизнь! Многие современные дизайнеры вспоминают их (эти статьи) как поворотный пункт в своей жизни. И, коль уж мы говорим о культурном контексте, в этом же 1987 году в Колонном зале Дома Союзов проходит учредительное собрание Союза дизайнеров СССР.

15 ноября 1988 года в Советском Союзе запустили многоразовый космический корабль «Буран». В комплексе с ним были разработаны ракета-носитель «Энергия», транспортные самолеты ВМ-Т и Ан-225 «Мрия» немыслимых размеров и грузоподъемности. И только на фоне этих впечатляющих проектов можно адекватно оценить проекты Колани того времени. Циклопические не то самолеты, не то космические челноки с красными звездами и логотипами СССР на борту экстравагантны по пластике и чудны по компоновке.

Чудаковатый профессор

С 1988 года Колани является профессором Бременского университета. Можно сбиться со счета, в каких городах и странах были и есть его дизайн-центры и исследовательские лаборатории.

В 1990-е он активно работает еще и как архитектор, создавая свои сооружения в Японии и Таиланде. А в 1992 году в Дортмунде проходит первая полномасштабная выставка его работ. Он проектирует электронику и музыкальные инструменты, посуду и сантехнику, мебель и одежду. Сколько же нужно природной энергии, чтобы столь активно работать и выдавать образы столь экспрессивные?!

В начале 2000-х маэстро создает очередной магистральный тягач Aero 3000. Этот грузовик имеет колоссальный успех не только в среде дизайнерской и околодизайнерской, но и среди промышленников. Немецкий производитель цистерн Spitzer-Silo заказал Колани изготовить демонстрационный шоу-трак к 50-летию компании. Здесь дизайнер впервые рассматривает автопоезд как единый дизайн-продукт (вместе с полуприцепом). Бионичные обводы кабины и кузова позволили не только получить целостный образ, но и уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления до уровня даже ниже, чем у некоторых легковых автомобилей. Созданный автопоезд впервые демонстрировался на выставке в Ганновере в 2002 году.

Колани создает свои концептуальные проекты по заказу ведущих мировых авиационных гигантов: McDonnell Douglas, Rockwell International, Boeing. В 2003 году он начал разработку реактивного самолета Alekto-TT62.

В традициях российской школы дизайна форму диктуют функция и здравый смысл. Поэтому к дизайну авиационной техники (где все рационально и подчинено исключительно законам аэродинамики) художника не подпускают. Максимум, что ему могут доверить, — дизайн интерьеров и разработка графики на поверхности. Колани смело экспериментирует с формами всего летающего. Не надо наступать на собственное горло! За вас это с удовольствием сделают другие! Смотрите на него, студенты-промдизайнеры! Он — жрец культа эмоционально-бионического дизайна, и он выдает вам индульгенцию!

Вместо послесловия

Мы смотрим на Луиджи Колани в определенном контексте — контексте современности. Да, продукты Колани похожи на реквизит к фантастическим фильмам 1970-х, подобно тому, как терминал аэропорта Шарль де Голь в Руасси (1974 год, архитектор Поль Андре) похож на декорации к этим фильмам. Да, его продукты субъективны в максимальной степени, а большинство дизайнеров промышленного продукта рыщут в поисках объективности. Но чем объективнее вещь, тем она более «серая». Эппловская эстетика шествует по миру победоносным маршем. Субъективности в дизайне все меньше.

Немецкий дизайнер Дитер Зигер, рождающий прекрасные вещи изумительной стерильности, — воплощение чистого разума, логики и технологии. Его дизайн-центр находится сейчас в том самом замке близ Мюнстера, где раньше творил Колани. Двор ухожен тщательно, по-немецки, замок отреставрирован, газоны подстрижены. Покой и порядок. Это ли было при Колани? Замок не скрывал своей древности. Прорехи в штукатурке открывали взглядам старую кирпичную кладку. И в контраст к этим древним стенам — весь двор завален макетами из стеклопластика в натуральную величину чего-то фантастического, что должно полететь лет через 30.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.