Пластинка Let It Bleed группы Rolling Stones

Изображение: сайт http://legendoffatcat.blogspot.com/
Изображение: сайт http://legendoffatcat.blogspot.com/

Роберт Браунджон родился в 1925 году в Нью-Джерси в семье британских иммигрантов. С юных лет у него обнаружился художественный талант, и в 1944 году, несмотря на сопротивление семьи, он переехал в Чикаго и поступил в Институт Дизайна. Заведение было основано в 1937 году под названием Новый Баухаус, а руководил им один из знаменитых деятелей изначального Баухауса — Ласло Мохой-Надь. Браунджона считали чрезвычайно одаренным, ему покровительствовали и сам Мохой-Надь, и сменивший его Серж Чермаев. К сожалению, Браунджон рано подсел на героин и марихуану. Чермаев, узнав об этом, отправил юное дарование на курс реабилитации, но полностью избавиться от пристрастия тому не удалось.

Изображение: сайт http://robertbrownjohn.com
Изображение: сайт http://robertbrownjohn.com

Впрочем, карьере Браунджона увлечение наркотиками поначалу не вредило, а богемный образ жизни способствовал расширению кругозора и развитию деловых связей. Будучи поклонником джаза, Браунджон не только завел знакомство с легендарными музыкантами Чарли Паркером и Билли Холидей, но и ближе сошелся с Чермаевым и философом и архитектором Бакминстером Фуллером, которые также любили посещать джаз-клубы.

Получив в 1948 году диплом архитектора, Браунджон занимался городским планированием в Чикаго. Позже он в качестве преподавателя вернулся в альма матер, параллельно подрабатывая графическим дизайнером в ряде журналов. В 1951 году он решил, что Чикаго — не его уровень и перебрался в Нью-Йорк. Он работал с такими серьезными клиентами, как Мебельная компания Хермана Миллера, дизайнер Джордж Нельсон, фотограф Роберт Като и компания Columbia Records. В 1955 году он наконец основал собственную фирму, а год спустя к ней присоединились Иван Чермаев (сын Сержа) и Том Гейсмар. Дела компании, получившей имя BCG, шли прекрасно, заказчики и критики оценили ее новаторский стиль. В заказах недостатка не было. В том же 1956 году Браунджон женился, вскоре у него родилась дочь.

1959 год. Одна из последних американских работ Браунджона — инсталляция в офисе PepsiCo в Нью-Йорке. Изображение: сайт https://www.nytimes.com
1959 год. Одна из последних американских работ Браунджона — инсталляция в офисе PepsiCo в Нью-Йорке. Изображение: сайт https://www.nytimes.com

Казалось, все в жизни БиДжея, как его звали друзья, благополучно. Но характер Роберта (или же отсутствие характера, по мнению некоторых его знакомых) толкал его к расслабленному времяпровождению. Посиделки в клубах, тесное общение с музыкантами (в том числе Майлзом Дэвисом, который стал крестным отцом его дочери) — все это само по себе не вредило, но наркотики прекрасно вписывались в такой образ жизни, и БиДжей вернулся к героину. Он отработал еще несколько лет с Чермаевым и Гейсмаром, приняв участие в нескольких серьезных проектах, в частности оформлении стенда США на Международной выставке в Брюсселе. Но в 1959 году ушел из компании и вскоре перебрался с семьей в Лондон. Причиной, как считается, было более либеральное отношение британского законодательства к наркотическим веществам.

Изображение: сайт http://robertbrownjohn.com
Изображение: сайт http://robertbrownjohn.com

Браунджон получил пост креативного директора в компании J. Walter Thompson и сразу же удивил англичан своими творческими методами. Он подбирал на улицах случайные предметы и типографский «мусор» — его квартира была забита сломанными уличными знаками, отдельными буквами, обрывками афиш с показавшимися ему интересными типографскими решениями. Появлялся на работе в неурочные часы, иногда пропадая целыми днями и совершенно не соблюдал субординации, высказывая все, что думает. Однако его ценили и терпели его чудачества.

Успех пришел почти сразу. Реклама колготок Lifelons — черно-белое, почти схематичное фото стройных женских ног — принесла ему едва ли не все возможные награды и в Британии, и за рубежом. Работу дизайнера сравнивали со скульптурами Константина Бранкузи. Примерно в то же время, в начале 1960-х Браунджон начал работать над титрами ко второму фильму о Джеймсе Бонде — «Из России с любовью». Дизайнер Алан Флетчер вспоминает, как выглядела презентация задумки продюсерам: «БиДжей установил проектор, зарядил пленку с титрами, погасил свет, снял пиджак и рубашку и стал извиваться в луче проектора. После чего пояснил: „Все будет так же, только вместо меня будет красивая девушка“.» Браунджон вообще формулировал свои идеи предельно кратко и четко. Он считал, что если идею нельзя передать в телефонном разговоре — значит, она недостаточно продумана.

Изображение: сайт http://robertbrownjohn.com
Изображение: сайт http://robertbrownjohn.com

За десять лет в Лондоне Браунджон осуществил немало проектов, часть из которых сегодня входит в постоянную экспозицию Музея Современного Искусства. В 2013 году в нее была добавлена обложка пластинки Let It Bleed группы Rolling Stones. С предложением сделать ее к БиДжею обратился в 1969 году гитарист «Роллингов» Кит Ричардс. Первоначальным названием альбома было Automatic Changer — так называлось устройство, автоматически опускающее на диск проигрывателя новую пластинку. У Браунджона быстро созрела идея. Он связался с Делией Смит — ныне знаменитым кулинаром и телеведущей, а тогда — малоизвестным автором книг по домоводству — с просьбой сделать торт. Броский, яркий, на грани китча. Готовое изделие было украшено фигурками музыкантов и поставлено на слоеную конструкцию, в которую входили бобина с кинопленкой, циферблат часов, пицца и резиновая шина. Основанием служила пластинка Rolling Stones с опущенным на нее древним, еще граммофонным тонармом.

Изображение: сайт https://www.rootsvinylguide.com/
Изображение: сайт https://www.rootsvinylguide.com/

На обратной стороне было все то же самое, но уже в состоянии хаоса: пластинка расколота, в колесе торчит гвоздь, из пиццы и торта вырезаны куски, глазурь помята, фигурки музыкантов повалены (обозреватели отметили, что одна все же осталась стоять, хоть и вмятая по пояс в торт, и это была фигурка друга БиДжея — Кита Ричардса). Обложка получилась эффектной и в то же время несла философский заряд — хотя здесь мы попадаем в область гипотез, в голову автору ведь не залезешь. Однако, например, колесо могло быть отсылкой к знаменитой статье 1967 года «Бабочка на колесе», опубликованной в «Таймс». В ее заглавии была использована цитата из Александра Поупа, а написана она была в защиту лидеров «Стоунз» Кита Ричардса и Мика Джаггера, арестованных за наркотики. Тема запрещенных веществ была, как мы знаем, близка Браунджону. Правда, Поуп, писавший свои строки в 1735 году, имел в виду колесо как пыточный инструмент, но средний житель Лондона 1960-х скорее представлял бабочку, раздавленную колесом автомобиля или другого транспортного средства.

Лидеры Rolling Stones Кит Ричардс и Мик Джаггер изучают пробный оттиск обложки. Изображение: сайт https://www.theglobeandmail.com/
Лидеры Rolling Stones Кит Ричардс и Мик Джаггер изучают пробный оттиск обложки. Изображение: сайт https://www.theglobeandmail.com/

Пицца — как символ поп-культуры, блюдо простое, универсальное и общедоступное. Коробка с кинопленкой тоже не представляет загадки: «Роллинги» к 1969 году успели сняться в нескольких документальных лентах. Вдобавок, в следующем, 1970 году, Джаггер появится на экранах в главных ролях сразу в двух фильмах, и к моменту начала работы над альбомом часть материала уже была отснята. А вот циферблат как символ быстро бегущего времени заслуживает отдельного комментария. Дело в том, что в ходе работы над пластинкой ушел из жизни основатель Rolling Stones Брайан Джонс. Вероятная причина — наркотики. А через год после Джонса (13 месяцев, если быть точным) и через 7 месяцев после выхода пластинки (она была выпущена 5 декабря 1969 года) уйдет из жизни по той же причине и сам Браунджон. За 7 дней до своего 45-летия.

1969 год. Плакат Браунджона, посвященный борьбе за мир. Изображение туза — «асе» по-английски — вместо соответствующих букв в слове «Peace». Изображение: сайт http://rocksoff.org/
1969 год. Плакат Браунджона, посвященный борьбе за мир. Изображение туза — «асе» по-английски — вместо соответствующих букв в слове «Peace». Изображение: сайт http://rocksoff.org/

Читайте также

Школа дизайна НИУ ВШЭ завоевала премию Школа года на конкурсе ADCR Awards 2023

12 октября завершился очередной конкурсный сезон ADCR Awards. Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь принимала активное участие в конкурсной программе — студенты и кураторы получили золотые, серебряные и бронзовые награды в нескольких номинациях, а Школа дизайна выиграла в специальной номинации премии и стала Школой года!

«Дизайн — это суперсила». Интервью с Иису Акопяном

В 2023 году Школа дизайна НИУ ВШЭ открыла новое направление HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL. На первой совместной с Российско-Армянским (Славянским) Университетом программе уже учатся первые студенты. Один из них — Иису Акопян — рассказал нам о своих впечатлениях об учебе, сессии и о своем взгляде на дизайн в Армении.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.