Дипломные проекты студентов профиля «Дизайн и современное искусство»

4 июня в Школе дизайна прошла защита дипломных проектов студентов профиля «Дизайн и современное искусство», созданных под кураторством художницы и координатора направления «Современное искусство» Александры Кузнецовой и куратора Школы дизайна Арсения Сергеева. Мы попросили нескольких студенток: Сашу Вальс, Катю Мордвинкину, Маргариту Варакину, Елену Власову и Софию Афанасьеву рассказать о проектах, которые стали итогом обучения в Школе дизайна.

На занятиях студенты профиля «Дизайн и современное искусство» получают базовые дизайн-навыки и работают над различными художественными проектами: инсталляциями, произведениями видеоарта, фотопроектами и созданием персональных выставок. В результате за четыре года обучения студент обладает внушительным портфолио с авторскими проектами, опытом самостоятельного проведения собственных выставок на внешних площадках и возможностью успешной интеграции в профессиональную среду. Наши студенты становятся самостоятельными художниками и одновременно — экспериментаторами, ищущими выражение актуальных тем в поле современного искусства.

Дипломные работы не только показывают результат обучения, агрегируя в себе весь круг изученных инструментов и навыков, но и раскрывают уникальность мышления каждого художника и концептуальность подхода к реализации задачи. Мы поговорили со студентами об их итоговых проектах, процессе их создания и о дальнейших творческих планах.

В качестве проекта студенты должны были придумать и провести собственную художественную выставку на одной из внешних прощадок.

«Поэзия на помойке и объекты рядом». Саша Вальс

© Фото: Таня Чайка
© Фото: Таня Чайка

В пространстве НИИДАР Саша Вальс представила свой дипломный проект — результат работы с оставленными пространствами и заброшенными предметами. Выставка «Поэзия на помойке и объекты рядом» — это выставка о поэзии осколков, которые на некоторое время стали чем-то большим и вырвались из временного потока утилизации вещей.

В чем идея проекта «Поэзия на помойке и объекты рядом?»

Год назад я делала помойку-арт и на каждой встречной и интересной помойке конструировала «арт-объекты», которые были очень похожи на ранний минимализм, но грязный, грубый и вонючий. На это меня вдохновил один смешной бомж из моего родного города Чебоксары. На центральных остановках города он строил башни из алкогольных бутылок и рюмок. Мне нравится такой подход в искусстве, когда все делается как бы сразу и из того, что имеется. Но я не ограничиваю себя вакуумом своей жизнедеятельности, поэтому начала ходить по разным пространствам, где обычно нет никого нет, но предметы есть.

Проект «Поэзия на помойке и объекты рядом» — это скорее о том, что всё — помойка. Мы забываем, где мы и что нас окружает. Поэтому я делаю важным неважный предмет, создаю из разбитой вазы и ее осколков цельную вазу — перевертыш с именем и жизнеописанием. Поэтому этот проект никогда не закончится, так как пространство не закончится. И я понимаю, что мой проект связан со временем, так как предмет всегда несет в себе историю, время, когда им пользовались (функционал) и время его смерти. Поэтому, чтобы лучше понять объект, предварительно я провела серию графических экспериментов — рисовала «не дыша», «вздыхая», «выдыхая». Этот метод позволил делать искусство «на вздохе»: находить пространство с предметами, пересобирать, структурировать и уходить. Каждый мой объект — это определенный вздох о чем-то, что когда-то чем-то было и стало этим, вещью.

На меня произвел сильное впечатление текст Мартина Хайдегера «Вещь» — то, как автор разобрал обычную чашу и своей интерпретацией сделал её чашей, которая уподобляется всему живому, человеку. Я хочу, чтобы зритель проникся к мусору, как к самому себе, чтобы нашел в одном из найденных осколков (объектов) очертания нежности и поэзии своей души. Сложность была в том, чтобы в моем восприятии сделать объект «лучше», концептуальнее, выразительнее. Потом я это переросла и поняла, что мой объект не зависит от моих художественных видений, а зависит от самого процесса — куда я пошла, что нашла. Можно сказать, что я не хочу контролировать этот проект, он как бы находился в потоке и в самом процессе, нежели чем в стремлении быть законченным.

По какому принципу отбирались объекты?

По принципу пластичности. Мне нравилось выбирать материалы и объекты, которые могут отличаться от самих себя. Например, изогнутая труба, которая предполагает гибкость в разные стороны, а сама по себе она жесткая, куча проводков, проволока или деревяшка с дырками или гнилая деревяшка. Чаще всего это объекты, о которых я не знаю даже того, как они использовались раньше.

Как ты планируешь развиваться дальше в сфере современного искусства?

После учебы у меня в планах профессионально начать работать с творческими коллективами и строить карьеру художника, развивать свои идеи не только в художественных проектах, но и в просветительских. Я хочу стремиться к масштабности работы с объектами, возможно, ближе к инсталляции, чтобы это было extra large, big, иммерсивно-убедительно и пугающе. И попробовать делать выставочные проекты непосредственно в самих пространствах, где я нахожу объекты.

«Ни один жест». Катя Мордвинкина

© Фото: Артур Шустров и Артем Кияшко
© Фото: Артур Шустров и Артем Кияшко

Проект Кати Мордвинкиной «Ни один жест» — трехтактное однодневное событие в форме спектакля, прошедшее в галерее ARTPLAY и посвященное взаимоотношениям власти и человека, совмещение пластического театра и перформативного действия. Центральной идеей спектакля послужили жесты политических и религиозных деятелей, сопровождающие их речь. Хореография через метафорическое повествование заменила текстуальную часть спектакля и служила тому, чтобы разоблачать образы и ситуации современной российской действительности.

В первом спектакле трилогии зритель присутствует при застольных дебатах, во время которых может заново пережить истории из повседневности. Во втором он может проассоциировать себя с исполнителями и сделать свой выбор: поддаться указаниям или совершить протестное действие, а в третьем — стать наблюдателем соревнования, которое закончится вынесением приговора.

Идея проекта появилась у Кати еще во время карантина, когда нужно было придумывать темы диплома. Студентка выбрала искусство танца и начала обращать внимание на движения, которые сложно артикулировать с помощью языка и которые мы обычно не замечаем во время восприятия чьей-то речи. К форме спектакля Екатерина обратилась как к чему-то новому для себя, а в качестве источников наблюдения выбрала язык тела политических и религиозных деятелей, как наиболее яркий и акцентный, особенно сейчас: «Мне хотелось поработать с чем-то на грани всех интересных для меня медиумов, и, одновременно, не отходить от моей основной темы — языка и его единиц — слов и жестов», — поясняет Катя.

О сложностях реализации

В процессе работы было тяжело собрать все воедино, доходчиво на каждом этапе подготовки объяснить то, что жило у меня в голове на протяжении нескольких месяцев. Это было интересно, потому что проверять, как работает задуманное с пластической точки зрения определенно лучше, чем просто мыслить идеями. Это, пожалуй, и стало самым прекрасным: сопоставлять телесный опыт каждого исполнителя с ролью, которая была ему дана, и жестами, которые для нее характерны. Про команду хочется сказать отдельно, потому что все друг друга подхватывали на репетициях, и получался многомерный процесс, когда параллельно отрабатываются несколько сцен и каждый друг с другом взаимодействует.

О целях проекта

Одной из основных целей было акцентировать внимание зрителя на тех состояниях в речи политика или любого говорящего, когда жест не просто сопровождает слово, а переходит из одного знака в другой, образуя новые жесты. Для меня оказались важны эти «неназванные» состояния, которые и образовали движенческие партитуры в дальнейшем. Хотелось, чтобы зритель пережил уже знакомые ему ситуации заново, переключив фокус внимания на скрытые невербальные знаки, отойдя от слов как основного элемента речи, а также проассоциировал свой телесный опыт с какими-то каноническими телесными символами. В одной из частей трилогии зрителю также предлагалось включиться в ход постановки, сделать свой выбор или прореагировать, как ему предлагают. Хотя эта часть была весьма экспериментальной, поэтому с ней можно еще много работать. Хочется сказать отдельное спасибо нашему куратору Александре Кузнецовой. Она была рядом с самого начала — продумывания идейной части спектаклей, их вариативного развития в написании сценариев, и до последнего — когда уже шла подготовка мероприятия.

О дальнейших творческих планах

Хотелось бы отыграть трилогию еще несколько раз, по-разному ее представить для разной публики, ведь это всегда эксперимент. Если говорить глобально, то я точно убедилась, что хотела бы работать на стыке театра, танца и звука, больше продумывать сценографию. И, пожалуй, поработать в разных формах с масками, которые были частью костюмов ребят: в какой-то момент мы пробовали делать видеоарт, так что возможно — что-то сделать в этом медиуме. Продолжать искать и пробовать все пластически.

«Здесь рядом». Маргарита Варакина и Елена Власова

© Фото: Митя Лялин
© Фото: Митя Лялин

Двухчастный выставочный проект «Здесь рядом» в галерее «На Песчаной» состоит из двух экспозиций — «Здесь рядом. Будем соседями» Маргариты Варакиной и «Здесь рядом. Мерцание» Елены Власовой.

«Здесь рядом. Будем соседями»

Выставка-инсталляция с включением социального контекста «Здесь рядом. Будем соседями» Маргариты Варакиной — это собрание артефактов и объектов искусства, найденных у жителей московского района Сокол. В рамках подготовки к выставке художница проводила видео-интервью с участниками исследования, которые также вошли в экспозицию.

Как проходила работа над проектом «Будем соседями»?

Ещё на стадии выбора темы дипломной выставки я определила для себя, что хочу делать ее с участием жителей того района, где находится галерея. Галерея «На Песчаной» одобрила нам заявку и, таким образом, в проект были вовлечены жители Сокола. Общение с людьми — это всегда сложно. Начиная исследовать район и знакомясь с жителями, я столкнулась с тем, что не все готовы были идти на контакт. Некоторые пожилые люди соглашались общаться только вживую, даже не по телефону, что затрудняло весь процесс подготовки к выставке, но делало его интереснее. Самое крутое — видеть, как жильцы заинтересованы в проекте, когда им говоришь, что выставка посвящена их соседям: они сразу оживляются и готовы помогать с поиском людей. Александра Кузнецова помогала на всех этапах работы над проектом, начиная от инициирования знакомств и написания текстов к выставке и заканчивая техническими эскизами к инсталляции.

Как бы ты описала цель этой выставки?

Мне хотелось бы, чтобы зритель проникся историями этих людей, а жители узнали о своих соседях, с которыми живут рядом, но не общаются. Чтобы жители Сокола нашли на выставке своих знакомых, и это сподвигло их на дальнейшую коммуникацию. Я и дальше планирую исследовать районы Москвы, работать с их жителями и делать с ними выставки.

«Здесь рядом. Мерцание»

Проект Елены Власовой «Здесь рядом. Мерцание» — визуальное исследование, наблюдение за городом и его пространством. Елена исследует ту часть города, которая не форматируется официальными властями и по сути призрачна, никому не нужна, маргинальна. Внимательно наблюдая за таким городом, художница находит в нем альтернативные образы, которые начинают переходить в плоскость абстракции, однако, все ещё отсылают к городским местам. В пространстве такого города ярко проявляется бесконечная поэзия времени, все стремится к руинам. В составе экспозиции выставки: инсталляции, фотографии, объект, видео, живопись, книга художника и стрит-арт.

«Я хотела показать зрителю город с неожиданных альтернативных сторон, создать такой его образ, который заинтересовал бы человека и вдохновил больше смотреть и наблюдать за незримой повседневностью. Тихий, удивительный город», — Елена Власова.

В чем для тебя заключается интерес исследования города?

Идея проекта возникла на основе моих прошлых проектов, также про город, но немного с другого ракурса. Изначально я проявила интерес к пространству города, потому что оно совсем не нейтрально, пыталась проявить разные его аспекты и зоны психоэмоционального воздействия на человека. Первый мой проект, связанный с городом, возник из-за наблюдения того, что городское пространство переполнено решетками и оградами, которые формируют враждебный климат, отчуждают человека от такой среды. Мне захотелось с этим что-то сделать, деконструировать ограду, превратить во что-то другое, увести в абстракцию. И дальше я начала изучать город более широко, искать места притяжения в городе, работать с его спецификой, вычленяя из него и другие образы, стратегии. Сейчас город для меня намного шире, четче, дружелюбнее, нежели то изначальное от него ощущение «ловушки из заборов».

С какими сложностями ты столкнулась в процессе работы над выставкой?

Сложности будто бы возникают всегда, когда заходишь на поле чего-то нового, чего раньше не делал. С инсталляциями было непросто: ведь нужно не только придумать реализуемый формат, но и продумать массу технических моментов. Очень здорово, когда есть возможность работать и консультироваться с людьми, которые разбираются в чем-то новом для тебя. Самым крутым был процесс поисков живописных техник: это постепенный последовательный путь проб и экспериментов, перетекающий в ощущение уверенности, знания художественных материалов, с которыми работаешь. Также, живопись даёт возможность работать со слоями, экспериментировать с тем, ка́к что на что накладывается — это всегда удивительный процесс, поиски визуального языка. Ещё большую радость мне доставляет общение с городом, дрейфы, это время сюрпризов от пространства и его особой жизни.

Выставка «Здесь рядом» проходит с 22 мая по 27 июня в галерее «На Песчаной» по адресу: м. Сокол / м. Полежаевская / МЦК Зорге ул. Новопесчаная, д. 23, к. 7

«Призракология постсовестких пространств». София Афанасьева

© Фото: Митя Лялин
© Фото: Митя Лялин

София Афанасьева  сокуратор выставки, проходящей в HSE ART GALLERY и ставшей результатом оpen call’a для художников, в ходе которого предлагалось поразмышлять о «призракологии» окружающих нас пространств. 60 художников — студенты и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ, а также независимые авторы — представили свои работы в пространстве галереи. «Призракология постсоветских пространств» — это тотальная инсталляция, на которой постсоветское пространство осмысляется через графику, скульптуру, видео, фотографию и живопись.

Также студентка создала визуальное книжное исследование «Призракология в постсоветском искусстве», в котором собраны проекты современных российских художников, интерпретируемые как часть тематического поля «хонтологии» (то слова haunt — призрак). Работа является частью диплома и также представлена на выставке.

Напоминаем, что 18 июня начался прием документов для поступления на бакалаврский профиль «Дизайн и современное искусство» и программу бакалавриата «Современное искусство».

Если у вас уже есть образование, и вы хотите полностью изменить свою жизнь и стать художником, работающим с традиционными форматами и цифровыми медиа, для вас открыта магистратура «Практики современного искусства».

Читайте также

Как прошел ALUMNI DAY#2

27 мая с 15:00 до 20:00 в новом пространстве Школы дизайна НИУ ВШЭ — Creative Hub — прошла открытая встреча выпускников Alumni Day. Создатели креативных проектов и бренды, готовые к коллаборациям с Young Professional, встретились, чтобы поделиться опытом и придумать новые форматы сотрудничества. Специальным партнером мероприятия выступил VK Образование.

По-прежнему лучшие. Школа дизайна на World Brand Design Society

Студенты, выпускники и кураторы Школы дизайна уже не первый год принимают участие в конкурсе World Brand Design Society. Зима 2023/24 не стала исключением — сразу несколько проектов завоевали награды в различных номинациях. Именно благодаря людям, которые связали свою жизнь со Школой дизайна или выбрали её для получения образования, мы стали первыми в рейтинге Global Design Education Ranking — целых 40 проектов получили свои награды за всё время существования премии! В этом материале посмотрим на новые проекты, которые были отобраны платформой в начале 2024 года.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.