Альбом Revolver группы The Beatles

Источник фото: сайт http://www.mfu.co.kr/
Источник фото: сайт http://www.mfu.co.kr/

В 1966 году The Beatles выпустили легендарный альбом Revolver, который многие критики считают работой даже более значительной, чем последовавший за ним Sgt. Pepper. Возможно, он уступал последнему в музыкальном плане, но именно Revolver стал сигналом к грандиозным изменениям в поп-музыке: на смену простым танцевальным мелодиям массово пришли сложно организованные композиции, навеянные приемом «расширяющих сознание» веществ. Проще говоря, психоделия. Ее элементы проявлялись и раньше, в том числе и у The Beatles, но именно Revolver стал ее манифестом, вывел ее в музыкальный мейнстрим. Альбом предвосхитил, а во многом и спровоцировал наступившее в следующем году «Лето Любви», пришедшее на волне стиля жизни «секс, наркотики и рок-н-ролл». Не менее новаторской, чем музыка, была и обложка альбома, созданная немцем Клаусом Форманном.

The Beatles, Гамбург, 1960. Фото Астрид Кирхерр. Источник: сайт www.snapgalleries.com
The Beatles, Гамбург, 1960. Фото Астрид Кирхерр. Источник: сайт www.snapgalleries.com

Он познакомился с «ливерпульской четверкой» (тогда еще пятеркой — с Питом Бестом, Стю Сатклиффом и без Ринго) в 1960 году, во время их гастролей в Гамбурге. По его рассказам, было это так. Однажды дождливым вечером 21-летний художник Форманн вдрызг разругался со своей подругой фотографом Астрид Кирхерр и рванул на улицу. Ноги привели его в квартал красных фонарей. Привлеченный музыкой из какого-то подвала на улочке Гросс Фрайхайт, он заглянул в него и пропал: влюбился в рок-н-ролл и конкретно — в The Beatles.

Ранние выступления Beatles в Гамбурге принято романтизировать — рождение легенды и все прочее. Но Форманн вспоминал, что все было куда мрачнее. «Повсюду шлюхи и сутенеры. В клубах, случалось, дрались на ножах. Я подумал: „О, Боже, я не смогу зайти в эту дыру!“. Но собрался с духом и вошел».

Джордж, Стю и Джон. Гамбург, 1960. Фото Астрид Кирхерр. Источник: сайт www.snapgalleries.com
Джордж, Стю и Джон. Гамбург, 1960. Фото Астрид Кирхерр. Источник: сайт www.snapgalleries.com

Позже он затащил в этот клуб — «Кайзеркеллер» — и свою подругу Астрид, и их однокашника по гамбургской Школе Искусств (а точнее Школе моды, текстиля, графики и рекламы) Юргена Фолльмера. Почти каждый вечер они втроем приходили и садились возле сцены в своих темных костюмах — нонконформистская эстетская молодежь, увлекавшаяся Сартром и экзистенциализмом, до того слушавшая лишь авангардный джаз. Они так выделялись на фоне остальной публики, что официанты подходили к ним и предупреждали: «Осторожно, у нас тут драки бывают».

Пол Маккартни. Фрагмент работы «Полицейский участок Davidwache». Рисунок Клауса Форманна. Источник: Genesis Publications
Пол Маккартни. Фрагмент работы «Полицейский участок Davidwache». Рисунок Клауса Форманна. Источник: Genesis Publications

Рок-н-ролл в исполнении ливерпульцев покорил их всех. Дружба завязалась после того, как Астрид пригласила музыкантов домой, где они наконец-то смогли принять душ — в клубе, где они не только выступали, но и жили, им даже воду для бритья приходилось брать из писсуаров. Позже у Астрид завязался роман со Стю Сатклиффом, и в ноябре 1960-го они уже были помолвлены.

Клаус Форманн, Астрид Кирхерр, Стю Сатклифф. Источник: сайт https://zip.news/
Клаус Форманн, Астрид Кирхерр, Стю Сатклифф. Источник: сайт https://zip.news/

Сатклифф останется с Астрид, уйдет из группы и поступит в Гамбургский колледж искусств, променяв музыку на живопись. Свою бас-гитару Höfner President 500/5 он одолжит Полу Маккартни, запретив, однако, менять порядок струн. И левша Пол будет какое-то время мучаться со струнами, натянутыми в обратном порядке. Но уже в апреле 1962-го Сатклифф умрет от кровоизлияния в мозг в возрасте 21 года, не застав успеха The Beatles. Они с Астрид так и не успеют пожениться .

Астрид Кирхерр, автопортрет. Источник: сайт www.snapgalleries.com
Астрид Кирхерр, автопортрет. Источник: сайт www.snapgalleries.com

Но вернемся к Форманну. Разрыв с ушедшей к музыканту подругой не привел к разрыву с The Beatles, он даже сыграл вместе с ними в один из вечеров: Сатклифф подозвал его и передал свою бас-гитару. Форманн был знаком с гитарой, но не с басом, тем не менее согласился и исполнил вместе с группой одну из песен Фэтса Домино. Это выступление дало Форманну «путевку» в музыкальный мир. Став бас-гитаристом, он примет в этом качестве участие в записи десятков альбомов, в том числе и в сольных проектах «битлов». Играть он будет вплоть до 1990-х.

В первой половине 1960-х Форманн переехал в Лондон и какое-то время жил в одной квартире с Джорджем Харрисоном и Ринго Старром. Однако постепенно связи с The Beatles ослабли, и звонок Джона Леннона в 1966 году застал его врасплох. Beatles же, как оказалось, не забывали о своем знакомом и его художественных способностях.

Джон Леннон. Эскиз Клауса Форманна. Источник: сайт https://www.pinterest.ru/
Джон Леннон. Эскиз Клауса Форманна. Источник: сайт https://www.pinterest.ru/

В тот период традиционным оформлением обложек альбомов была фотография. Иногда оформитель упражнялся еще и со шрифтами, как это было на предыдущей пластинке The Beatles — Rubber Soul, но собственно в художнике необходимости, как правило, не было. В этот раз музыканты решили, что обложка должна быть такой же необычной, как и музыка.

Пол Маккартни вспоминал: «Мы знали, что Форманн рисует и работает графическим дизайнером. Честно говоря, мы понятия не имели, что он делает конкретно. Но он, все-таки, учился в арт-колледже, а значит, кое-что умел. Вот мы и попросили его придумать что-то необычное».

Лондон, 1967. Форманн с эскизами своих работ для Revolver и пластинки Bee Gees — Bee Gees’ 1st. Фото: Pictorial Press/Alamy
Лондон, 1967. Форманн с эскизами своих работ для Revolver и пластинки Bee Gees — Bee Gees’ 1st. Фото: Pictorial Press/Alamy

Форманн подошел к делу серьезно и сперва прослушал записанный материал. «Они звучали так авангардно, — рассказывал он. — Обложка должна была быть под стать музыке, странной и сюрреалистической. Я такого еще не делал». Подумав, он решил совместить графические портреты «битлов», исполненные в бердслеевской манере, с фотоколлажем. Образы и воспоминания музыкантов клубились между ними, прячась в лабиринтах длинных волос.

Работа понравилась и «битлам», и их верным соратникам — звукорежиссеру Джорджу Мартину и продюсеру Брайану Эпстайну. Последний, рассказывают, даже прослезился. И его можно понять. Именно во время записи этого альбома резко обозначились особенности характеров членов группы, что могло в итоге привести к конфликту и расколу. Художник смягчил назревавшие проблемы, показав, что, хотя все четверо разные, их объединяет общее прошлое, воспоминания, дружба.

Клаус Форманн и Альфонс Кифер. Работа для The Beatles Anthology (1995). Чуть ниже правого верхнего угла афиши — фрагмент обложки Revolver. Фото: сайт https://en.wikipedia.org/
Клаус Форманн и Альфонс Кифер. Работа для The Beatles Anthology (1995). Чуть ниже правого верхнего угла афиши — фрагмент обложки Revolver. Фото: сайт https://en.wikipedia.org/

Обложка, созданная Форманном, вдохнула новую жизнь и в музыкальный дизайн. До этого музыканты работали с дизайнерами, прикрепленными к студиям звукозаписи, и не выбирали оформление пластинок сами — это делали продюсеры. Теперь у них появилась творческая свобода, как и у дизайнеров, увидевших, что можно сделать больше, чем обычное фото. Таким образом обложка становилась самоценным произведением искусства, арт-объектом. Их начали создавать признанные художники и мастера современного искусства — Роберт Раушенберг, Герхард Рихтер, Энди Уорхол и Джефф Кунс. Раскрепостились в этом плане и The Beatles, в следующем году удивившие мир быстро ставшей культовой обложкой к «Сержанту Пепперу».

Клаус Форманн. Утро в клубе The Top Ten. Источник: сайт https://www.voormann.com/
Клаус Форманн. Утро в клубе The Top Ten. Источник: сайт https://www.voormann.com/

Форманн же продолжил создавать иллюстрации для музыкантов — например, для Bee Gees — и играть на бас-гитаре. Он участвовал в записи альбомов трех бывших «битлов» — Ринго, Джорджа и Джона, и даже выступал на сцене с Ленноном и его Plastic Ono Band. Несколько лет он отыграл в Manfred Mann, заменив там Джека Брюса, ушедшего в Cream. Кроме этого, записывался с такими известными группами и музыкантами, как Badfinger, B.B. King, Donovan, Harry Nilsson, Howlin’ Wolf. Форманн также работал музыкальным продюсером, а в 90-е вновь увлекся иллюстрацией — в том числе связанной с The Beatles.

Фрагмент из книги Клауса Форманна Revolver Reloaded (2016). Источник: Der Tagesspiegel
Фрагмент из книги Клауса Форманна Revolver Reloaded (2016). Источник: Der Tagesspiegel

Вместе с Астрид Кирхерр Форманн работал над книгой Hamburg Days, вышедшей в 1999 году, с 1995 по 2000 год участвовал в проекте «Антология», включавшем документальные фильмы, музыкальные альбомы и книгу, а в 2016 году к 50-летию альбома Revolver подготовил иллюстрированное издание Revolver Reloaded, в котором рассказал историю создания культовой обложки.

Читайте также

Школа дизайна НИУ ВШЭ завоевала премию Школа года на конкурсе ADCR Awards 2023

12 октября завершился очередной конкурсный сезон ADCR Awards. Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь принимала активное участие в конкурсной программе — студенты и кураторы получили золотые, серебряные и бронзовые награды в нескольких номинациях, а Школа дизайна выиграла в специальной номинации премии и стала Школой года!

«Дизайн — это суперсила». Интервью с Иису Акопяном

В 2023 году Школа дизайна НИУ ВШЭ открыла новое направление HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL. На первой совместной с Российско-Армянским (Славянским) Университетом программе уже учатся первые студенты. Один из них — Иису Акопян — рассказал нам о своих впечатлениях об учебе, сессии и о своем взгляде на дизайн в Армении.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.