Европейский карнавал сегодня

Европейский карнавал сегодня

*Материал создан на основе выпускного визуального исследования "Визуальный код современного европейского карнавала" студентки направления "Художник театра и кино" Арины Захаровой (выпуск 2022 года). 

Непременные атрибуты карнавала  – маски, эксцентричные костюмы,  активные перемещения большого количества участников по оформленным специально для события большим пространствам, трансформации бесчиленных ярких образов, танцы и театральные выступления. За всеми этими внешними характеристиками карнавалов  можно не заметить их важнейшую общественную функцию: карнавалы всегда являются сообщением о социальном напряжении и способом начать диалог между разными группами населения. Элементы карнавалы могут рассказать нам и об истории и локальных территорий, и целых стран, о настроениях и увлечениях инициаторов и участников шествий. Это всегда портрет социума, организующего мероприятие. Форм карнавала в современной Европе множество, ниже представлены наиболее яркие и репрезентативные.

Праздник в честь смены времён года и аграрных сезонов

Это одна из самых популярных и традиционных форм карнавала. Среди самых известных карнавалов этого вида: карнавал в Базеле, Венецианский карнавал, Rosenmontag в Дюссельдорфе, Карнавал в Бенше, Бушояраш, Кукер.

Популярнейший Фастнахт в Базеле, как и большинство других крупных карнавалов, является отголоском языческого праздника смены времён года. Современный Фастнахт интересен тем, как в его рамках переплетаются образы, пришедшие из разных веков: от Средневековья до современности, в сумме порождая узнаваемый визуальный код. Одним из основных событий карнавала является парад оркестров, во время которого каждая группа музыкантов оказывается выделена своей тематикой костюмов. Внутри любой группы легко отыскать предводителя, ведущего за собой музыкантов. Часто он оказывается выделен с помощью костюма персонажа, стоящего выше по иерархии, либо через размер и степень проработки маски. Визуальный код Фастнахта основан прежде всего на схожести черт и многократном повторении масок участников карнавала. При самой разнообразной тематике, все маски объединены общей гротескностью и технологией изготовления. У карнавальных платформ на фестивале нет выработанной общей эстетики, каждая из них работает скорее на тематику отдельных групп, чем на общий стиль. Помимо крупных платформ, на карнавале можно увидеть необычные транспортные средства участников. Ночью карнавал освещается разноцветными платформами-светильниками, украшенными авторскими росписями разной тематики. Тёплый свет трансформирует пространство ночного города, придавая ему атмосферу уюта.

Карнавал как память об истории местности

Карнавалы часто устраиваются в небольших городках и обращаются к истории местности, работают с традициями и ритуалами, сохранявшиеся веками. Одним из таких карнавалов является Каттенстут, в основе которого лежит практически забытая жуткая традиция сбрасывания кошек с колокольни Палаты суконщиков Ипра на прилегающую площадь. Вероятно, убийство кошек символизировало избавление от злых духов, но по мере развития общества потребность в проведении ритуала отпала. Сейчас Каттенстут превратился в карнавальное шествие, посвящённое кошкам, но признаки старого праздника всё еще просматриваются в отдельных элементах мероприятия. Огромные куклы в виде кошек – традиционный элемент  карнавала. В оформлении карнавальных платформ с разных сторон обыгрывается тема праздника. В конце карнавала происходит событие, отсылающее к ещё одному традиционному обряду Каттенстута – сожжению ведьмы. Шут, держащий игрушечного котёнка – образ, отсылающий к традиции праздника.

Если говорить о карнавале как памяти о конкретной местности, то еще можно отметить Иврейский карнавал со знаменитой битвой апельсинов. Считается, что карнавал в Иврее празднуется в честь давней победы местных жителей над захватчиками, либо в честь старой стычки с людьми феодала, пытавшегося завладеть дочерью мельника. Происхождение праздника из истории места подчёркивается визуальными элементами карнавала и механикой главного действа. 

Во время битвы апельсинов участники карнавала могут выступать в роли местного ополчения, либо принимать роль враждебных сил: рыцарей на повозках, выступающих основной мишенью для обстрела апельсинами. Фруктами можно нанести тяжёлую травму, поэтому участники, символизирующие вражеское войско, вынуждены надевать защитные шлемы, стилизованные под рыцарский доспех. Костюмы участников, выступающих в ролях обеих сторон конфликта, выполнены в геральдических цветах и украшены гербами, благодаря чему усиливается идентификация карнавала с полузабытым историческим событием. Кроме того, место проведения битвы заранее украшается баннерами, отсылающими к событию.

Карнавализация протестов

По мере нормализации акций протеста в Европе всё более явной становится тенденция их карнавализации, возможность элемента игры в рамках разговора на серьёзную тему. Помимо игры в смену иерархии, карнавализация протеста несёт информационную функцию: фотографиям протестующих в ярких костюмах проще прорваться сквозь шум современных медиа. На современных акциях протеста часто можно увидеть трансформацию тела протестующего в символ проблемы путём выливания на него краски. Популярен мотив сожжения или закапывания персонажами-агрессорами (лидеры стран, либо более абстрактные персонажи) реквизита, символизирующего будущее. У активистов появляются талисманы и дресс-код. Например, протесты движения Extinction Rebellion не обходятся без группы людей, одетых в однотонные костюмы, своим цветом символизирующие повод протеста.

Протестующие часто выступают в карикатурных масках политиков, воспроизводя абсурдные ситуации. Так они пытаются использовать карнавальную игру с переворачиванием ролей для дестабилизации общественного мнения относительно образа васти. Существуют ставшие классическими атрибуты протеста, связанные с карнавализацией, такие как маска Гая Фокса. Примеряя на себя образ знаменитого участника Порохового заговора, протестующий превращается в живое воплощение символа протеста. Например, польским депутатам на верхнем изображении достаточно бумажных масок для выражения недовольства деятельностью других партий. Ещё один яркий символ протеста – образ Джокера, либо злого клоуна. Как ни странно, образ доброго клоуна так же популярен у протестующих. 

Праздники сообществ и субкультур

За последнее время заметно расширились сообщества отаку и гиков, организующие собственные подобия карнавалов – аниме и комик-коны, во время которых участники примеряют на себя образы персонажей любимых произведений. Несмотря на организованную структуру таких фестивалей, они постепенно обрастают новыми традициями и стратегиями, придумываемыми участниками. Помимо косплея разной степени проработанности на подобных фестивалях можно встретить внутренние субкультуры, например, фурри – людей в костюмах стилизованных антропоморфных животных.

Полная версия визуального исследования Арины Захаровой ниже:

Автор публикации:
name

Анна Краснослободцева

Преподаватель курса «История и теории дизайна» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, историк искусства, культуролог, искусствовед.

Подробнее

Читайте также

«Я, как детектив, пытаюсь размотать клубок смыслов». Интервью со Степаном Лукьяновым.

Преподаватель профиля бакалавриата «Ивент дизайн. Театр. Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Художник, сценограф, главный дизайнер Электротеатра Станиславский, арт-директор Московского музея дизайна, член Московского Союза Художников, лауреат премии «Золотая маска». В этом интервью об отношении к профессии художника, художественном образовании и перспективах развития ивент-дизайна со Степаном Лукьяновым побеседовал Василий Мельниченко, преподаватель профиля бакалавриата «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс», художник, исследователь культуры.

Премьера теневого спектакля «Не ищи лета зимой» в Школе дизайна

16 марта в 18:00 пройдет премьеры показ теневого спектакля «Не ищи лета зимой» от I курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс».

Направление обучения

Ивент-дизайн. Театр. Перформанс

Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.

Направление «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.