Александра Кузнецова: «В современное искусство приходят по осознанной необходимости: „Не могу не делать!“»

Художница, кураторка, академический руководитель программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Александра Кузнецова рассказала нам о выставке своих студентов в галерее «На Песчаной», о магистерской программе «Практики современного искусства» и о том, кому эта программа точно подойдёт.

14 мая в московской галерее «На Песчаной» открывается выставка «Как дальше жить», на которой будет представлено пять дипломных работ студентов магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ. В выставленных проектах студенты исследуют свои отношения с действительностью и разными аспектами современной жизни. Кураторы выставки — Александра Кузнецова и Александр Журавлёв.

Выставка «Как дальше жить» открывается уже завтра. Расскажите подробнее о её концепции и о проектах, которые будут на ней представлены.

Выставка состоит из пяти дипломных проектов, собранных в пространстве галереи. Каждый проект — это своя индивидуальная проблематика, своя тема, свой набор инструментов. Но они объединены интересом и даже беспокойством относительно каких-то аспектов нашей жизни. Художники, участвующие в выставке «Как дальше жить», пытаются через свои проекты выстроить картину современного мира, со всеми его перипетиями, текучестью и изменчивостью.

За два года студенты магистратуры «Практики современного искусства» вышли на понимание себя и того, о чём они хотят говорить в поле современного искусства, так что каждый дипломный проект — квинтэссенция опыта, полученного во время обучения.

Все выставленные работы масштабные, и каждая из них могла бы быть персональной выставкой.

Место сбоя
Ксения Анненко

Место сбоя

Ксения выясняет отношения с симулятивной природой реальности. Основная мысль её проекта заключается в том, что сегодняшняя реальность не совсем то, чем кажется — она больше напоминает компьютерную игру. Это связано с цифровизацией всего вокруг, с нашим восприятием, которое в связи с этим меняется. И в своей инсталляции Ксения показывает, как реальность мутирует в игру и превращается обратно в реальность, но мы никогда не можем уловить эту границу.

Blind zone 2.0
Анна Знаменская

Blind zone 2.0

Анна также исследует границу между физической реальностью и цифровой, которая стирается в связи с нашим постоянным погружением в интернет. Это происходит спонтанно, неосознанно, даже неожиданно. Аня как раз фиксируется на этом моменте перехода, «соскальзывания» из физической реальности в виртуальную, исследует то, как это работает и как это осознавать. Её проект состоит из большой серии живописных работ с элементами AR (дополненной реальности).

С праздником
Алёна Матвеева

С праздником

Проект Алёны — о феномене праздника. Ему предшествовало большое исследование праздничной культуры в нашей стране, что вылилось в сложный многочастный проект, состоящий из инсталляции, серии объектов и книги художника. Студентка исследует эстетику официальных учреждений и мероприятий, превращая актуальную для них форму политического театра в карнавал.

Вне времени
Юлия Авилова

Вне времени

Юлия изучает отношения современного человека со временем. Время как некая унифицированная модель не учитывает человеческой индивидуальности, она очень жесткая. Но человек может от этой жесткой регламентации и рамок ускользать. Художница исследует идею индивидуального времени и отношений с ним, работает со временем, визуальным ландшафтом, городской средой и предметами повседневного быта. Её работа состоит из серии видео, коллажной графики и объектов — это большой мультимедийный проект.

Не знаю, куда я без девчонок, правда
Ксения Параскевова

Не знаю, куда я без девчонок, правда

Ксения представляет видеодокументацию перформанса-спектакля с большим количеством участников, состоявшегося на отдельной площадке. Спектакль посвящен женской дружбе, её ценности для каждой женщины и обесцениванию в обществе. Ксения берёт понятие женской дружбы как отправную точку и через серию коллективных перформативных и партиципативных практик наполняет его содержанием.

О чём эта выставка? К каким размышлениям она может подтолкнуть зрителя?

Поскольку художницы размышляют на такие темы, как природа времени, дружба, отношения с цифровым и виртуальным, — это может подтолкнуть зрителя к более внимательному отношению к данным вещам. И позволит задуматься о том, что ускользает от нашей осознанности. Проект Анны Знаменской посвящен «соскальзыванию» в цифровую реальность: например, мы стоим на остановке, а в это время через интернет записываемся в поликлинику или покупаем продукты. Физически мы здесь, а ментально нас носит по самым разным местам. Эти процессы, как правило, протекают неосознанно. И каждый из проектов предлагает ситуацию для размышления — отношения с подругами, со временем, с виртуальностью, с празднованием чего-либо. Каждый проект даёт пищу для размышлений и рефлексии, переноса этих идей на свою жизнь.

Кому точно стоит сходить на эту выставку?

Эта выставка — для современного человека, живущего в большом городе, ведь все мы так или иначе сталкиваемся с вещами, о которых говорят художницы в своих проектах.

Конечно же, она будет интересна тем, кто собирается поступать в магистратуру «Практики современного искусства» — можно будет мысленно выстроить путь от точки, в которой ты находишься сейчас, до точки, к которой ты можешь прийти через два года. Так что для абитуриентов она будет очень показательна и любопытна.

Проекты на выставке «Как дальше жить» — это результат двух лет обучения в магистратуре «Практики современного искусства». Расскажите о программе магистратуры — как она устроена?

В магистратуре «Практики современного искусства» студент выбирает для себя основную программу: «Фотография», «Видеоарт», Art & Science, «Печатная графика» или «Керамика и текстиль». Часть времени студенты ходят в свою мастерскую, а часть времени — делают со мной разнообразные проекты, не привязанные к выбранному медиуму. Мы создаем самые разные работы: видео, анимацию, 3D-пространства, инсталляции, объекты, живопись, графику. Проекты у нас, как правило, парные, совмещающие цифровой и «аналоговый» медиумы — через это мы учимся создавать концептуально связанные вещи, выстраивать сложные связи внутри проекта. Помимо этого, безусловно, мы изучаем историю искусства, в том числе современного.

За два года мы даём все, чтобы студенты смогли ориентироваться в современном искусстве, понимать основные тренды и тенденции. Но упор делается, конечно, на создание своих проектов — эксперименты с различными художественными средствами, поиск собственных тем. Это наша принципиальная позиция — она логически понятна и объяснима: чтобы быть художником, надо делать работы. В процессе обучения студенты делают большое количество законченных проектов, которые наполняют портфолио и позволяют художнику освоить различные медиумы и инструменты, чтобы потом — на подходе к диплому — понять, что для него ближе, и выбрать для итогового проекта подходящие темы и средства.

Алёна Матвеева. С Днём ожидания капремонта. Баннерная ткань
Алёна Матвеева. С Днём ожидания капремонта. Баннерная ткань
Ксения Анненко. Место сбоя. Цифровой коллаж, баннерная ткань
Ксения Анненко. Место сбоя. Цифровой коллаж, баннерная ткань
Ксения Анненко. Место сбоя. Цифровой коллаж, баннерная ткань
Ксения Анненко. Место сбоя. Цифровой коллаж, баннерная ткань
Анна Знаменская. Ольга Петренко, ожидая не цифровой 86 автобус на остановке, получила уведомление в мессенджере от сестры и упала в цифровую лужу. Бумага, фанера, акрил
Анна Знаменская. Ольга Петренко, ожидая не цифровой 86 автобус на остановке, получила уведомление в мессенджере от сестры и упала в цифровую лужу. Бумага, фанера, акрил
Юлия Авилова. Коллаж из серии «Вне времени». Бумага, картон
Юлия Авилова. Коллаж из серии «Вне времени». Бумага, картон
Ксения Параскевова. Перформанс-спектакль «Не знаю, куда я без девчонок, правда»
Ксения Параскевова. Перформанс-спектакль «Не знаю, куда я без девчонок, правда»

Кто может прийти в магистратуру «Практики современного искусства»? Сложно ли в неё поступить и какой прогресс ждёт студентов?

Для поступления нет никаких противопоказаний. К нам приходят очень разные люди. Может прийти человек, который закончил бакалавриат не по художественной специальности, но по какой-то причине решил, что ему интересно погрузиться в непростую сферу современного искусства.

На вступительном экзамене нужно показать портфолио — это может быть как реализованный проект, так и идеи проектов — то, что хотелось бы сделать. Если вы занимаетесь чем-то, что, по вашему мнению, можно обозначить как проект, это нужно показать.

В нашем случае прогресс — это переход от полного непонимания или обобщенного понимания того, что такое практика современного художника, до наполненного хорошими и интересными работами портфолио, которое пригодится и при подаче заявок на выставку или конкурс, и для старта карьеры в качестве самостоятельного художника.

Стоит отметить, что работать придется интенсивно. Тогда за два года портфолио станет качественным и репрезентативным, и будет понятно, куда двигаться по окончании учебы.

Ваше сотрудничество с галереей «На Песчаной» длится не первый год. Почему именно в этом пространстве так часто можно увидеть работы студентов Школы дизайна? И с какими ещё площадками вы сотрудничаете?

Мы сотрудничаем с этим пространством около четырёх лет. Там делают выставки и наши студенты, и кураторы. Изначально галерея была открыта нашим предложениям, и мы активно это используем, у нас постоянное партнерство.

Конечно, нужно сказать про нашу галерею HSE ART Gallery, где регулярно выставляются как работы студентов, так и проекты тех, кто уже закончил Школу дизайна. Мы включаем студентов в выставочную деятельность галереи, даём им возможность курировать и оформлять наши выставки, а также способствуем участию студентов в выставках на внешних площадках и совместных со Школой дизайна аукционах.

Среди наших друзей и партнеров много площадок: Музей Москвы, Всероссийский музей декоративного искусства, «Винзавод», «Флакон», Artplay, Центр творческих индустрий «Фабрика». И это бесконечный список, потому что молодым и активным студентам всегда хочется показать свои работы и порой они сами находят новые площадки.

Современное искусство — это ежедневные интенсивные размышления о самых разнообразных насущных вещах, пробы, ошибки, неудачи. Это процесс.

Александра Кузнецова

Как вы представляете себе «студента мечты»?

Это тот, кто понял, что хочет развиваться в данном направлении, и твёрдо для себя это решил. Важно понимать, что обучение в Школе дизайна — это не факультатив, а обстоятельная и активно захватывающая людей работа, требующая большой вовлеченности и мотивации, потому что задач и проектов очень много, и их все надо делать в сжатые сроки. Классный студент — тот, кто понимает, зачем ему это нужно, и хочет нырнуть в процесс с головой.

Некоторые, представляя себе современное искусство, думают только о лицевой его стороне, обращенной к зрителю: художник приходит на выставку, к нему обращены все взгляды, он интересен, он блистает. Но это маленький процент от жизни художника. Современное искусство — это ежедневные интенсивные размышления о самых разнообразных насущных вещах, пробы, ошибки, неудачи. Это процесс. Кто хочет процесса, кто понимает, что это стиль жизни, — тем легко и приятно заниматься художественной деятельностью. В нашей магистратуре мы даём базу для этой работы — у нас структурированная теоретическая составляющая по истории и философии искусства.

Хорошо работает тот, кто включен в процесс. А включенность — это мотивация. В нашу специальность, то есть в современное искусство, на мой взгляд, приходят по осознанной необходимости: «Не могу не делать!».

Кто выходит из магистратуры «Практики современного искусства»? Чем смогут заниматься ваши выпускники?

Эта программа предназначена для людей, желающих стать художниками в поле современного искусства. Но в процессе обучения человек может сместиться в этом поле в другие роли. Пройдя курс, он может стать как художником, так и куратором, менеджером арт-проектов, продюсером. Программа даёт понимание того, как устроена система современного искусства, как она функционирует, позволяет завязать связи и знакомства через своих преподавателей, через участие в выставках. Основная наша аудитория — это те, кто хочет стать художником, но если в процессе окажется, что это не ваше, то вы сможете найти себя в другой роли в мире современного искусства.

Одна студентка пришла к нам, имея опыт менеджмента и желание быть художником, но поняла, что это не совсем её поле. У неё хороший дипломный проект и исследование в рамках проекта, но ближе ей оказалось продюсирование других художников, их продвижение и поддержка. Наша программа даёт и такие компетенции.

21 мая в 16:00 в рамках выставки «Как дальше жить» состоится кураторская экскурсия, которую проведут Александра Кузнецова и Александр Журавлёв. На экскурсии посетители также смогут задать вопросы о поступлении и обучении в магистратуре «Практики современного искусства».

Выставка «Как дальше жить» будет проходить с 14 мая по 12 июня в галерее «На Песчаной».
Адрес: м. Сокол / м. Полежаевская / МЦК Зорге, ул. Новопесчаная, д. 23, к. 7

Открытие состоится 14 мая 2022 года, с 17:00 до 20:00. Посещение вернисажа возможно строго по регистрации. На вернисаж действует бесплатный вход.

В остальные дни: 100 рублей (полный), 50 рублей (льготный).

Магистратура «Практики современного искусства»

Магистерская программа «Практики современного искусства» готовит художников-практиков, которые смогут работать в различных областях современного искусства:

25 мая в 19:00 пройдет День открытых дверей программ магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, на котором можно будет подробнее узнать о поступлении и обучении в магистратуре «Практики современного искусства». Адрес: Малая Пионерская ул., 12.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.