Кино-дайджест: что читать в июне?

Альфред Хичкок
Альфред Хичкок

О чем писали главные англоязычные журналы о кино в июне? Сводящие с ума сцены из Хичкока, архитектура антиутопии Терри Гиллиама, неизвестный кинематограф Индии. Подробнее о ключевых текстах месяца рассказывает Максим Селезнёв.

КАК СОЗДАВАЛАСЬ АНТИУТОПИЯ ТЕРРИ ГИЛЛИАМА

Обозреватель Cinephilia an Beyond Свен Микулек подготовил детальное исследование знаменитого фильма «12 обезьян» Терри Гиллиама, как всегда снабженный сценарием и богатыми фотоматериалами со съемок.

«Будущее, изображенное Гиллиамом и его командой (в первую очередь художником-постановщиком Джеффри Бикрофтом) — это будущее порочности и регресса. Бикрофт, работавший над такими фильмами, как „Танцы с волками“, „Игра“ и „Тихое место“, помог режиссеру сконструировать визуально достоеврный апокалиптический 2035 год с низкотехнологичным уровнем развития. <...> В сцене допроса, когда Коула приковывают к металлическому сидению и поднимают на три метра вверх, перед ним появляется странноватый шар с десятками телеэкранов. На экранах видны лица, внимательно наблюдающих за ним ученых, тех самых, что сидят всего в нескольких метрах от него. Шар непрактично и бессмысленно отгораживает их друг от друга, эффектно подчеркивая мысль о том, что способность к человеческой коммуникации деформирована технологиями».

РАМОН И СИЛЬВАН ЦЮРХЕРЫ О ФИЛЬМЕ «ДЕВУШКА И ПАУК»

Онлайн-кинотеатр MUBI показывает один из самых удивительных и визуально головокружительных фильмов прошлого года, элегичную драму «Девушка и паук» братьев Рамона и Сильвана Цюрхеров, награжденную главным призом в секции Encounters Берлинале. По этому случаю сами режиссеры немного рассказывают о технической стороне работы над фильмом, прилагая к тексту впечатляющие иллюстрации сложной хореографии камеры, почти весь фильм не покидающей несколько тесных комнат.

Материалы к фильму «Девушка и паук»
Декорация фильма «Девушка и паук», Рамон и Сильван Цюрхеры, 2021
Картина Рамона Цюрхера

«Прежняя и новая квартра героини образуют нечто вроде центральных сердечных камер. Однако, фильм раскрывается в двух направлениях: с одной стороны во внешние локации, а с другой стороны вглубь памяти и тоски героев. Так сны и воспоминания тоже становятся частью действия. Нашей целью было сочинить поэтический повседневный мир».

НОМЕР SENSES OF CINEMA О БОЛЛИВУДЕ

Главный раздел нового выпуска Senses of Cinema посвящен Болливуду: режиссерской фильмографии Яша Чопры и продюсерским проектам Манмохана Десаи, особенному жанру фильмов об индийцах за пределами Индии и социальной значимости индустрии. В первом тексте номера, посвященном рецепции болливудского кино западными зрителями, Дарра О'Доннохью делает программное утверждение: мы еще ничего не видели.

Coincidence and catastrophe: the unsettling cinema of Manmohan Desai

Портрет Манмохана Десаи, продюсера и режиссера, работавшего со всеми звездами Индии XX века.

How ‘Social Message’ Films Amplify the Indian Government’s Policies

Рассказ о пропагнадистских фильмах, поддерживающих политику правой партии БДП.

An Ominous Shade of Crimson: Anurag Kashyap’s Gulaal

Разбор политической драмы главного enfant terrible современного индийского кино Анурага Кашьяпа.

Dream Girls Under a Different Moon: The Hidden Melancholy of Yash Chopra

Текст о болливудском «короле романтики» Яш Чопре.

«Болливуд — глобальная индустрия с оборотом в миллиарды доларов, чьи фильмы еженедельно входят в десятку самых успешных во ногих странах мира, их смотрят миллионы зрителей в самой Индии; эта индустрия, возможно, в значительной степени помогает выживать кинотеатрам. И не смотря на все это, он по-прежнему игнорируется киноманами западного мра и недостаточно отражена в работах киноведов».

ИНТЕРВЬЮ С САШЕЙ ЛИТВИНЦЕВОЙ И БЕНИ ВАГНЕРОМ

В том же номере Senses of Cinema можно прочитать интервью современных художников и режиссеров Саши Литвинцевой и Бени Вагнера о возрастающей абстракции, дематериализации и биополитике. Проект Литвинцевой-Вагнера «Демонстрация», самими авторами называнный «фильмом о чудовищих, в котором нет чудовищ», можно было увидеть в одной из программ фестиваля MIEFF полтора года назад.

«В нашем предыдущем фильме „Демонстрация“ мы рассматривали версию периферийной национальной истории, которая работает как парадигма восприятия. Дело ведь не просто в том, что сегодня мы измеряем, скажем, количество яблок в килограммах, а не в единицах и десятках штук. Важна сама способность обывателя приноравливаться к абсрактному восприятию материальных предметов. Это полностью революционизирует наше восприятие окружающего мира. Как только мы к этому привыкаем, начинаем понимать события с точки зрения промышленного прогресса и всего, что с ним связано».

САМАЯ ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ СЦЕНА ХИЧКОКА

Синефильский сайт Sabzian запустил новую рубрику Passage, в которой известные киноведы рассказывают об отдельных сценах в фильмах, что произвели на них сильнейшее впечатление. В числе первых делится сокровенным воспоминанием австралийский ученый и видеоэссеист Эдриан Мартин, обращая внимание не только на эпизод из классического хичкоковского «Марни», но и на высказывание о нем Раймона Беллура — «ce réel irréel qu’on appelle film» (то реальное нереальное, что мы называем фильмом).

«Марни», Альфред Хичкок, 1964
«Марни», Альфред Хичкок, 1964

«Фильм — это нереальное реальное. Многие критики и теоретики кино пытались описать этот парадокс, порой шутливо, например, как Хильберто Перес, назвавший свою первую книгу «Материальный призрак».

«Марни», Альфред Хичкок, 1964
«Марни», Альфред Хичкок, 1964

«Что-то в кинематографе ощутимо реально (благодаря камере, как утверждает Базен или Даней); а в то же время многое нереально, искусственно, обработано, перерисовано или деформировано. Еще важнее, что кино (для нас, зрителей) — это одновременно документ и сон, история и галлюцинация, след и фантом».

«Марни», Альфред Хичкок, 1964
«Марни», Альфред Хичкок, 1964

«Мы навеки застыли внутри восхитетельной дилеммы — внутри нереальной реальности, которую мы называем фильмом».

name

Максим Селезнёв

Преподаватель Школы дизайна, кинокритик, видеоэссеист, куратор кинопрограмм.

Подробнее

Читайте также

Педру Кошта. Несколько перечеркивающих штрихов к портрету режиссера

Педру Кошта сегодня по праву считает классиком кино, одним из главных португальских режиссеров современности и ключевым автором, работающим в традиции медленного кино. Максим Селезнёв рассказывает о фильмографии Кошты — от ранних работ, созданных под явным влиянием Брессона, до эпопеи Ванды и хроникой лиссабонского района Фонтаньяш.

Дипломный проект выпускника Школы дизайна взял Гран-при кинофестиваля «Святая Анна»

31-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» прошёл в Москве с 12 по 17 апреля 2024 года. Выпускник мастерской Ивана И. Твердовского на профиле «Экранные искусства» Николай Коваленко получил гран-при за свой дипломный проект «Лелера», а фильм его одногруппницы Алины Сорокиной выиграл приз киноконцерна Мосфильм.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.