Елизавета Блинова: «Тот, кто учится — должен путешествовать»

В 2022 году в Вышке запустилась новая бакалаврская программа «Управление в креативных индустриях», несколько профилей которой ведёт Школа дизайна. В их числе — профиль «Туризм и экономика впечатлений», с одним из кураторов которого, профессиональным экскурсоводом Елизаветой Блиновой, мы недавно поговорили. Елизавета рассказала про свой путь в туризме, про метод шести шляп, который она собирается использовать в процессе обучения студентов, и про мечту об экоотеле с красивым видом из окна.

Куратор профиля «Туризм и экономика впечатлений» в НИУ ВШЭ, руководитель отдела разработки и реализации продукта федерального проекта «Больше, чем путешествие», лицензированный гид-экскурсовод.

Елизавета, хочется сразу взять быка за рога. Чему вы будете учить наших студентов?

Я вижу себя в роли тьютора студенческих проектов. Это будет не столько преподавание в классическом лекционно-семинарском формате, сколько курирование конкретных проектов, модерация определённых форсайт-сессий, стратегических сессий — в области туризма как части экономики впечатлений. У меня большой туристический бэкграунд, причём я не диванный эксперт, а практик. Я профессиональный лицензированный экскурсовод по Москве, и, хотя занимаюсь сейчас большим федеральным проектом, но, тем не менее, по выходным продолжаю водить экскурсии, гуляю вместе с туристами, вижу, что им нужно, чего им не хватает, и всем этим мне было бы интересно поделиться с ребятами. Чтобы совместно придумать и сделать какой-то уникальный туристический продукт, которого нет на рынке, и попасть в десятку.

Я против тупикового проектного мышления. Против того, чтобы мы со студентами четыре года создавали продукт мечты, а потом он лёг в стол.

Елизавета Блинова

Это очень коррелирует с главными принципами обучения в Школе дизайна — проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии.

Я вообще против тупикового проектного мышления. Против того, чтобы мы со студентами четыре года создавали продукт мечты, а потом он лёг в стол. У меня в голове — два плана создания продукта мечты, и оба они в идеале должны воплотиться в жизнь. Так как я являюсь гидом-экскурсоводом, первый план — научить студентов правильно гулять по Москве (или по любому другому городу), создавать интересные и удобные маршруты. Рассказать, как вообще люди становятся гидами, какие к ним предъявляются требования, какие у них должны быть компетенции. Как правильно работать с информацией — в том числе, её верифицировать, потому что сейчас в интернете, понятное дело, огромная куча мусора, и чтобы какое-то полезное зерно в ней найти, нужно действительно поработать. Как правильно презентовать свой город. Как гордиться тем, что ты живешь именно в этом городе, как искать в нём красоту и замечать прекрасное в мелочах. Потому что не красота рождает любовь. Это любовь даёт дар видеть красоту. Вот это всё — в плане экскурсоведения, маршрутов, объектов — первый план. Второй план, более глобальный — это создание кастомизированных продуктов для разных факультетов Высшей школы экономики. Скажем, какой туристический продукт интересен людям с юриспруденции? Куда бы они отправились, чтобы не только отдохнуть, но ещё чему-то научиться?

Есть ли у вас какие-то фишки, которые вы планируете применять в процессе обучения?

Мне нравится формат мозгового штурма, но всегда кто-то должен мозговой штурм фиксировать, контролировать, генерировать. Нам всегда говорят: давайте поштурмим, что-нибудь здесь накидаем... Но никогда не говорят, как правильно проводить мозговой штурм — инструменты, технологии, алгоритмы нам никто не объясняет. Ну, давайте накидаем. И получается какой-то колхоз, какая-то каша, в итоге все ссорятся иногда. Поэтому, возможно, я сделаю отдельный трек — как правильно устраивать мозговой штурм, про ментальные карты, про метод «шести шляп», знаете такой? Когда в команде очень много людей, много мнений, вы говорите, что вот ты сегодня в чёрной шляпе — ты критик. Критикуешь всё. Ты в жёлтой шляпе, ты говоришь на всё «да» и во всём ищешь плюсы. Ты в зелёной шляпе — можешь предлагать самые невероятные, даже нелепые идеи, твой полёт фантазии ничем не ограничен. И так далее. У вас один кейс, одна проблема, и вы это обсуждаете. И когда человек даже негативно настроен по отношению к предмету обсуждения, если вы даёте ему нужную шляпу, то ему придётся искать плюсы в этом предмете. А потом вы меняетесь. И так можете сгенерить что-то действительно крутое.

Отлично, давайте теперь немножко поговорим про ваш бэкграунд. С чего началась ваша работа в индустрии туризма?

С волонтёрской деятельности на зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Правда, я работала не в Сочи, а в Москве — 4 месяцев была координатором волонтёров аэропорта Шереметьево и отвечала за аккредитованных туристов со всего мира, которые летели в Сочи через Москву. Наша дружная команда помогала им сориентироваться в аэропорту, подсказывала, что делать при опоздании на стыковку и потере багажа, рекомендовала лучшие достопримечательности города и даже составляла пешеходные маршруты. Через нас прошли тысячи туристов, большинство из них охотно общались, рассказывали о своей жизни, работе, традициях. Именно тогда я поняла, что туризм — это огромный новый мир. И мне захотелось стать его частью.

Я часто сталкивалась с несовершенством сервисов, некомпетентностью сотрудников, плохой логистикой и устаревшими картами, и чем больше я узнавала, тем больше мне хотелось изменить ситуацию к лучшему!

Елизавета Блинова

А что стало первой ступенькой в вашей карьерной лестнице?

После Олимпиады в Сочи я решила кардинально сменить род деятельности. Были предложения и от самого аэропорта, и от спортивного менеджмента, и от нескольких смежных медиапроектов, однако мне хотелось остаться в сфере туризма и рассказывать всем вокруг о моём родном городе. Песня Окуджавы «Покажите мне Москву, москвичи» играла в моей голове всё громче! Чтобы лучше понимать работу новой для меня системы, я решила начать с самых низов и устроилась в экскурсионную компанию, которая возит туристов по городу на двухэтажных автобусах. Гибкий график позвонил мне изучать город, посещать музейные выставки и общаться с туристами на первом «рубеже гостеприимства». Их пожелания, проблемы и даже страхи становились для меня всё более понятными. Я часто сталкивалась с несовершенством сервисов, некомпетентностью сотрудников, плохой логистикой и устаревшими картами, и чем больше я узнавала, тем больше мне хотелось изменить ситуацию к лучшему! Это затягивает.

А чем вы занимаетесь теперь? По выходным — водите экскурсии, вы уже про это говорили. А по будням?

По будням я веду федеральный проект, который называется «Больше, чем путешествие» и реализует грантовые поездки для победителей конкурсов на платформе «Россия — страна возможностей». На этой платформе размещено где-то 30 конкурсов — «Лидеры России», «Мы вместе», «Большая перемена», «Мастера гостеприимства» и многие другие. И вот для победителей и призёров этих конкурсов программа «Больше, чем путешествие» организует поездки по всей России. От заслуг участника зависит, какую категорию поездки он может выбрать — внутри своего региона, внутри федерального округа или вообще путешествие мечты через всю страну. Из Калининграда можно поехать на Байкал, с Камчатки полететь в Сочи. Главное отличие этих поездок от обычных туров — непременная образовательная программа: встречи с интересными людьми, участие в волонтёрских акциях, посещение необычных объектов и так далее.

То есть если человек летит в Сочи, то не только для того, чтобы поваляться на пляже и съездить в Роза Хутор, нет, он ещё встретится, например, с директором орнитологического парка, понаблюдает за птицами, послушает лекцию об исчезающих видах и поучаствовует в каждодневной рабочей рутине питомника, есть у нас такая экологическая тематика. Ещё есть урбанистические треки, когда урбанисты со всей России собираются и решают какие-то градостроительные задачи, встречаются с представителями архитектурных бюро, застройщиков. А во втором сезоне проекта, который стартовал месяц назад, у нас будет большая программа по промышленному туризму — с посещением фабрик, заводов, самых разных предприятий. Среди наших партнеров по этой программе — очень серьёзные федеральные игроки: и Минэнерго, и РЖД, и крупные энергетические компании.

То есть человек, например, говорит: хочу посмотреть, как добывают нефть! И он летит куда-то в Сибирь, его подводят к буровой вышке...

Да-да! Есть такая программа, это Тюмень-Тобольск, мы едем на «Сибур», смотрим технологические процессы, общаемся с нефтяниками, проводим профориентационные мероприятия, продумываем, чем там могли бы ребята заниматься. То есть это не внешний осмотр буровой вышки, это действительно допуск на предприятие. Наших ребят посвящают в нефтяники, они трогают нефть, они смотрят, какая она бывает. Есть, оказывается, красная нефть, есть синяя... Сотрудники про всё это рассказывают, ребята смотрят на этот огромный комплекс и они просто под невероятным впечатлением. Ещё сейчас мы очень активно сотрудничаем с Минэнерго и благодаря этому имеем возможность посмотреть изнутри крупнейшие гидроэлектростанции — Чиркейскую ГЭС в Дагестане, Саяно-Шушенскую ГЭС в Хакасии, Угличскую ГЭС в Ярославской области и так далее. И возвращаясь к вашему вопросу о том, чем я занимаюсь по будням — я как раз придумываю и разрабатываю все эти программы, руководя отделом разработки и реализации продуктов в проекте «Больше, чем путешествие».

Я надеюсь, что рано или поздно всё откроется, и мы с новыми силами отправимся за границу. Но пока — давайте научимся отдыхать в России. Давайте добиваться, чтобы и в самом дальнем уголке нашей страны была логистика, и чтобы в конце пути там был хороший экоотель, и чтобы из его окна был прекрасный вид.

Елизавета Блинова

Сначала пандемия, потом санкции — это всё если не сломало, то надломило туристическую индустрию в мировом масштабе. Люди привыкли к очень многим вещам, которые им казались обычными, а сейчас они ими не могут пользоваться. Начиная с неработающих онлайн-сервисов и заканчивая нелетающими самолетами. Вы это всё учитываете, набирая студентов на новую программу? На что нужно делать акцент теперь, чему их учить по сравнению с тем, что было раньше?

Я не буду скрывать, что вся эта ситуация, которая продолжается — она крайне тяжёлая для туризма, она разрушила сотни, если не тысячи бизнесов. Схлопнулись интересные стартапы, которые только зарождались, закрываются объекты размещения, ориентированные на иностранцев, всё это очень обидно. Сфера туризма переориентируется на Азию и на внутренний рынок, и вот как раз это самое интересное — потому что внутренний рынок к этому оказался не готов. Туризм в России — это действительно просто бездна интересных локаций. Я каждый день открываю для себя Россию заново, потому что мы столько не видели, столько не знаем! Но сервиса здесь нет, инфраструктуры нет, проблем очень много. И как раз молодой мозг и молодая энергия, которая теперь не может быть потрачена на поля Франции, улочки Италии или фьорды Норвегии, должна развивать эту сферу здесь, открывать в России свои фьорды и облагораживать свои улочки, и это именно то, чего нам не хватает. И чему мы хотим учить студентов.

Давайте добиваться, чтобы и в самом дальнем уголке России была логистика, и чтобы в конце пути там был хороший экоотель со всеми причудами, и чтобы из его окна был прекрасный вид. Я надеюсь, что рано или поздно всё откроется, и мы с новыми силами отправимся за границу. Но пока — давайте научимся отдыхать в России. Если закрывается дверь, открывается окно. Ну а что мы в это окно будем видеть — это зависит только от нас, мы можем преобразовать мир вокруг, мы можем что-то действительно делать классное для себя, для своих близких, для всех людей. Просто надо что-то делать.

Я прекрасно понимаю студентов, которые шли учиться на туризм, но видя, что туризма нет, испытывали большое разочарование, меняли факультеты, быстро переориентировались на какой-нибудь маркетинг... Но я убеждена, что самое важное качество для работы в сфере туризма — это быть гибким и стрессоустойчивым, не теряться в изменяющихся условиях и просто, как вода, находить другие сосуды, чтобы там цвести и пахнуть. Изменяющаяся ситуация — это нормально. Если ты к этому не готов, значит, туризм — не твоё. Вот и всё. Чем раньше ты это поймёшь, тем легче будет всем. Или, может быть, в другой сфере ты себя проявишь, а потом вернёшься в туризм. Потому что если ты один раз окунулся в туризм, он тебя больше никогда не отпустит. Это образование, которое ты получаешь в течение всей жизни, это новые контакты, которые тоже появляются на протяжении всей жизни, поэтому я без туризма абсолютно свою жизнь не представляю. По-моему, Марк Твен сказал: «Тот, кто учится — должен путешествовать». И я своим студентам это тоже обязательно скажу.

И в финале интервью вопрос к вам не как к представителю туриндустрии, а как к туристу. Назовите, пожалуйста, 3 места, куда стоит поехать прямо сейчас. И объясните, почему это нужно сделать?

​​​​​​По Москве — Ходынское поле. Несмотря на многолетние негативные ассоциации с самим этим словом — «Ходынка» — здесь открылся новый парк, в котором много пространства и куча активностей. Приятно видеть, как место начинает новую жизнь! Дайте миру шанс, как говорил классик.

По России — Нижний Новгород. Столица закатов. Лучшее направление на выходные. Один из немногих городов мира, где из исторического центра виден горизонт.

По миру — Кейптаун. ЮАР — лучшая страна, где мне посчастливилось побывать. Гармония нетронутой природы и всех благ цивилизации. Морские котики, которые резвятся рядом с огромными кораблями, готовящимися к экспедиции на Южный полюс. Ныряние с акулами, сафари в поисках «большой пятёрки», подъём на вершину Столовой горы. Именно там я поняла, что такое экономика впечатлений.

Читайте также

«Я хочу показать студентам, откуда можно бесконечно брать вдохновение». Интервью с Фёдором Опариным

В новом учебном году к команде Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург присоединился архитектор Фёдор Опарин, став куратором выпускного курса профиля «Среда и интерьер». Поговорили с Фёдором о выборе профессии, архитектурном мышлении, о том, как не выпасть из контекста и создавать актуальные проекты, а в финале — о рецепте успеха и важности друзей.

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг».

ГМИИ имени А.С. Пушкина во второй раз провел на Камчатке фестиваль «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä Глеб Глонти был на фестивале куратором творческой лаборатории, участники которой научились слушать городское пространство и создавать звуковые карты. Аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ и ведущий специалист отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Зиновьева узнала, как прошла лаборатория и где можно спокойно послушать Петропавловск-Камчатский.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Туризм и экономика впечатлений

За последние годы индустрия туризма претерпела значительные изменения, стала креативной сферой, которая требует современных творческих, технологичных, индивидуальных решений.

Специалист в области туризма больше не продавец билетов и гостиничных номеров, он — исполнитель желаний и автор впечатлений, подкованный в бизнесе, маркетинге и креативе. Именно таких специалистов нового поколения готовят на новом профиле в Вышке.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.