«Наше всё: почему советское кино актуально в пространстве современной экранной культуры». Лекция Александры Першеевой

Фильм «Ностальгия» (реж. А.Тарковский, Италия, СССР, 1983)
Фильм «Ностальгия» (реж. А.Тарковский, Италия, СССР, 1983)

30 августа в 19:00 в павильоне «Школа» в Парке Горького Александра Першеева, заведующая кафедрами «Современное искусство» и «История искусств» в Школе дизайна, проведет лекцию «Наше всё: почему советское кино актуально в пространстве современной экранной культуры». На лекции Александра расскажет, почему советское кино не забыто и многое значит для современного зрителя.

Советское кино прошло большой путь: от монтажных экспериментов Эйзенштейна и Пудовкина к крепким жанровым картинам, были взлеты авторского кино Оттепели и рефлексивные работы в духе подступавшего постмодернизма — на каждом этапе наш кинематограф менялся вместе с историей, оставаясь близким для сотен тысяч зрителей.

Советское искусство не приветствовало «формализм», однако, фильмы Тарковского и Параджанова уникальны по сложности сюжета и художественного решения. Советское кино должно было быть идеологически выдержанным, и тем не менее в фильмах Рязанова немало сатирического. Советское кино должно было завершить свое существование с распадом СССР, однако оно живо и продолжает значить многое для нас, сегодняшних зрителей.

Александра Першеева: «Когда первокурсники Школы дизайна приходят на лекцию по истории искусства, я из любопытства спрашиваю их, смотрели ли они фильм „Гараж“? „Покровские ворота“? „Семнадцать мгновений весны“? И с каждым годом руку поднимается все меньше. Полагаю, это связано с тем, что советское кино раньше было всегда перед глазами — на телевидении. А с падением популярности ТВ, оно утратило свой главный канал связи с аудиторией. Ведь не в каждой семье есть традиция совместного просмотра любимых фильмов, так сказать, передачи эстафеты нежного отношения к советскому кино. А передать ее нужно. Потому что это была сильная киношкола, создавшая много шедевров мирового уровня (Тарковский, Шукшин, Параджанов, Кончаловский и многие другие), создавшая первый в мире вуз для кинематографистов, оставившая важный след в теории кино. Это наше „наследство“, которое заслуживает внимания и которым нужно уметь распорядиться. Именно поэтому в Школе дизайна у нас есть спецкурс, посвященный отечественному кинематографу для дизайнеров, а на профиле „Экранные искусства“ советскому кино отведено важное место в курсе по истории кино.

На лекции я надеюсь показать слушателям, почему это важно, и вдохновить их на дальнейшие поиски сокровищ нашего кино».

Лекция Александры Першеевой «Наше всё: почему советское кино актуально в пространстве современной экранной культуры» проходит в рамках проекта Вышки «Университет, открытый городу» 30 августа, в 19:00. Адрес: Павильон Школа Парка Горького (Музеон).

Для посещения — зарегистрируйтесь.

Читайте также

Искусство присутствия: проекционные образы в театре

Обилие экранов и иных технологических медиумов — эстетический симптом современного перформативного искусства. Проекционный образ становится универсальным инструментом, благодаря которому сценографы могут создавать уникальные костюмы, пространство, атмосферные элементы, добиваются эффекта «присутствия». Но несмотря на кажущуюся «современность» таких техник, проекции используются в театре уже несколько веков, а самой первой и примитивной формой подобного зрелища остается театр теней. Полина Баулина рассказывает об основных этапах освоения проекционных техник в сценических практиках.

«Поступающим к нам на программу я рекомендую не терять времени». Интервью с Иваном И. Твердовским

Продолжаем серию интервью с кураторами — от первого лица рассказывам о специфике обучения на разных профилях Школы дизайна НИУ ВШЭ. Иван И. Твердовский — творческий руководитель направления «Экранные искусства», режиссер, сценарист, член Европейской киноакадемии, чей новый фильм, психологическая драма «Наводнение» выходит в широкий прокат в ближайшие дни. В интервью он делится источниками вдохновения, говорит о ярких студенческих дебютах и касается преимуществ обучения режиссерской профессии в Школе дизайна.

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.