«Экранные искусства. Перекличка». Выставка работ видеоартистов и студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ

«Экранные искусства. Перекличка». Выставка работ видеоартистов и студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ

С 21 сентября по 26 октября 2022 в HSE ART GALLERY прошла выставка «Экранные искусства. Перекличка». Выставка построена в форме диалога трёх поколений: пионеров видеоарта в России, молодых классиков и студентов Школы дизайна, раскрывающих новые возможности экранных искусств.

Первые произведения видеоарта появились в России в середине 80-х, соединив художественный метод концептуализма, анализ киноязыка и стереотипы телевизионных нарративов. Первое поколение видеохудожников действовало на территории новых медиа во многом иронически, осваивая технику в режиме «видео на коленке», изобретая новые языки и переосмысляя постсоветскую культуру. В начале 2000-х отечественный видеоарт, как и западный, совершил «кинематографический поворот»,

в результате которого стали появляться более масштабные и технически сложные видеоработы, рассчитанные на эстетический wow-эффект и вместе с тем сохраняющие в своей основе концептуальную, интеллектуальную игру. Сегодня, когда все виды экранных искусств — кинематограф, анимация, видеоарт, компьютерные игры, VR и так дальше — существуют в едином образном поле, а язык новых медиа можно считать устоявшимся, интересно ещё раз взглянуть на произошедшие изменения.

Основными темами разговора художников выставки «Экранные искусства. Перекличка» стали Идея, Тело и Общество.

Елена Чаробай (Попова)
Елена Чаробай (Попова)
Елена Чаробай (Попова)
Елена Чаробай (Попова)
Анна Знаменская
Анна Знаменская
Екатерина Егорова
Екатерина Егорова
Михаил Сомов
Михаил Сомов
Михаил Сомов
Михаил Сомов
Екатерина Назарова
Екатерина Назарова

На выставке «Экранные искусства. Перекличка» я решил сделать ставку на формат диалога поколений. Демонстрация работ студентов Школы дизайна вместе с произведениями классиков отечественного видеоарта — нужная оптика для разговора об эволюции смыслов и приёмов, трансформации образов и концепций в экранном искусстве.

name

Пьер-Кристиан Броше

Погружение в опыт видеоарта начинается ностальгически: в первом зале на экранах появляются архивные работы Сергея Шутова и Андрюса Венцлова, Тимура Новикова и Ольги Торбелутс, легендарные записи «Пиратского телевидения». Далее экспозиция продолжается темой «Тело». Она связана с нашим ранимым, порой неуклюжим телесным обликом, со стремлением познать себя. Следующая тема — «Общество», социальное пространство, где индивиды соединяются, становясь единым пластическим целым, похожим на античный рельеф или групповой портрет, снимок, на котором по прошествии времени уже никого будет не узнать. И, наконец, «Идея» — загадочные работы известных современных художников, которые завершают экспозицию, одновременно возвращая нас к истокам российского видеоарта.

Участники: Виктор Алимпиев, Ксения Анненко, Валерия Арефьева, Андрюс Венцлов, Дмитрий Гутов, Екатерина Егорова, Анна Знаменская, Константин МиТенёв, Алиса Мюдеррисоглу, Екатерина Назарова, Тимур Новиков, Савелий Осадчий, Иветта Померанцева, «Пиратское телевидение», Михаил Сомов, Юлия Стародубцева, «Синие носы», «Синий суп», Ольга Тобрелутс, Елена Чаробай (Попова), Сергей Шутов.

Куратор выставки: Пьер-Кристиан Броше — куратор направления «Современное искусство», руководитель бакалаврского профиля «Кураторство и арт-менеджмент» в Институте управления креативных индустрий НИУ ВШЭ, коллекционер, организатор выставок современного искусства, телеведущий на канале «Россия-К», книжный издатель, кинопродюсер. Организовал выставку Дубосарского и Виноградова «Осторожно! Музей» в рамках 53-й Венецианской биеннале, выставку российских художников-керамистов «ROSSIÏA» в рамках 23-й Международной биеннале керамики, г. Валлорис (Франция), выставки «Выбор Форбс» в Самаре, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге.

Приглашённый куратор: Виктория Илюшкина — художник, куратор, специалист Санкт-петербургской Новой Академии. Работала куратором в ГЦСИ (Санкт-Петербург), курировала выставки и международный фестиваль видео-арта «Видеоформа» в ЦСИ им. Сергея Курёхина (Санкт-Петербург). Является главным куратором видеоархива CYLAND и видеопрограмм фестиваля «CYFEST/ Киберфест». Видеопрограммы демонстрировались в Молодёжном образовательном центре Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия), в медиацентре Made in NY (Нью-Йорк, США), а также входили в параллельные программы 6-й Московской и 56-й Венецианской биеннале. Член жюри международных фестивалей, включая «Мультивидение» (Россия), Oberhausen (Германия), Красноярский медиафестиваль (Россия) и Videoformes (Франция), а также Премии Сергея Курёхина (Россия).

Репортаж с открытия выставки «Экранные искусства. Перекличка»

Выставка «Экранные искусства. Перекличка» проходила с 21 сентября по 26 октября в HSE ART GALLERY по адресу: Малая Пионерская, 12. Вход свободный.

Режим работы галереи: среда — воскресенье, 12.00 — 20.00.

Образовательная программа выставки «Экранные искусства. Перекличка».

21 сентября, 18:00 — лекция Виктории Илюшкиной «Пролог. Ленинградский видеоарт»

Лекция посвящена анализу художественных течений в культурной среде андеграунда Ленинграда/Петербурга 1990-х-2000-х годов, проявившихся в экспериментальном кино и зарождающемся видеоарте. Будут рассмотрены взаимосвязи и пересечения таких явлений как параллельное кино, неоакадемизм, некрореализм, киберфеминизм, «Новые художники», «Новые композиторы», «Пиратское телевидение», «Популярная механика». Вместе мы пройдём путь от первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссёрами и художниками к видеоарту, к синтетическому перформансу и хеппенингу; от традиционного коллажа к компьютерному, работе с программами и эффектами, монтажу и инсталляциям. Будут показаны фрагменты редких малоизученных работ Константина МиТенёва, Беллы Матвеевой, Иветты Померанцевой, Андрюса Венцлова, группы «Инженеры искусства», Бориса Казакова, Ольги Тобрелутс и др.

Где: Школа дизайна НИУ ВШЭ, 3 этаж, аудитория 387.

28 сентября, 19:00 — лекция Александра Журавлёва «Бессвязные сообщения»

О чём говорят нам окружающие нас предметы, показания термометра, новости на экране монитора — о разном или об одном (например, о глобальном потеплении)? Мы не можем утверждать, что определённый сценарий климатической катастрофы неизбежен, но мы не можем и полностью его исключить. Тимоти Мортон говорит о том, что мы лишь «можем обнаружить себя живущими в эпоху массового вымирания». Неуверенность происходит из-за несостыковок в данных и в их интерпретациях. Для науки подобная растерянность кажется преходящей или даже требующей устранения. В искусстве растерянность — это жизнь, а растерянность в жизни — почти искусство. Рассинхронизация медиа в искусстве — феномен, имеющий богатую историю. В лекции с этой точки зрения будут рассмотрены работы Джона Кейджа, Роберта Раушенберга, Нам Джун Пайка, Стеларка, Сары Зе и других авторов. На примере их творчества мы увидим, как рассинхронизация открывает новые возможности для мышления, творчества и экологичного сосуществования.

Лектор: Александр Журавлёв — старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, художник.

Видеозапись лекции

4 октября, 19:00 — лекция Анны Буали «Out of box: как экранные искусства выходят за пределы экрана»

На протяжении всей истории видеоарта художники стремились преодолевать плоскость и выходить за рамки экрана. В отличие от классического кинематографа, экспериментальные формы кино и видео не отменяли зрительское пространство, погружая его в нейтральный полумрак, а вступали с ним в диалог. От Брюса Наумана до Йеспера Юста и Лор Пруво — художники продолжают искать инсталляционные решения, обнажая материальную сущность видео. В ходе лекции слушатели узнают, как видео становилось скульптурой, средой, перформансом. И есть ли границы у видео в мире, который остаётся познаваемым через экран.

Лектор: Анна Буали — искусствовед, преподаватель, куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ имени А.С. Пушкина, программный директор фонда ОСИ, куратор программы «Новые медиа в современном искусстве» Московской школы современного искусства.

Видеозапись лекции

13 октября, 19:00 — лекция Александры Старусевой-Першеевой «Российский видеоарт в глобальном контексте»

Началом истории отечественного видеоарта принято называть середину 1980-х, когда на магнитную пленку был снят перформанс Андрея Монастырского, казанские ученые переизобрели светомузыку Скрябина, а художники начали работать с движущимся изображением. В 90-е камеры, кассеты, техника для обработки видео и звука — становятся доступнее, ставятся все более смелые эксперименты. В 2000-е российский видеоарт становится частью мирового контекста.

На лекции мы обнаружим связи между творческими поисками, не знающими границ на примере нескольких пар российских-иностранных художников, выбирающих похожие темы и стратегии, проведем аналогии и рассмотрим принципиальные различия.

Лектор: Александра Старусева-Першеева — зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.

РЕГИСТРАЦИЯ

18 октября, 19:00 — artist-talk от художницы Ульяны Подкорытовой

Во время artist talk художница расскажет на примере нескольких своих работ, как изучение ближайшего прошлого и древности способствуют созданию проектов о настоящем. Встреча пройдет в формате истории-монолога, во время которого Подкорытова поделится рецептами того, как миграция образов во времени помогает ей спрогнозировать будущее и укрепить ориентиры.

Ульяна Подкорытова — мультидисциплинарная художница, родилась в 1984 году в Брянске. В своих произведениях Ульяна исследует проблемы идентичности в эпоху глобализации. Работы Ульяны были показаны во многих пространствах современного искусства в России (Московский музей современного искусства, «ГЭС-2», «Гараж», ЦСИ «Винзавод», галерея «Х.Л.А.М.», «Триумф»), а также за ее пределами. Участница 1-й Коми биеннале современного искусства (куратор Пьер-Кристиан Броше).

РЕГИСТРАЦИЯ

Организаторы проекта

Читайте также

«Авторское кино» с Иваном И. Твердовским

В «Москино Музейный» проходит регулярный киноклуб «Авторское кино» под руководством режиссера, сценариста и преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ Ивана И. Твердовского.

«Мы все — химеры». Художественные проекты о нормативности тела

Многие теоретики XX и XXI веков обращали внимание на то, что физические границы наших тел редко совпадают с нашими представлениями о них. А наука, технологии и искусство активно влияют на подвижность этого зазора. Анастасия Алёхина рассказывает о нескольких перформансах и художественных проектах, поднимающих вопросы о нормативности и не нормативности тела, разных подходах к пониманию красивого и стыдного, табуированного и приемлемого.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.