«Свобода и Независимость» Бьерна Мельхуса

«Свобода и независимость», Бьерн Мельхус, 2014
«Свобода и независимость», Бьерн Мельхус, 2014

Работы немецкого художника Бьерна Мельхуса отмечены наградами на многочисленных международных фестивалях и демонстрировались в лондонском Tate Modern, парижском Центре Помпиду, нью-йоркском MediaScope. Василий Мельниченко вспоминает о коротком экспериментальном фильме Мельхуса «Свобода и Независимость», в котором идеология превращается в мифологию, а пафос неолиберализма спотыкается о религию.

Бьерн Мельхус — немецкий художник, норвежского происхождения — известен как создатель оригинального эстетического поля критики мира современных медиа в их общекультурном и политическом аспектах. Большинство своих видео работ Бьерн создал на основе приема рефрена-референта. Навязчивое повторение ничего не значащих фраз в работах Мельхуса призвано создать семантическое поле, в которое будут включены объекты означивания с одновременным подчеркиванием медийной пустоты, плоскостности героя. Стратегия видео-работ этого художника строится на практике фрагментации, уничтожения и воссоздания известных фигур масс-медиа или поп-культуры. Через этот прием автор достигает эффекта смены парадигм взаимоотношений зрителя и информационных ресурсов или корпораций. В результате возникает культурный продукт, который не может быть рассмотрен внеположно пространству политического.

Бьерн Мельхус. Фотография Ральфа Хеннинга
Бьерн Мельхус. Фотография Ральфа Хеннинга

«Свобода и Независимость» (2014) — 15-минутный экспериментальный фильм, созданный профессиональной кинематографической командой, в которой все роли сыграл сам Бьерн Мельхус (кроме короткой сцены танцующих мертвецов, где задействована массовка). Высококачественное производство видео с привлечением профессиональной команды художников-постановщиков, операторов, звукорежиссеров является отражением современной индустрии околдовывания мира образами, где индивидуальное растворяется в технологии, задачах производства и ожидаемых кассовых сборах. «Свобода и независимость» — не исключение. В основе видео берлинского художника лежат такие монстры коммерческого кино как «Армагеддон» (1998), в котором два космических корабля с теми же именами («Свобода» и «Независимость») спасают мир от падения смертоносного метеорита. «Армагеддон» стал одним из самых успешных коммерческих фильмов 1998 года, собрав в 553,7 миллиона долларов. В том же году вышел «Столкновение с бездной», еще один фильм со схожим сюжетом и с ярко выраженным религиозным подтекстом. Этот фильм также стал одним из рекордсменов по кассовым сборам: 349,4 миллионов долларов. Оба фильма показали основную тенденцию наступающего века: эсхатологические чаяния и надежда на спасение.

«Свобода и независимость», Бьерн Мельхус, 2014
«Столкновение с бездной», Мими Ледер, 1998
«Армагеддон», Майкл Бэй, 1998

Вне контекста массовой культуры и формируемой ею мифологической основы политического работы Мельхуса понять затруднительно. Так два персонажа, своего рода древние мифические божества, подобные Небу и Земле — Свобода и Независимость обретают свое онтологическое бытие под ударами плети Айн Ренд, пророчицы неолиберализма: «Рационализм! Индивидуализм! Капитализм!». Под наблюдением служащего турецкого охранного агентства Лозунг Ренд обретает религиозное звучание. Ритуальная фигура в белом сменяет «О, мой Бог!» на «Рационализм! Индивидуализм! Капитализм!», завершая эту мантру пением самого коммерческого произведения, которое плотно спаяно с понятием Рождества и Рождественских распродаж.

Айн Ренд и турецкий охранник имеют совершенно определенную символическую функцию. Писательница и самопровозглашенный философ, Айн Ренд, имеет на сегодняшний день славу одной из самых популярных писательниц в США. Согласно ее учению, индивидуальное счастье важнее общественного благополучия, которое представляет собой эсхатологическую угрозу. Следовательно путь к спасение кроется в полной дерегуляции экономики, в анархокапитализме или либертарианстве, при котором выживают только достойные жизни люди, сумевшие вписаться в свободный рынок.

В свое время Алан Гринспен, будучи главой Федеральной резервной системы США (1987–2006 гг.) выступал за дерегулирование рынков и был одним из самых преданных сторонников идей Ренд. Согласно исследованию, проведенному Библиотекой Конгресса в 2009 году, Айн Рэнд является одной из самые влиятельных политических авторов в США. Показатель продаж ее произведений в США превышает 30 миллионов экземпляров. Три миллиона ее книг распространено бесплатно ее фондом по школьным библиотекам США.

Айн Рэнд

«Атлант расправил плечи», Айн Рэнд, 1957

Алан Гринспен

Но вернемся к фильму Мельхуса. Турецкий охранник является частью глобальной системы приватизации, чья роль — находиться на страже приватизированных земель и частных территорий, на которых обитают атланты, расправившие плечи. Поэтому и часть фильма снята на фоне современных кварталов Стамбула, где количество частных охранных агентств выросло за десять лет с 30 до 1500 на момент создания фильма. Это своего рода Анубис на страже судных весов.

Два персонажа Свобода и Независимость — два андрогинных существа, в обтягивающих спортивных костюмах. Они на Небесах, они в свободном рынке, у них есть собственность, будущее цивилизации в приватизации. Они самосовершенствуются на спортивной площадке в окружении строений города атлантов и культового сооружения. По мере продвижения в своей «духовной практике» возникает религиозная риторика, жажда веры в Бога, продиктованная неизбежностью смерти. Но чувства не должны мешать рациональности. И Апокалипсис возвращает порождения религии либертарианства в инфернальное состояние.

Эпизод из фильма «Стена» (Алан Паркер, 1982), который цитирует Бьерн Мельхус

На этот раз Свободе и Независимости предстоит стать голосом Моргана Фримена из «Столкновения с бездной» в акустической системе берлинского морга. Айн Ренд учит «ходящих мертвецов» основам фримаркета «реализму, контексту, спросу и предложению» — сцена, отсылает зрителя к шествию школьников в мясорубку в фильме «Стена» Алана Паркера. И в финале фильма зрителя ждет недвусмысленный религиозный посыл: смерть Айн Ренд — это не ее персональная смерть, это смерть мира. Так Бьорн Мельхус виртуозно встраивает идеологический спектакль в мифологический контекст, обозначая рождение нового культа.

name

Василий Мельниченко

Преподаватель профиля бакалавриата «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Художник (кино, фотография, акционизм), исследователь культуры, член Нового Берлинского Союза Художников.

Подробнее

Читайте также

«Рассказанные жизни, прожитые истории»: автофикшн в документалистике

Что значит писать или снимать от первого лица? И во, что превращается «я», превращаясь в букву на бумаге или субъективный взгляд камеры в кинематографе? В новом тексте рубрики, посвященной экспериментальной документалистике, Дарина Поликарпова дает множественные ответы на эти вопросы, рассматривая практики Дерека Джармена и Шанталь Акерман, Никиты Лаврецкого и Росса Макэлви.

«Район Теси» Ван Бина: документация катастрофы

Китайский режиссер Ван Бин — один из самых влиятельных документалистов XXI века. Своими первыми же работами, снятыми на портативную цифровую камеру, он открыл новые кинематографические методы описания исторической и социальной реальности, фиксируя стремительно меняющийся Китай рубежа столетий. Максим Селезнёв рассказывает об эпическом дебюте Ван Бина — девятичасовом «Районе Теси», названном журналом Cahiers du Cinema одним из десяти важнейших фильмов 2000-х.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.