«Главный критерий успеха — одержимость результатом». Интервью с Евгением Кашириным

В этом году куратор профиля «Коммуникационный дизайн» Евгений Каширин стал обладателем звания «Наставник года» по версии фестиваля нового дизайна «Среда», а ткаже тьютором года на премии ADCR. В интервью он поделился своим взглядом на современное образование, рассказал о своем преподавательском методе и о том, как выстраивает коммуникацию со студентами.

Евгений Каширин

Бренд-дизайнер и дизайнер упаковки, преподаватель профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Работы Евгения отмечены наградами фестивалей: Pentawards, Fakestival, Среда. В 2019 году возглавил рейтинг креативности АКАР в сегменте Young. Работал в Ctzn, 2sharp, ONY.

Женя, ты — наставник года по версии фестиваля «Среда» и тьютор года по результатам премии ADCR. Какие ощущения? Что дает тебе преподавательская деятельность и как ты к этому пришел?

Получить фидбек от индустрии в виде награды — это очень приятно. Подобная оценка говорит о том, что, вероятно, я делаю все правильно и я на своем месте. Да и студентам это приятно. Когда куратор или студент в группе получает какую-то награду — это очень хорошо влияет на весь коллектив.

Преподавательская деятельность — это сложно. Параллельно я работаю арт-директором и на этой работе я, можно сказать, отдыхаю. А когда я в режиме преподавателя — вот это действительно сложная работа. Плюс приходится не только вести учебные проекты ребят, но и выполнять всякие социально-организационные функции — выстраивать отношения с группой, мотивировать студентов, разбирать какие-то конфликты и недопонимания.

Для меня преподавание — это ещё и прокачка арт-директорского скилла: ведь в группе я одновременно веду больше 20 проектов. В прошлом году, когда у меня было три группы, я одновременно вел 60 проектов. Учебный и реальный проект немного отличаются условиями, но с точки зрения арт-дирекшена всё упирается в умение быстро принимать решения и отсеивать тупиковые концепты.

Преподавать мне хотелось почти всегда, потому что мне не нравилось то, как мне что-то объясняют в школе, в вузе, на курсах, которые я проходил. Мне казалось, что я смогу лучше, точнее, эффективнее. А в Школу дизайна меня позвал Леонид Славин. Были сомнения: «Смогу ли?». Но я доверился Леониду, который сказал: «У меня сомнений нет, что можешь».

Расскажи, как сегодня в России обстоят дела с коммуникационным дизайном? Какие тенденции? Как развивается этот сегмент?

Дела все лучше и лучше. Особенно в Школе дизайна. Мы готовим действительно классных специалистов — я часто слышу фидбек от представителей индустрии о том, что ребят с «Коммуникационного дизайна» охотно берут на работу. Мы сейчас — основной университет, готовящий классных молодых специалистов по этой специальности.

В целом, дизайн активно развивается в стране. Зайдя на портфолио топовых российских дизайн-студий, вы не поймете, что перед вами именно российская студия. Это уже уровень европейского дизайна. Главное — по пути не потерять нашу самость.

Да и люди, для которых мы делаем дизайн, тоже готовы к изменениям визуальной среды вокруг. Даже если человек живет где-то в отдаленных регионах, всё равно в интернете, в соцсетях он видит картинку другого мира — в том числе визуально более приятного: интерьеры, упаковка, реклама и так далее. Так что люди готовы к хорошему дизайну, а наша задача — подготовить классных специалистов, которые его сделают.

Тимофей Кирин, CLEANZONE FESTIVAL
Тимофей Кирин, CLEANZONE FESTIVAL
Анна Козляева, «Шрифт и айдентика для выставки Мартина Парра»
Анна Козляева, «Шрифт и айдентика для выставки Мартина Парра»
Анна Колышева, «Акцидентный шрифт Eliasson»
Анна Колышева, «Акцидентный шрифт Eliasson»
Алина Ломаева, Евгений Каширин, «Выставка слепых фотографов»
Алина Ломаева, Евгений Каширин, «Выставка слепых фотографов»
Элцик Погосян, Выставка «Герои Чернобыля»
Элцик Погосян, Выставка «Герои Чернобыля»

Одна из основных особенностей Школы дизайна — это наличие цифрового портфолио у каждого студента, и наши кураторы часто говорят о важности студенческих работ. Есть ли у тебя истории, когда твой студенческий кейс сыграл роль в твоей карьере?

Когда я учился на курсе по арт-дирекшену, у нас был модуль по упаковке. Когда наш куратор Леонид Славин объявил тему, мы все расстроились, потому что тема звучала как «детские молочные смеси». Тогда нам всем это показалось какой-то унылой ерундой. Я выполнил задание и сделал проект, к которому относился вполне спокойно, но, тем не менее, выложил на все профильные сайты. Этого многие почему-то не делают, хотя, на мой взгляд, это должно быть рефлексом. Через несколько месяцев после публикации мне написал основатель стартапа из США, который планирует выпускать детские смеси на основе белка из синтезированного в лаборатории женского молока. Им понравился мой концепт упаковки и они купили его у меня. Я отбил стоимость обучения.

На данный момент эта компания ведет активную работу в лаборатории, оттачивает технологию синтеза белка, проводит тестирования. Далее — сертификация. А в ближайшие полтора-два года бренд должен выйти на рынок.

Это история про учебный кейс, от которого лично я ничего не ожидал, но который всё равно опубликовал — и это дало интересные результаты. Учебные проекты — это отличная основа для портфолио, и к ним надо относиться серьезно. Например, когда я проходил собеседование в студию ONY, я показывал только учебные проекты и ни одного реального. И меня взяли.

В этом году ты стал куратором номинации «Упаковка» конкурса Школы дизайна HSE CREATIVE OPEN. Как обстоят дела с конкурсами в дизайне упаковки и в чем особенность HSE CREATIVE OPEN?

Раньше существовал классный фестиваль выдуманных концепций — FAKESTIVAL, в котором участвовали молодые специалисты. В 2019 году мне удалось поучаствовать в последнем сезоне этого фестиваля и даже взять там Гран-при. А потом он почему-то закрылся.

HSE CREATIVE OPEN в чем-то с ним схож и наконец заполнил эту пустующую нишу. Чисто студенческих конкурсов у нас довольно мало, и он стал хорошим примером в этой категории. Классно еще то, что в нем можно выиграть денежные призы, а подача при этом — бесплатная. Ты соревнуешься с такими же молодыми ребятами, как и ты, а судят тебя профи из индустрии, то есть ты получаешь «взрослый» фидбек.

Я бы и сам в таком конкурсе хотел поучаствовать, но уже староват! За меня там будут соревноваться мои студенты.

Главная мысль, которую я хочу донести, — общайтесь, подбадривайте друг друга, выстраивайте коммуникацию в группе. Куратор — это вишенка на торте. Торт без вишенки — всё ещё торт, а вишенка без торта — это уже совсем неинтересно.

Параллельно с преподаванием в Школе дизайна ты работаешь над какими-то проектами прямо сейчас?

Сейчас у меня есть главный проект — с моим партнером по бизнесу — Владимиром Матхановым. Мы запускаем собственную студию Poool. В скором времени о ней будет заявлено в публичном пространстве. Это территориально-распределенная студия, в которой мы под каждого конкретного клиента собираем команду вокруг ядра из арт-директоров и продюсеров. Остальных специалистов мы подключаем в зависимости от клиента, его потребностей и бюджета. Я нахожусь в Москве, мой партнер в Таиланде, а команду можем набирать из других мест. Физически мы не пересекаемся, но после опыта пандемии — все процессы удаленной работы уже отработаны. Когда над проектом работают опытные ребята, расстояние не играет роли.

Анна Колышева, «Акцидентный шрифт Eliasson»

Анна Колышева, «Акцидентный шрифт Eliasson»


В чем заключается твой преподавательский метод?

Я очень сильно топлю за коллектив. Когда ты попадаешь в группу, и она по какой-то причине не собирается в команду и не выстраивают связи, — учеба проходит неэффективно, рост слабее. Главная мысль, которую я хочу донести, — общайтесь, подбадривайте друг друга, выстраивайте коммуникацию в группе. Куратор — это вишенка на торте. Торт без вишенки — всё ещё торт, а вишенка без торта — это уже совсем неинтересно. Сформировать торт — это задача студентов, это их работа на занятиях, помощь друг другу, общение внутри группы. Кто-то разбирается в моушн-дизайне, кто-то — в 3D. С моей группой III курса это чудо случилось: с первого курса началось активное взаимодействие внутри группы, сами друг другу помогали, подбадривали, общались. И это дало мощные результаты.

Мой метод преподавания простой — я просто хмурю бровки и говорю «не нравится, неси еще». Конечно, стараюсь подсказать, в какое направление рыть, но иногда заранее невозможно понять, куда двигаться. Здесь главное — не давать шансов ребятам начать финализировать какую-то среднюю идею и подтолкнуть к дальнейшим поискам. А когда идея будет найдена, то моя насмотренность и опыт работы в индустрии помогают ее уточнить. Безусловно, если мне самому придет в голову какая-то идея, я всегда ею поделюсь. Но чем старше курс, тем выше их уровень, скорость и точность работы, и тем меньше требуется моих подсказок.

Екатерина Бурмистрова, «Шрифт для концерта Антонио Вивальди»
Екатерина Бурмистрова, «Шрифт для концерта Антонио Вивальди»

На твой взгляд, что важнее — талант или трудолюбие? И в чем для тебя критерий успеха в работе?

Талант может повлиять на скорость выполнения работы — особенно на старте. Например, если в голове хорошо развита условная область, которая отвечает за визуал — это замечательно. Но все это можно наработать и натренировать часами работы.

Главный критерий успеха — одержимость результатом. Точнее, одержимость хорошим результатом. Я не встречал успешных людей в индустрии, которые не были бы одержимы своими макетами, анимацией, выбором цвета и прочими вещами из повседневной дизайн-работы. Если вы не готовы не спать полночи в поисках правильной композиции, особенно на самом старте, в первые годы обучения и работы, то вам лучше поискать другую профессию, которая будет вас драйвить.

Татьяна Лебедева, Евгений Каширин, «Выставка тетраидерных конструкций Александра Бэлла»

Дай несколько рекомендаций начинающим дизайнерам и тем, кто только в поиске своего профессионального пути.

Нетворкинг. Его нужно создавать самому. Знакомиться, участвовать в мероприятиях, писать тем, с кем хотелось бы поработать.

Учебные работы — ваше будущее в профессии! В штат ONY я попал благодаря учебному портфолио. Все, что может быть выложено, должно быть выложено на профильные ресурсы. Подача должна звенеть. Должны быть не кейсы, а пирожные!

Скиллы. Невозможно постичь все в рамках обучения в вузе. Современный бренд-дизайнер — это мультиинструменталист. Он должен уметь создавать анимацию, 3D, типографику. Этим нужно заниматься сразу, много и зачастую самостоятельно, иначе ребята из моей группы отберут у вас работу :)

Подписывайтесь на Телеграм-канал Евгения Каширина «Дизайн доктрина».

18 февраля в 12:00 в Культурном центре НИУ ВШЭ пройдет День открытых дверей бакалавриата Школы дизайна: программы «Дизайн» и «Мода».

Адрес: Культурный центр НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, 11с6, вход 4).

Читайте также

Результаты конкурса от Dr.Diesel х Школы дизайна на разработку бренд-айдентики и дизайна упаковки напитков

Бренд Dr.Diesel совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ объявляет результаты конкурса по редизайну упаковки своих продуктов. Цель конкурса — добавить новые идеи и смыслы в дизайн упаковки Dr.Diesel и его бренд-айдентику, раскрыть смысл и актуальность бренда для молодых людей, подчеркнуть характер бренда смелым и современным дизайном.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — вновь лучшее учебное заведение года

26 ноября состоялась церемония награждения фестиваля нового дизайна «Среда» 2023 года. 20 проектов студентов, выпускников и кураторов Школы дизайна НИУ ВШЭ заняли призовые места, а Школа стала учебным заведением года! В этом материале публикуем имена всех победителей и номинантов, а также тех, кто завоевал специальные награды фестиваля. Осторожно — в этом материале критическое количество крутых работ!

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.