Пройдет ли человек тест Тьюринга? Паблик-ток об искусственном интеллекте на Ярмарке non/fictio№

Пройдет ли человек тест Тьюринга? Паблик-ток об искусственном интеллекте на Ярмарке non/fictio№

8 апреля на Ярмарке non/fictio№ прошел паблик-ток «Искусственный интеллект в креативных индустриях», в котором приняли участие кураторы Школы дизайна НИУ ВШЭ Вадим Булгаков, Ольга Страховская и доцент Факультета компьютерных наук ВШЭ Дмитрий Сошников. Они рассмотрели возможности использования искусственного интеллекта в дизайне, моде, управлении креативными процессами и затронули философские вопросы, касающиеся ИИ. Модератором паблик-тока выступил руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков.

В этом году на ярмарке non/fictio№ Школа дизайна НИУ ВШЭ курировала раздел «Дизайн». Зрители могли посетить стенд, расположенный на линии «Искусств», который визуализировал студенческое портфолио Школы дизайна НИУ ВШЭ: перейдя по QR-коду на стенде, каждый гость ярмарки мог оценить, каких результатов удалось добиться нашим студентам направления «Дизайн книги» за 10 лет существования Школы. В специально оборудованной лаунж-зоне павильона «Искусство» гости ярмарки могли отдохнуть и с комфортом посмотреть увлекательные образовательные видеосюжеты преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ, посвященные истории дизайна и современного искусства. А в рамках параллельной программы Ярмарки Школа дизайна НИУ ВШЭ провела серию паблик-токов на актуальные для креативных индустрий темы, в том числе дискуссию «Искусственный интеллект в креативных индустриях».

Инструменты на основе искусственного интеллекта стали нашей реальностью, но пока еще далеко не все готовы использовать их функционал в своих повседневных задачах: кто-то — не разобрался в механизме работы с нейросетками и чатами, кто-то — не верит в перспективу, кто-то боится за свое место. В ходе паблик-тока участники попытались сократить дистанцию между технологиями и креативными индустриями и подробно рассказали о том, что уже происходит в соавторстве с ИИ, а также предположили, как может в дальнейшем трансформироваться такое «сотрудничество» и поспобствует ли оно развитию культуры инноваций.

Участники паблик-тока разобрали явление искусственного интеллекта с самых разных сторон: Ольга Страховская рассмотрела ИИ в пространстве новых медиа и фэшн-индустрии, Вадим Булгаков переосмыслил производство креативного контента, а Дмитрий Сошников рассказал о творчестве и возможностях нейросетей.

Тезисы спикеров паблик-тока

Ольга Страховская

  • ИИ в пространстве новых и старых медиа. Заход на территорию глянца: первые AI-обложки и эдиториалы

  • AI vs фэшн-фотография: конкурентные преимущества и изъяны. Продакшн, команда, косты, сроки. Интеграция материальных объектов

  • Проблема авторства: кому принадлежат права на изображения и стиль признанных мастеров фотографии

  • Трансформация устоявшихся профессий в фэшн-индустрии. Что ждет продюсеров, стилистов, моделей

  • Шаблонизированность стандартов красоты, проблема diversity

  • Технология в руках «аналоговых» фотографов, дискуссия в профессиональном сообществе

Вадим Булгаков

  • Интеграции ИИ в творческие методы

  • Радикальное изменений пайплайна производства креативного контента

  • Влияние ИИ на эффективность креативного производства

  • Новые сценарии взаимодействия заказчиков, потребителей и производителей в креативных индустриях

Дмитрий Сошников

  • Нейросети как распознаватель/запоминатель паттернов

  • Иерархические паттерны в нейросетях — на уровне стиля и на уровне смыслов

  • Прорыв в нейросетевой генерации на основе мультимодальности, важность текстовой модели мира, естественный язык как посредник между человеком и ИИ

  • Природа нейросетевого галлюцинирования и можно ли верить нейросети

  • Творчество и авторство нейросети — примеры с изображениями и ChatGPT

  • Роль генеративных моделей — коммодитизация генеративных задач, «личный художник» и «личный ассистент»

  • Ограничения генеративных моделей — ограниченность окна внимания, вероятностная природа результатов

Мы спросили у модератора встречи, руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Арсения Мещерякова, как он оценивает работу с ИИ в дизайн-индустрии:

«Если говорить об использовании ИИ в качестве инструмента, о чем рассказывала в своем выступлении Ольга Страховская, я не вижу никаких проблем для будущих дизайнеров. ИИ в данных кейсах оказывается лишь очередным эффективным инструментом в руках человека. Такое случалось уже много раз: человек создавал каменные, металлические, механические, а теперь — и цифровые орудия. Если, к примеру, для публикации надо выбрать 16 из 4000 000 изображений, то все по-прежнему решает человек.

После выступления Дмитрия Сошникова мы понимаем, что тест Тьюринга текстовым ИИ де-факто пройден. По крайней мере, ИИ уже может участвовать в брейнстормах, выдавая любопытные идеи за считаные секунды. И вот тут возникают вопросы: „А каким образом сам человек пройдет тест Тьюринга 2.0 и пройдет ли его вообще? Как теперь человек докажет условной комиссии, что его тексты, мысли, стихи не бездушные компилятивные алгоритмы?“.

Это очень интересный вопрос, и думаю, что на него есть лишь один ответ — компиляцию от новой мысли может отличить лишь выдвижение новой научной, поддающейся экспериментальной проверке, теории, при этом не лежащей в плоскости анализа больших данных. Такую теорию, как мне кажется, ИИ создать не в состоянии, а значит предложивший ее — человек.

Вторая, менее строгая, но все же эффективная проверка, — это художественное воздействие произведения. Надеюсь, что здесь мы также сумеем отличить человека от алгоритма. Во всяком случае, эксперименты с тестом Тьюринга 2.0, где уже человеку предстоит доказывать, что он человек, сулят нам много нового в понимании того, что же такое человеческое сознание».

Об участниках:

  • Вадим Булгаков — Дизайнер, арт-директор, диджитал-продюсер. Руководил проектами и развивал продукт от беты до запуска в релиз в Lapka, Baselance, Papaton Kids, CardPlace. Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ;
  • Ольга Страховская — Куратор профиля «Медиа и дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, журналистка, медиаменеджер. В прошлом — главный редактор Wonderzine, шеф-редактор The Blueprint, редактор изданий Look At Me, The Village, «Афиша»;
  • Дмитрий Сошников — компьютерный специалист, координатор академических программ, является специалистом в области логического и функционального программирования, искусственного интеллекта.

Модератор — Арсений Мещеряков, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, основатель дизайн-бюро Agey Tomesh и «Книги WAM».

Также в рамках Ярмарки Школа дизайна НИУ ВШЭ провела еще два паблик тока:

🎙 6 апреля.Паблик-ток «Дизайн и современное искусство»

Беседа была посвящена тому, как две эти сферы трансофрмируют действительность.

Участники:

  • Александра Кузнецова — художница, кураторка, арт-директор, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, академический руководитель программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ
  • Андрей Логвин — дизайнер, плакатист, художник-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ,
  • Владислав Ефимов — фотограф, художник, участник международных художественных проектов, призер профессиональных премий
  • Аристарх Чернышев — художник, пионер российского интерактивного искусства, работает в области видео — и медиаарта. В своих работах он переосмысляет зависимость современного человека от информационных потоков, обращается к проблеме чрезмерного потребления.
  • Екатерина Умнова — медиа-художник, дизайнер, куратор мультимедийных выставок, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Дмитрий Кавка — художник, графический дизайнер. Создает проекты на пересечении цифровой и материальной реальностей.

🎙 7 апреля. Паблик-ток «Проектное образование в сфере дизайна»

Спикеры обсудили то, как проектная работа позволяет освоить широкий спектр инструментов и задач и осваивать совершенно новые для себя инструменты.

Участники:

  • Наталья Логутова — заместитель руководителя Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, постоянный участник конференций и мероприятий, посвященных тематике образовательной среды (ПМЭФ, ММСО, АрхМосква, МКФ, EdCrunch, SchoolBuild, Музейный гид и др), в прошлом — работа в крупных компаниях и агентствах: Polit.ru, Articul Media, Студия Артемия Лебедева, международная организация «Врачи без границ»
  • Евгений Каширин — бренд-дизайнер и дизайнер упаковки. Работы отмечены наградами фестивалей: Pentawards, Fakestival, Среда. В 2019 году возглавил рейтинг креативности АКАР в сегменте Young. Работал в Ctzn, 2sharp, ONY. Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Мария Степанова — руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель, дизайнер лаборатории устойчивого проектирования zerowaste.lab. Призёр конкурсов Roca One Day Design Challenge, «Цифровой прорыв»
  • Анастасия Пронина — креативный директор в Secret Kitchen, победитель конкурса упаковки PENTAWARDS, преподаватель Яндекс Практикума и Школы дизайна НИУ ВШЭ, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Наталья Бурденкова — Куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ. Арт-директор брендингового агентства DDVB. Участница Биеннале графического дизайна «Золотая пчела» и выставки плакатов фестиваля Typomania, призёр профессиональных конкурсов. Работала с такими брендами, как: «Газпромбанк», «Металлоинвест», A101, «Увелка», СИБАГРО, «Август», Университет МИСИС, The Walt Disney Company и многими другими.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.