«В Школе дизайна ты общаешься с преподавателями как с коллегами». Интервью с Марией Майоровой

«В Школе дизайна ты общаешься с преподавателями как с коллегами». Интервью с Марией Майоровой

Мария Майорова, выпускница направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна НИУ ВШЭ, сейчас обучается в Дармштадтском университете прикладных наук на программе Animation and Game Direction. В интервью Маша рассказала про обучение в Школе, о том, как решилась поступить в университет в Европе, а также поделилась опытом поиска работы и дала напутствия тем, кто хочет связать свою жизнь с творческой профессией.

Расскажи про свой образовательный путь. Как ты пришла к выбору направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ?

Школа дизайна стала для меня третьим университетом. Я начинала с графического дизайна, которому посвятила полгода. Потом два с половиной года училась на художника, пробовалась в Строгановку. Оказалось — не мое. И в тот момент случайно узнала о Школе дизайна. Раньше у меня фокус был на изобразительном искусстве и классических приемах. Но показалось, что анимация сложнее, а это значит — больше челленджей и интересных результатов.

Как ты бы охарактеризовала своё обучение в Школе дизайна?

Было стрессово, но при этом приятно учиться — привносить свои идеи, реализовывать задумки, знакомиться с современным подходом. Ну и, конечно, очень классный коллектив Школы дизайна. До сих пор дружим с девчонками и даже с преподавателями.

Приятно удивлена, насколько классно сейчас развивается анимационное направление в Школе дизайна. Сравнивая свои работы с работами тех, кто поступал после меня, конечно, немножко завидую. Но приятно видеть, какие крутые работы сейчас делают талантливые ребята.

Как был устроен ваш учебный процесс? Как ты работала над своими проектами и какие этапы при этом проходила?

На первом курсе куратором группы была Кристина Колесникова, с ней мы делали основные проекты. Она была для нас «мамой», которая давала советы и помогала с реализацией задумок. На втором курсе куратор сменился вместе со спецификой обучения. И поскольку я выбрала анимацию, моим куратором стал Алексей Ермолаев — аниматор и художник. Можно было прийти к нему на этапе идеи и уже в процессе обсуждения развивать проект, получать фидбек и даже иногда не соглашаться. Мне нравилось, что была свобода выбора и действий.

Как ты работала над дипломной работой? Что это был за проект, чему был посвящен? Как проходил процесс?

Я делала дипломную работу вместе с моей подругой Машей Пискуновой. По итогу трёх лет мы немного устали от стресса — несмотря на достаточную свободу в учебе, все равно есть определенные рамки. Но на четвёртом курсе мы решили оторваться по полной и сделать мультфильм в технике стоп-моушн, пиксиляции. Он пока не представлен на платформах типа Vimeo, поскольку находится на стадии доработки — это был огромный проект для двух человек. Мы постоянно снимали в студии в Школе дизайна. Для мультфильма такого типа нужны были актеры, костюмы и маски, которые мы также делали самостоятельно. В студии мы проводили по несколько часов каждый день и параллельно искали тех, кто согласится бесплатно поучаствовать в проекте. Сформировался даже круг людей, которые постоянно нам помогали. За что им огромное спасибо. Так что мы продолжаем работу: для публичного релиза хочется кое-что подкорректировать и добавить.

Я приятно удивлена, насколько классно сейчас развивается анимационное направление в Школе дизайна. Сравнивая свои работы с работами тех, кто поступал после меня, конечно, немножко завидую. Но приятно видеть, какие крутые работы сейчас делают талантливые ребята.

Возможно ли в процессе учебы находить время для коллективных проектов?

Да. Например, на втором курсе был наш первый заход в пиксиляцию. И мы с одногруппницами снимали такой мультфильм в лесу с мая по июнь. Было круто. Этот мультфильм уже можно посмотреть на Vimeo. Это был потрясающий опыт. Я тогда впервые открыла для себя, сколько у нас, оказывается, друзей, готовых помочь.

Где ты сейчас учишься?

Сейчас я учусь в Германии, в магистратуре Дармштадтского университета прикладных наук на программе Animation and Game Direction. Это более теоретическая программа, но с элементами практики. Особенность здешней системы в возможности формировать свое расписание самостоятельно. Это схоже с обучением в Школе дизайна НИУ ВШЭ, где есть основные предметы и вариативы. По окончанию этой программы можно работать режиссером анимации или игр, концепт-художником, арт-директором и продюсером анимации. Если хочешь работать как аниматор, то нужно больше практики, которую можешь получить самостоятельно. Но мне хотелось бы уйти в сторону режиссуры или стать концепт-художником.

Корпус Дармштадтского университета прикладных наук в Германии

В чем сходства и различия со Школой дизайна? Какие в Германии студенты, преподаватели, насколько отличается образовательный процесс?

Для меня было необычно, что уже на первом курсе должна проходить производственная практика. Поскольку у иностранных студентов, которые только приехали в Германию, в первый месяц нет ничего — ни документов, ни регистрации, ни карты — найти стажировку практически невозможно. И в этом случае студентов магистратуры помещают к бакалаврам третьего курса. Первый семестр был схож с системой обучения в Школе. Был один проект на всё время, и в команде из пяти человек мы делали 3D-мультфильм. Сейчас как раз начинается новый семестр, так что посмотрим, что меня там ждёт.

Насчет преподавателей — они достаточно лояльные и дружелюбные. Как и в Школе дизайна, ты с ними общаешься как с коллегами по учебному процессу, где вы обмениваетесь знаниями.

По поводу студентов — я была приятно удивлена. Я понимала, что они три года учатся вместе и социальные связи уже налажены. Конечно, было страшно — и уровень английского не очень, и коллектив новый, и вообще, я в другой стране. Но в первый же день со мной все перезнакомились, предложили свою помощь и дали чат в дискорде для вопросов.

Работаешь ли ты сейчас параллельно или полностью погружена в учебу?

В данный момент ищу работу. Но существует закон о том, что студент не может работать больше четырех часов в день. А работа самозанятым, если официально еще не зарегистрирован, может привести к проблемам с визой и даже с законом. Хочу попробовать найти работу для студентов в креативном агентстве или анимационной студии.

«В Школе дизайна ты общаешься с преподавателями как с коллегами». Интервью с Марией Майоровой

Пока ты училась в Школе дизайна НИУ ВШЭ, были ли у тебя параллельные рабочие проекты?

Я работала тату-мастером, это началось еще задолго до Школы дизайна. И была фриланс-аниматором и режиссером. Больше всего заказов пошло с четвертого курса, тогда поучаствовала в паре проектов. Один из последних — работала над анимационной серией исторического сериала «Живые мемории» после диплома летом. Было выпущено десять анимационных серий про историю России. Серия, которую делала я, была посвящена воспоминаниям женщины, прошедшей через ГУЛАГ. Это одна из самых значимых и классных работ для меня, потому что тема важная, и мне было приятно внести свой вклад в освещение репрессий. Параллельно работала раскадровщиком и рисовала анимационные рекламные ролики для маленького детского бренда. Так что можно заниматься многими вещами одновременно.

Есть ли какие-то темы, которые тебе близки и с которыми ты стараешься работать? И как ты находишь идеи, которые потом реализуешь?

Хороший вопрос. Понимаю, что через два семестра будет дипломный проект, но что буду делать — пока не знаю. Если говорить про проекты из Школы дизайна, то, например, тему для инфо-ролика про лунатизм я взяла из жизни. Мой муж периодически лунатил, так что нам стало интересно разобраться в том, как это происходит, что это за механизмы. Когда ты думаешь о теме, то сразу представляешь, как визуально воплотить идею. Мне показалось, что это такая забавная тема, в которой можно вычерпать много визуального баловства. Или, например, если брать первую работу с третьего курса — клип для группы «Дайте танк!» — очень было приятно поработать с темой детства, воспоминаний.

А какие у тебя планы после диплома? Ты производишь впечатление человека, который учится всю жизнь. Планируешь учиться дальше?

Мне кажется, что я случайно попала в эту категорию людей. Я уже в 2019 году начала задумываться о поступлении в европейский университет. Наверное, именно в Германию, потому что наш друг поступил сюда в 2017 в магистратуру. У него другая специальность, но тем не менее. Приехав в 2019 году к нему в гости, мы с мужем вдохновились на изменения в жизни. Мне всегда казалось, что очень сложно и даже невозможно переехать за границу. Но пример друга показал, что все реально.

Мне всегда сложно планировать будущее, потому что, как мы все знаем, мир меняется. Неизвестно, что будет дальше. Но для начала хотелось бы найти работу и после защиты, если все получится, работать либо режиссером, либо художником. Поработать и посравнивать подходы, условия, как это происходит в России и как в Европе. Почерпнуть новый опыт.

Какие советы ты бы дала новичкам, которые только пришли в профессию и начинают учиться, например, на направлении «Анимация и иллюстрация»?

✅ Прежде всего — следите за своим здоровьем. Это очевидная вещь, которая не совсем понятна. Часто думала, что из-за учебы можно не спать три ночи подряд, но лучше так не делать.

✅ Важно не бояться делиться своими работами, выкладывать их и заявлять о себе. Что бы вы ни делали, только с практикой ваши художественные навыки будут улучшаться. И чем раньше начнете, тем лучше для карьеры.

✅ Наблюдать за людьми вокруг, за их творчеством. Не бояться общаться с ними, обмениваться опытом. Это поддерживает морально и дает возможность посмотреть на свои работы со стороны.

✅ Не относиться к жестокой критике слишком серьезно, ведь это может негативно повлиять или сломать тебя. Не стоит принимать слишком близко к сердцу.

13 мая в 12:00 приглашаем вас на День открытых дверей программ бакалавриат Школы дизайна: программы «Дизайн» и «Мода», где можно будет подробнее узнать и о профиле «Анимация и иллюстрация».
Адрес: Культурный центр НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, 11с6, вход 4).

Читайте также

«Не бойтесь меняться». Выпускницы магистратуры «Перформанс» об обучении, творчестве и карьере

Влада Булыгина, Светлана Сулаева и Пелагея Щеглинская — выпускницы первого набора магистерской программы «Перформанс» в Школе дизайна. С момента получения дипломов не прошло и полугода, а художницы уже стали настоящими профессионалами и нашли своё место в ивент-индустрии как креативные продюсеры, постановщики, перформеры и теоретики.

По-прежнему лучшие. Школа дизайна на World Brand Design Society

Студенты, выпускники и кураторы Школы дизайна уже не первый год принимают участие в конкурсе World Brand Design Society. Зима 2023/24 не стала исключением — сразу несколько проектов завоевали награды в различных номинациях. Именно благодаря людям, которые связали свою жизнь со Школой дизайна или выбрали её для получения образования, мы стали первыми в рейтинге Global Design Education Ranking — целых 40 проектов получили свои награды за всё время существования премии! В этом материале посмотрим на новые проекты, которые были отобраны платформой в начале 2024 года.

Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.