«Пора людям вернуть себе город»

«Пора людям вернуть себе город»

В 2016 году в рамках магистерской программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается профиль «Территориальный брендинг и дизайн городской среды». Кураторы профиля архитекторы Михаил Лабазов и Михаил Лабазов-младший рассказали о том, чего ждать от нового курса, чем выпускники профиля помогут городу, а также посоветовали, что написать в мотивационном письме при поступлении.

— Расскажите, почему сейчас новая программа «Территориальный брендинг и дизайн городской среды» особенно актуальна?

Михаил Лабазов-ст.: Наша программа — возможность совместно разобраться в причинно-следственных связях и проблемах, которые накапливаются в городе. Мы проанализируем, почему нам некомфортно жить в городе, почему все стремятся купить дачу или загородный домик, а в городе — стараются существовать в машине, чтобы находиться на улице по минимуму. Изначально город появился как результат воли населения и, естественно, был создан удобным для людей, но каким-то образом в какой-то момент первопричина ушла на второй план, и сейчас налицо — непонимание городом проблем, которые есть у его жителей. Поэтому очень перспективно — привлекать активную часть населения к развитию города.

Михаил Лабазов-мл.: Мы чувствуем, что жить в городе некомфортно, а почему и какие есть пути решения проблемы на разных уровнях — визуальном, коммуникационном, тактильном — как раз и есть те вопросы, на которые мы хотим ответить в рамках обучения.

— Кем станут выпускники новой программы?

Михаил Лабазов-ст.: Мы надеемся выпустить людей думающих и понимающих весь процесс от начала и до конца: как устроено пространство и что с ним сделать, чтобы добиться определенных результатов.

Михаил Лабазов-мл.: Есть большая проблема: кто-то (в том числе, городские власти) заказывает архитекторам и дизайнерам городские проекты, а результат часто получается плохим, даже не в связи с низким профессионализмом исполнителя, а из-за формулировки технического задании, которое выдается изначально. То есть наши выпускники смогут работать как в дизайн-студиях, так и на стороне заказчика-города, а в идеале — создадут объединяющую и заказчика, и исполнителя ячейку, которая будет не только понимать суть, цели и средства проходящих в городе процессов, но и управлять ими.

— Как именно будет проходить обучение — что должен знать такой всесторонний профессионал?

Михаил Лабазов-ст.: В программу курса войдут блоки по архитектуре, дизайну среды, проектированию и территориальному брендингу. Конечно, параллельно студенты будут изучать компьютерные дизайн-программы. К тому же, у нас есть договоренности с представителями Высшей школы урбанистики — они поделятся методиками анализа пространства — это их специфика. Сейчас в городе, к сожалению, результаты анализа и практические действия редко связаны, а мы хотим попытаться превратить нашу программу в единое пространство анализа и принятия решений, которые станут реальными проектами.

Михаил Лабазов-мл.: Мы начнем с того, что в течение первого года выполним сначала простой проект на тему городской мебели (любого объекта городского дизайна — например, скамейки). Сначала студенты создадут ее в вакууме, а потом нужно будет найти в городе конкретную локацию специально для нее. Это довольно простая задача, но одновременно и хорошая возможность понять, что могут студенты, а что надо изучить дополнительно. Второй проект — это обратная история: мы выберем место в городе, а через его анализ создадим ТЗ, что этому месту нужно, чтобы стать более комфортным и привлекательным для людей, и по этому ТЗ сделаем форму для конкретной локации — тоже не сильно больше, чем городская мебель (беседка или скамейка). Конечно, все стадии анализа студент проходит под нашим кураторством.

Михаил Лабазов-ст.: Третий модуль посвящен созданию идеальной городской среды: студент должен будет определиться, что для него означает «идеальная среда» — что должно в ней присутствовать, а чего не может быть ни в коем случае. Все получившиеся проекты мы соберем в одно масштабное идеальное место. Мы понимаем, что у каждого человека идеальная среда может быть своей, но в этом и интерес — находить решения, которые могут в себя принимать порой взаимоисключающие требования. Правила игры студенты выработают сами — единственно правильного ответа в этом случае нет. Четвертый проект — это работа с конкретным местом по аналогии с проектом второго модуля, но в более крупном масштабе.

— Почему отдельно выделен блок по территориальному брендингу?

Михаил Лабазов-ст.: Городская среда — это не каждый объект по отдельности, а совокупность мест, пространств, социумов. Существует так называемый «дух места» — что-то, что отличает это конкретное место от других, а территориальный брендинг может позволить уловить направление развития этого места.

— Что вы ждете от абитуриентов — как написать мотивационное письмо, чтобы вам понравиться?

Михаил Лабазов-мл.: В идеале мы хотим увидеть эссе на тему «Город», которое раскроет видение абитуриента о том, как сделать город более комфортным.

— Обязательно ли абитуриентам обладать какими-то специальными навыками: например, рисованием?

Михаил Лабазов-ст.: Городу нужны люди, которые понимали бы или хотя бы думали, что понимают, что необходимо изменить — для этого необязательно уметь рисовать, ведь не хватает как раз умных организаторов. Самая большая угроза — как раз излишний профессионализм, он часто приводит к замыливанию проблем, так что никаких особенных компетенций мы от своих абитуриентом не ждем. Каждый в силу своего жизненного опыта заточен на какие-то задачи, поэтому с человека, который думает и пишет, нельзя спрашивать рисунок — и наоборот. Но если соединить вместе человека, который думает и пишет, с человеком, который рисует, то получается убойный результат.

Михаил Лабазов-мл.: Пора людям вернуть город себе, но не только на хипстерском, но и на системном уровне. Одних велодорожек недостаточно, но стоит только начать — и станет понятно, что даже незначительные с первого взгляда изменения могут иметь значительные последствия. Как акупунктура — можно избавиться от серьезной болезни, правильно выбрав точку, на которую нажать.

23 апреля — День открытых дверей

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.