Захар День: «Дизайн всегда решает конкретную задачу»

Захар День: «Дизайн всегда решает конкретную задачу»

В преддверии нового набора в Школу дизайна куратор направления «Дизайн и программирование» Захар День рассказал о цифровом дизайне, о новой программе дополнительного образования, о результатах, которых удалось добиться первокурсникам бакалавриата, и даже показал один из студенческих проектов.

Как я попал в дизайн

В детстве я рисовал граффити и интересовался скрытыми возможностями компьютера, хакингом. Для человека, рисующего граффити, дизайн — это рациональное продолжение его деятельности. Это не только моя история, есть несколько значимых имен в Москве, которые также пришли в дизайн из граффити, а по миру их вообще огромное количество.

Сейчас людей, которые родились сразу с «Интернетом в руках», называют digital native, я же застал момент появления дома компьютера и Интернета уже в сознательном возрасте. Как и многие, я был восхищён и заинтересован. Естественно, я проводил все свое время за компьютером до того времени, пока у меня не появился MacBook Pro. С тех пор много лет подряд рюкзак оттягивают три килограмма алюминия, пластика и стекла с примесями драгоценных металлов и кремния.

Что такое дизайн

Ошибочно полагать, что дизайн — это рисование красивых картинок. Дизайн всегда решает конкретную задачу. В брендинге и рекламе дизайн необходим, в основном, для коммуникации, донесения сообщений, стимулирования сбыта, улучшения узнаваемости продукта. А современный промышленный и цифровой дизайн — это по своей сути вообще инженерные дисциплины.

В мире вещей дизайнеры работают с точными размерами, чертежами и 3D-моделями, которые впоследствии печатаются на 3D-принтерах или отправляются на более сложное конвейерное производство.

А в цифровой среде мы работаем с различными размерами экранов цифровых устройств и современными возможностями, такими как wi-fi, bluetooth, гироскопами, камерами, микрофонами и прочими, ставшими уже привычными опциями наших гаджетов.

Цифровой дизайн — это, в основном, разработка визуальных дизайн-систем, а также дизайн программ и паттернов проектирования. В программировании мы тоже используем слово «дизайн». У сайта, приложения, программы, библиотеки есть свой программный дизайн. Он может быть хорошим — в смысле, удобным для развития и поддержки, а может быть плохим — неудобным, нелогичным, невыгодным.

Особенность нашего профиля в том, что мы развиваем кросс-экспертизу в цифровом дизайне. Дизайнер в цифровой среде должен уметь работать с кодом, знать возможности и устройство различных технологий, общаться на одном языке с другими инженерами в «цифровом цеху». Так как технологии, с которыми мы работаем, развиваются очень быстро, нужно следить за трендами и работой сообществ, развивающих технологии, — держать руку на пульсе.

Настоящее и будущее цифрового дизайна

Дизайн всегда развивается вместе с технологиями. Интернет дал нам возможность мгновенно обмениваться информацией по всему миру, создавать электронные правительства, организации и сообщества, распределенные структуры хранения и обработки данных, цифровые деньги и контракты.

Сегодня цифровой дизайн участвует в обновлении экономики и сам по себе является отдельным пластом этой новой экономики. Здесь есть и спрос, и деньги на создание предложения, и совершенно немыслимые ранее технологии: искусственный интеллект, нейронные сети, дополненная и виртуальная реальность.

Мы живем в интересное время, когда человек может наблюдать кардинальные изменения реальности в течение своей жизни. Я хочу быть частью этого процесса, поэтому стараюсь мыслить широко, что в свою очередь отражается и на развитии нашего профиля.

Я вижу, как некоторые мои коллеги испытывают фрустрацию от появления новых возможностей в привычных им приложениях и сервисах, обычные пользователи чувствуют ее еще сильнее, но это, скорее всего, переходный период.

Современным дизайн-паттернам в цифровом дизайне и программировании, которые упростили разработку сложных продуктов, всего несколько лет. За последний год онлайн-гиганты стали намного быстрее обновлять свои сервисы. Поэтому логично предположить, что в течение пяти лет большинство пользователей привыкнут к тому, что онлайн-продукты изменяются постоянно, и начнут воспринимать это органично. Особенно digital natives, которые рождаются в этой сумасшедшей для нас, «старичков», среде.

Настоящее и будущее профиля «Дизайн и программирование»

Меня часто спрашивают, кем станут выпускники нашего бакалаврского профиля, видимо ожидая услышать что-то типа «User Interface-дизайнером» или «Front End-разработчиком». Но я свою экспертизу сейчас определяю, как Product Direction, то есть управление разработкой продукта. Это включает в себя работу с идеей, бизнес-моделью, брендингом, коммуникацией, графическим дизайном, версткой, программированием, маркетингом, аналитикой, с бизнесом и инвестициями. Весь этот опыт я стараюсь передать студентам, ограничивая поток информации нашими часами в университете, программой обучения и способностью психики человека передавать и воспринимать информацию.

В образовании самое главное — это видеть в студентах людей, помогать раскрыть их потенциал, а не навязывать свои амбиции. Кому-то будет интересно развиваться в узкой специализации: например, работать только над дизайном интерфейсов или только программировать на одном языке или исключительно верстать сайты. В трудоустройстве у этих людей широкий выбор: можно пойти в большую корпорацию, можно — в студию, в стартап или рискнуть и попробовать создать собственный бизнес или внезапно уйти в исследовательскую деятельность.

Первый набор

С прошлогодним набором бакалавриата мы провели уникальный год. Студенты изучили несколько базовых технологий для создания сайтов и онлайн-сервисов. За это время у нас родилось несколько долгосрочных проектов и сервисов, которые мы покажем, когда они будут доведены до релиза. Пара блестящих студентов уже проходят практику, работают со мной на реальных коммерческих проектах.

Также мы сделали несколько небольших, но эффектных проектов, например, Randomatizm со студентом Александром Московским. Randomatizm — это исследование опыта супрематистов и возможности расширить этот опыт, добавив немного математики и случайных чисел.

Александр Московский (профиль «Дизайн и программирование», 1 курс):

На первом курсе я проводил исследование, как можно современно подать исторический материал — интересно рассказать людям о русской литературе и искусстве. По креативному проектированию я разрабатывал дизайн для виртуального литературного музея, а, научившись работать с вебом, решил заняться и историей искусства. Я люблю супрематизм, потому что это направление, которое легло в основу современного искусства и, во многом, дизайна. Супрематические композиции выглядят актуально и сегодня.

В процессе работы над своим проектом я задался вопросом, можно ли генерировать супрематические композиции с помощью формул и случайных чисел. Начал с декомпозиции уже существующих работ и добавил в них генератор, который на их основе создает новые работы, меняя положение и пропорции элементов. Сейчас с помощью моего проекта можно генерировать рандомные композиции на основе существующих, шерить их в социальные сети и заказать постер с получившимся рандомом. Я бы хотел развивать проект: в планах сделать полноценный рандом, который не будет основан на рандомизации уже существующих работ, — генеративный арт.

Посмотреть проект полностью

Расширение профиля «Дизайн и программирование»

Сейчас я работаю над расширением профиля. В новом учебном году у нас появятся новые преподаватели. Про Сергея Нугаева я уже рассказывал, а в ближайшее время мы представим и остальных членов новой уникальной команды.

Кроме занятий со студентами бакалавриата в этом году появится возможность придти к нам на один год в формате ДПО (дополнительного образования) для интенсивной прокачки в современном цифровом дизайне и технологиях. Мы понимаем, что год для цифровой индустрии — это маловато, поэтому сразу работаем над двумя уровнями программы — это Level 0 для новичков и Level+ для людей с опытом.

За год мы научим слушателей разрабатывать продукт от идеи до воплощения в прототип, думая при этом о бизнес-целях этого продукта или сервиса. Студенты будут изучать методы дизайн-мышления и техники организации своей рабочей деятельности (а также сервисы, с помощью которых это удобно делать), различные графические редакторы, верстку сайтов с помощью HTML5 и CSS3, программирование на JavaScript, создание веб-сервисов на Ruby On Rails и многое другое.

Заключение

Секрет востребованности в современном мире — это постоянное, бесконечное, безостановочное обучение и самообразование. Это новая парадигма реальности, к которой пора привыкнуть.

Важно не бояться нового, быть на бодрости, очень много работать и обязательно хорошо и интересно отдыхать. Как я уже говорил, крутой специалист сам определяет себе цену, и, если предел совершенства есть, то скорее всего достигнуть его возможно только, разве что, в математической формуле.

Подробности о профиле «Дизайн и программирование»

Вопросы об условиях поступления на бакалаврский профиль «Дизайн и программирование» и о процессе обучения в Школе дизайна можно задать Захару Дню на Дне открытых дверей 10 июня.

(Интервью записала Соня Шпильберг)

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.