«Если человек хочет — он научится, а если не хочет — то его научить невозможно»

«Если человек хочет — он научится, а если не хочет — то его научить невозможно»

Преподаватель профиля «Коммуникационный дизайн» и программы дополнительного образования «Графический дизайн (базовый курс)» Андрей Кулагин — о процессе обучения в Школе дизайна, об индивидуальном подходе к каждому студенту и о таланте делать новое.

— Вы работаете с людьми, которые не имеют никаких дизайн-навыков. В чем специфика?

Андрей Кулагин: Конечно, проще работать с подготовленными людьми, потому что с ними можно делать упор на обучение арт-директорским компетенциям, а не начинать с нуля, когда больших усилий стоит добиться, чтобы сделали «точку-точку-два крючочка». Но начинается обучение в любом случае с базовых навыков, со знакомства с дизайном, а дизайн состоит в основном из решения чьих-то задач. Если человек приходит к нам просто картинки рисовать, то это не совсем дизайн — дизайнер должен понимать, зачем он рисует эти картинки, и в зависимости от этого выбирать стилистику, цвета и прочее.

— Что главное для начинающих дизайнеров?

Андрей Кулагин: Сначала нужно научиться мыслить, потому что от этого многое зависит: если правильно понял задачу, то найдешь правильно решение, а если задачу не совсем точно себе представил, то и решения бывают неадекватными.
В бакалавриате этому научить немного сложнее: дети приходят после школы, и у них в голове меньше информации. И чтобы успешно самостоятельно работать, они должны дополучить не только образовательные, но и жизненные навыки — больше знать больше во всех областях, быть всесторонне образованным: и в литературоведении, и в искусствоведении, и в экономике, и в истории, а не только разбираться в композиционных или шрифтовых решениях. Поэтому в программу бакалавриата включены не только дизайнерские дисциплины, но и история искусств, а также общеуниверситетские майноры по разным предметам. Чем больше знаешь — тем проще работать с проектами.
Со слушателями дополнительного образования в этом плане проще, ведь для них дизайн — это второе высшее образование: они уже где-то работают, у них есть опыт, с ними легче говорить и объяснять задачи. Поэтому у слушателей дополнительного образования работы бывают точнее, а у студентов бакалавриата — зачастую интереснее с точки зрения новизны.

— Если говорить о дополнительном образовании, то реально ли за год освоить профессию?

Андрей Кулагин: Вполне реально получить азы профессии и даже пойти самостоятельно работать. На самом деле, за год слушатели учатся созданию айдентики, композиционным основам, основам брендинга, типографике, делают «многостраничник», изучают модульные сетки, занимаются 3D и анимацией, веб-дизайном. То есть к концу года они четко знают, что конкретно им нужно для решения внешних задач.
Конечно, нужен опыт — необходимо поработать с реальными проектами, чтобы легко ориентироваться в задачах и инструментах, чтобы базис превратить в устойчивые знания и умения. Как раз поэтому в Школе дизайна мы стараемся создать условия, приближенные к профессии: вся работа строится на проектной деятельности — как будто ты уже работаешь и получаешь конкретный заказ. Так что даже после одного года легко начать самостоятельно работать, потому что тебя научили, как взять работу, с чего начать, как сделать эскизы, как подбирать шрифт, как выбирать окончательные решения. То есть еще во время обучения наши студенты проходят все те же фазы, что и при работе с реальным заказчиком.
Сегодня можно сказать, что академическое образование старого формата, когда первый год обучения был посвящен исключительно пропедевтике, в современном мире, где все постоянно ускоряется, уже очень устарело.

— Есть ли разница между первокурсниками бакалавриата и слушателями ДПО «Графический дизайн (базовый курс)»?

Андрей Кулагин: В основном, разница в бэкграунде: обладая большим кругозором, взрослым слушателям легче анализировать, собирать материал, понять, для чего они работают. При этом, у них есть некоторая зашоренность, но с этим нужно работать, и тут игровой момент играет большую роль. Помимо конкретной проектной программы, зачастую нужно объяснять темы в игровой форме, должны быть забавные упражнения, которые работают на окончательный результат — на получение знаний, а выглядят как шуточки.
Процесс обучения на первом курсе бакалавриата и на программе дополнительного образования схож, но нюансы всегда есть в зависимости от состава группы. Принципиально все реперные точки одни и те же, а как к ним подходить — дело куратора, он сам видит, что нужнее и полезнее какой группе.

— Какие основные проблемы возникают у новичков? Как вы с ними справляетесь?

Андрей Кулагин: В основном, их собственные страхи, что у них ничего не получится — это сама главная проблема со слушателями дополнительного образования. Для них дизайн — это совсем новая сфера, они боятся показаться дураками. Первокурсники бакалавриата в этом отношении более раскованы — они знают, что ничего не знают. А взрослый человек с уже накопленным набором знаний иногда входит в ступор, думает «кажется, глупость какая-то получилось — наверное, лучше вообще никому не показывать». Таких слушателей надо расшевелить, чтобы они почувствовали, что это нестрашно, и что у них все получится, надо найти форму, при которой они бы поняли, что если они чего-то не знают или не умеют, это иногда даже хорошо, потому что проще научить с нуля, чем переучивать.

— Как начинали карьеру вы сами?

Андрей Кулагин: Дизайнерское — это мое второе образование после инженерного. Я стал учиться уже после того, как начал работать дизайнером. Надо сказать, что инженерное образование очень помогло мне развить умения собирать материал, структурировать его, анализировать и делать правильные выводы.
Меня взяли инженером-конструктором во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, там я познакомился с Сергеем Серовым и сразу стал делать графический дизайн: логотипы и упаковку к различным бытовым приборам — СВЧ-печи «Электроника-24», магнитофон «Астра-111» итд. Потом это начало развиваться вплоть до того, что в 1990ом году у института был заказ на разработку фирменного стиля первого президента СССР — правда, до ума довести не успели, потому что начался 1991 год.

— Дизайн — это в первую очередь трудолюбие и постоянная работа или талант?

Андрей Кулагин: Одно без другого не бывает. С помощью трудолюбия можно добиться хорошего среднего уровня — это ремесло, это отличный результат, с ним всю жизнь можно успешно проработать и постоянно получать заказы. Но если посмотреть на ведущих дизайнеров — каждый из них делает продукт, который выбивается из общей массы. Для того, чтобы получить хорошую, качественную, профессиональную вещь, можно просто научиться ремеслу, но чтобы работа стала гениальной, надо все забыть, все сломать и сделать по-своему. Это и есть талант.
Талантливого студента всегда видно.
Но даже более интересно, когда человек приходит на первое занятие и думаешь «как вообще его можно чему-то научить?!», а к четвертому модулю видишь такой сказочный прогресс, что не верится, что это тот же самый человек. Поэтому к каждому надо подходить индивидуально: одному надо что-то сказать правильное, другого — нагрузить побольше, третьему — наоборот, дать вдохнуть свободно.
Единственный критерий успеха на любом уровне обучения — желание самого студента или слушателя: если человек хочет — он научится, а если не хочет — то его научить невозможно.

Узнать больше о программах дополнительного образования можно будет на Дне открытых дверей 12 июля. Регистрация

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.