Сергей Шанович: «Наши выпускники станут арт-директорами широкого профиля, способными работать с любыми медиа-проектами»

Сергей Шанович: «Наши выпускники станут арт-директорами широкого профиля, способными работать с любыми медиа-проектами»

Открыт набор на новую совместную программу дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ и студии Shandesign «Арт-дирекшн и медиа-дизайн» (Master in At-direction and Media-design). Занятия начнутся в октябре. Автор и куратор курса Сергей Шанович рассказал о том, что ждет студентов на занятиях, какими проектами они будут заниматься, что получат в итоге, и в чем вообще суть крутого дизайнера.

— В октябре стартует совместная программа Школы дизайна и студии Shandesign Master in Art-direction & Media-design («Арт-дирекшн и медиа-дизайн»). Расскажите, в чем ее особенность по сравнению с аналогами?

Сергей Шанович: Уникальность программы — внутри ее названия. Мы предлагаем суперпродвинутое образование уровня MBA, только не в области бизнеса, а в сфере арт-дирекшна и дизайна медиа-проектов. В основе этой истории постоянная практика и работа над проектами в абсолютно боевых условиях.

— На кого рассчитан курс — на начинающих дизайнеров или практикующих профи?

Сергей Шанович: Предполагается, что наши студенты получат уникальный, не похожий на их повседневную работу, опыт. Наш курс подходит для человека, который никогда не строил масштабные музыкальные шоу, не делал запуск большой рекламной кампании, потому что если он уже этим занимался, значит он состоявшийся мультипрофессионал и учиться не пойдет.

Так что мы рассчитываем на людей из индустрии дизайна, которые хотят максимально расширить свой профессиональный диапазон.

По опыту могу сказать, что, как правило, люди, начинающие работать в дизайн-студии, приходят с характеристикой «практикующий профессионал с широким портфолио», но как только такой человек попадает в условия реального стресса: когда ему приходится работать с ограниченным бюджетом, с жесткими дедлайнами и супермасштабными задачами, то 90% из них сливаются или выдают на выходе редкую чепуху, потому что не справляются с моральной ответственностью за то, что делают.

Надо быть либо абсолютным панком, чтобы не бояться такой ответственности, сроков и масштаба проектов, либо стать невероятно талантливым и прокаченным, но таких единицы.

— Если оперировать такими характеристиками, то к какой из них относитесь вы?

Сергей Шанович: Я — прокаченный панк. И ищу таких же.

— Кем станут выпускники программы, какие уникальные компетенции получат?

Сергей Шанович: Наши выпускники станут арт-директорами широкого профиля, способными работать с любыми медиа-проектами.

У меня есть опыт преподавания подобного курса, и все мои выпускники стали крутыми арт-директорами: открыли собственные студии, либо устроились на федеральные каналы — то есть каждый из них профессионально преуспел.

— Кто будет преподавать на курсе?

Сергей Шанович: Кроме меня будут преподавать действующие сотрудники студии Shandesign, включая нашего креативного директора Татьяну Филимонову, специальные курсы будут читать наши иностранные коллеги — партнеры из сети United Scences. Кроме того, конечно, будут преподаватели из Школы дизайна Вышки.

— Как будет построена программа: сплошная практика или симбиоз с теорией?

Сергей Шанович: Наша программа — это симбиоз между полевыми исследованиями, когда студент изучает профессиональную среду под кураторством своего преподавателя, и короткими теоретическими лекциями.

Теория нужна именно в качестве настройки к существующему аппарату знаний, который у студента к началу обучения уже имеется. Мы должны указать и объяснить те вещи, на которые стоит обращать внимания в связи с конкретным проектом.

В программу заложено определенное количество реальных проектов, которые студент должен сделать за два года, а к этим проектам читается теоретический курс, который их расширяет до серьезного профессионального уровня.

Понятно, что наши слушатели — это люди с высшим образованием, но, к сожалению, после окончания вуза их знания редко применяются на практике, и их необходимо освежать. Потому что вдруг оказывается, что история искусств, теория литературы имеют значение, и языкознание очень важно, да и писать без ошибок иногда пригодится.

— С какими проектами будут работать студенты?

Сергей Шанович: Студенты будут делать реальные проекты, над которыми работает студия Shandesign: брендинг, айдентика, телевизионный брендинг, моушн-дизайн, сет-дизайн, плакаты, промо, реклама и диджитал-дизайн. Важно, что в любом случае речь идет только о реальных проектах: либо о спортивных турнирах, либо о танцевальных шоу, либо о телевизионных программах, либо о музыкальных клипах. Со всем, что есть в портфолио студии, студентам придется поработать.

— Два года — это достаточно долго, с чем связан выбор именно такой длительности?

Сергей Шанович: По расписанию получается, что занятия проходят два дня в неделю, а значит только через год студенты начнут ориентироваться, поэтому два года — это оптимальный срок, за который можно прокачать человека до нужного нам уровня.

— Shandesign — очень успешная студия. По вашему опыту, чего недостает большинству дизайнеров в российской индустрии?

Сергей Шанович: Последовательности. Рынок — как ребенок с банкой варенья: пока все не съест — не успокоится. Индустрия устроена таким образом, что все воспринимается очень горячо, страстно и без предела. Если появляется какой-то новый стиль, тренд, направление, то ими начинают одновременно заниматься все до тошноты. Поэтому надо всегда помнить, что есть твое предназначение, твоя суть, твоя ключевая компетенция — и развивать именно ее, двигаться в конкретном направлении, не отвлекаясь на второстепенные вещи. Как только четко понимаешь, чем занимаешься и к чему стремишься, то все остальное начинает получатся автоматически.

— На вашем счету много успешных проектов — расскажите о самом сложном? Чему сложнее всего научиться?

Сергей Шанович: Cложнее всего научиться терпению и осознанию того, что каждый новый проект начинается с нуля, и нет никаких авторитетов, нет никакого твоего портфолио, нет никаких наград и реноме. Есть только ты и новая задача. И каждая новая задача решается с точки «ноль». А все, что ты делал до этого, практически не считается.

Ведь когда ты, например, делаешь ролик для телевидения, ты же не будешь рядом писать объяснение, что в тот момент, когда ты над ним работал, у тебя болела голова, не хватало бюджета, клиент — идиот, а на самом деле, ты сделал очень много хороших проектов. Все видят только результат твоей работы и твое имя под ней, а все остальное неважно.

— Для вас лично преподавание — это логичная часть профессии или личный challenge?

Сергей Шанович: Для меня преподавание — это ежедневная практика на работе.

— Всех ли можно научить быть крутым дизайнером? Дизайн — это все-таки талант, набор определенных компетенций и инструментов или упорное трудолюбие?

Сергей Шанович: Дизайн — это прежде всего ремесло. Но как и любое ремесло, в своем экстремуме дизайн становится искусством.

У каждого из нас есть определенный набор качеств, который позволяет нам быть хорошим слесарем, хорошим водителем, отличным парфюмером или дизайнером. И эти качества у нас изначально либо есть, либо нет.

То есть научить ремеслу можно, но все равно есть определенная психосоматика, которая либо помогает, либо мешает пользоваться этим инструментарием на протяжении жизни: либо твоя личность способна на это, либо нет — либо ты выдыхаешься через пять лет, все бросаешь и уходишь в другую профессию, либо всю жизнь работаешь и получаешь от этого кайф.

— Но что является определяющим для крутого профессионала?

Сергей Шанович: Я бы сказал, «осознание своего предназначение». Я четвертый год делаю проект «Танцы», лет 10 делаю бойцовские турниры, сейчас начинаем новый музыкальный проект — и каждый из этих проектов построен на том, что существует неочевидный для внешнего наблюдателя пласт людей, заинтересованных в развитии своей карьеры в определенном направлении. На первые кастинги приходят тысячи человек, из них остается 100, из этой сотни надо выбрать 20 участников, а уже из них единственного победителя. Так как этот процесс происходит не как в жизни, а достаточно быстро — в рамках одного сезона, то ты очень четко видишь, что побеждает тот, кто больше хочет, кто больше работает, кто больше старается, кто больше хочет узнать, у кого хватает устойчивости не сломаться, пережить неудачу, подняться и идти дальше. Только так.

Не бывает, чтобы все получалось, жизнь прихотлива — всегда идет то вверх, то вниз, то вправо, то влево, поэтому очень важно научиться держать удар, помнить, в чем твое предназначение, и всегда двигаться дальше.

Сергей Шанович — дизайнер, режиссёр и продюсер телепроектов, основатель и креативный директор дизайн-студии Shandesign (c 2003), в прошлом арт-директор телекомпании «НТВ», директор стратегического маркетинга «СТС Медиа», автор оформления кинофестивалей (ММКФ, «Кинотавр») и телепремии «ТЭФФИ», художник-постановщик огромного количества телепроектов («Вести», «Сегодня», «Намедни», «Гордон», «Танцы на ТНТ» и др.), создатель рекламных кампаний для крупных брендов, лауреат многочисленных профессиональных премий.

Записаться на программу

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.