Алексей Иорш — о визуальных нарративах и новой программе ДПО

Алексей Иорш — о визуальных нарративах и новой программе ДПО

5 марта в Школе дизайна стартует новая программа дополнительного образования под названием «Визуальные нарративы: комиксы, книжка-картинка, синкретические жанры». Ее кураторы — художник-график Алексей Иорш и литературный критик Мария Скаф. По их словам, это единственный в России опыт рассмотрения визуальной литературы как единого целого во всем его многообразии: от книжек-картинок начала XX века до современных скроллеров и синкретических практик. В рамках курса слушатели научатся самостоятельно выстраивать визуальный нарратив — то есть, рассказывать истории, работая и с визуальным, и с повествовательным контентом, общаться с миром на самом актуальном языке, чей инструментарий растет день ото дня. Результатом обучения на программе станет самостоятельно созданный каждым слушателем документальный комикс. В преддверии начала занятий Алексей Иорш рассказал о том, что такое визуальные нарративы, как с ними работать, где это пригодится и почему это нужно делать прямо сейчас.

— Расскажите немного о себе: как вы пришли к тому, что начали работать с визуальными нарративами? Это был осознанный выбор с самого начала или вы развивались в разных областях?

Алексей Иорш: Я очень рано захотел стать художником — сказалось влияние отца, занимавшегося неофициальной живописью. В подростковом возрасте моей настольной книгой был двухтомник Пахомова «Искусство книги», но в 13 лет я пришел по объявлению в Клуб Карикатуристов газеты «Московский Комсомолец», и все заверте... Позже я подружился с молодыми художниками, разрабатывающими тему комикса. Мы создали первый в СССР клуб комиксистов «КОМ»: путем проб и ошибок осваивали этот новый язык. Так, сам того не подозревая, я стал одним из пионеров российского комикса. Также я занимаюсь современной станковой графикой, пробовал себя в стрит-арте и перформансе.

— Что такое визуальный нарратив? В чем его особенности? Есть ли правила работы с ним?

Алексей Иорш: Визуальный нарратив — это повествование, в котором важнейшую роль играет созданная художником последовательность изображений. Таких нарративов существует много: от рекламного тизера до книги художника, от системы инфографики до комикса. Главное, что требуется от художника, — сделать так, чтобы при знакомстве с нарративом в голове у читателя или зрителя разворачивалась история в соответствии с авторским планом. Работать с визуальным нарративом — значит уметь внятно рассказать историю, пользуясь инструментарием художника.

— Ваш любимый проект?

Алексей Иорш: Два моих любимых проекта — это «Активизм в комиксах», который номинировался на премию Кандинского, и неоконченный комикс по сценарию Александра Гоноровского «Книги Хун-Тонга».

— В каких областях могут пригодиться знания и умение работать с визуальным нарративом?

Алексей Иорш: Умение работать с визуальным нарративом может пригодиться в рекламе, книжной иллюстрации, при создании дизайнерских концепций, эффектных презентаций, учебных пособий, комиксов и карикатур.

— Программа Школы дизайна «Визуальные нарративы: комиксы, книжка-картинка, синкретические жанры» — единственная в России, так подробно освещающая тему. В чем ее особенность? Чему вы будете учить?

Алексей Иорш: Буду учить рассказывать истории при помощи изображений, узнаем закономерности этого языка, немного коснемся связи комикса и общей истории искусства, в том числе и новейших его течений.

— Для того, чтобы поступить на курс, какими знаниями должен обладать ваш потенциальный слушатель?

Алексей Иорш: Наш потенциальный слушатель должен уверенно рисовать хотя бы на среднем уровне, иметь представление о комиксах, иллюстрированной книге. Крайне приветствуется не просто желание научиться чему-то новому, а наличие внутренней необходимости высказаться, которая, в свою очередь, ищет способ реализации. Учить я буду не столько технике, сколько творчеству.

— Есть ли в этой области люди, которых обязательно нужно знать?

Алексей Иорш: Базовой книгой для курса я бы назвал книгу Скотта Макклауда «Понимание комикса» (Understanding comics), книгу Павла Родькина «Футуризм и современное массовое искусство», Юрия Герчука «Художественная структура книги». Желательно знать творчество Г. Доре, В. А. Фаворского, В. В. Лебедева, Сола Стейнберга, Фрэнка Миллера, Уго Пратта и М. М. Семенова. Впрочем, знакомство с мастерами визуального нарратива будет так или иначе входить в курс. Мой совет: ходите в книжные магазины, в музеи и на выставки, листайте книги, анализируйте. Глубокое заинтересованное погружение в разные виды изобразительного искусства позволит настроить свой внутренний камертон и найти свой голос в этом прекрасном многоголосье.

Узнать подробности и зарегистрироваться на программу — на странице программы.
Начало обучения — 5 марта.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.