Интервью с Игорем Гуровичем

Интервью с Игорем Гуровичем

Известный дизайнер и плакатист, куратор профиля «Художник театра и кино» Школы дизайна НИУ ВШЭ Игорь Гурович — о проблемах профессии, нашествии дилетантов и поколении «миллениум».

Что сейчас происходит в области дизайна?

За дизайном очень интересно наблюдать и разбираться, почему в одной области идет быстрое развитие, а другая — напротив, проседает. Снижается понимание важности дизайна в коммерческой рекламе? Не страшно! Зато вдруг появляется много новых ярких идей в навигации общественных пространств. Или, к примеру, популярность короткого метра — количество фестивалей короткометражек увеличилось за последние годы во много раз. Возможно, это произошло из-за доступности формата: технический прогресс вложил более-менее дешевую камеру в руки любителя, дав возможность снимать кино. Это колоссальный прорыв, вызвавший появление огромного количества контента, который оказался востребован. Это и немалый бизнес, и огромная творческая лаборатория.

Постепенно к дизайнерам переходит и такая сфера, как режиссура книг, поскольку в издательском процессе все большее значение приобретает визуальный контент. Новый тип рассказа предполагает, что тексты зачастую пишутся под визуальный сценарий. Еще есть сфера новых материалов, гаражный дизайн. Все это дико интересно!

И как это влияет на позиции профессионалов?

Профессионалы стараются отстоять свои территории. Да, в графическом дизайне многим пришлось уходить с ранее обжитых позиций, поскольку туда разом пришло много агрессивного, плохо образованного и мало что умеющего делать народа. Стало тесно. Но на сложных дистанциях, где отсутствие профессионализма невозможно скрыть, все по прежнему спокойно.

Какими качествами сегодня должен обладать дизайнер?

Тех людей, которых я люблю и уважаю в дизайне, объединяет одно важное свойство: они люди неленивые и ужасно любопытные. Все меняется так быстро, что стоит однажды пропустить апгрейд — и ты уже никогда не вернешься в строй. При этом надо понимать, что апгрейд — это не что-то одно, а комплекс технологии и идей, которые несут с собой технологии. Следить за всем этим необходимо не из страха что-то пропустить, а потому что тебе нравится сама идея быстрых изменений. Надо делать хотя бы маленький шаг вперед, потому что если ты не идешь вперед, то летишь — именно летишь — назад. Если суммировать, то хорошие дизайнеры — это неленивые, мудрые и остроумные люди, которым интересно идти вперед и быть причастными к изменениям.

А как вы сами пережили переход к новым технологиям?

Легко. По профессии я автомобильный дизайнер. Я ненавидел все, что связано с автомобилями. Но спроектировать автомобиль смог бы. А плакат, в который был влюблен, осваивал как новую технологию. Но в то же время огромное количество художников-плакатистов не сумели сохраниться в профессии и исчезли буквально за пять лет — не смогли встроиться в новую систему ни по скорости, ни по технологии.

В прошлом году выпустились студенты, которых вы вели с первого курса. Быть «преподом» интересно?

Иногда преподавание обременительно с точки зрения временных затрат, но в целом, мне в радость. Особенно интересно, когда дети перестают бояться и начинают делать вещи, которые им кажутся важными: начинают отстаивать свои профессиональные и личные взгляды. Я пытаюсь научить их, что все возможно, всего можно добиться, если это желать и любить

Ты на связи со своими бывшими студентами?

Мои воспитанники разлетелись кто куда. Они как раз привыкли легко усваивать технологии. Им все равно — что телек, что мода, что книжка. Так что они работают в самых разных медиа, и мы продолжаем поддерживать отношения.

Кто-то из выпускников оказался особенным?

Среди моих выпускников очень много хороших, четверо даже остались в Вышке преподавать. Но особенно горжусь дипломами Мариам Саакян и Ольги Ковалевой — очень они мне нравятся. Оля сделала проект по Музею Рублева, а Мариам — трогательный тактильный бренд. При этом, работая над дипломом, они параллельно в качестве волонтеров делали плакаты для Театра DOC, кинотеатра пионер, музея игровых автоматов. Потому что хороший дизайнер не может быть равнодушным. Желание сделать мир лучше и правильнее — часть профессиональной этики.

Поколение «миллениум» у всех на слуху: его поступки и взгляды вовсю обсуждаются. Ваше мнение о тех, кто вступает в самостоятельную жизнь?

Поколение «миллениум» гораздо более циничное и, возможно, это и неплохо. Ведь нет ничего хуже обманутых надежд, а это поколение как раз надежд особых не питает. Они такие же жадные до знаний и работы, как и мы когда то. Хочется сказать, что мы были лучше, но не получается.

Каковы ошибки, которые подстерегают дизайнера? Можно их избежать?

Главная ошибка дизайнера — бояться быть другим. Дети часто выбирают себе какого-то взрослого и стремятся быть на него похожим. Не понимая, что если ты на кого-то похож в профессии, это автоматически определяет потолок твоих гонораров. Быть 54-ым в 27-ом ряду — это, с одной стороны, гарантия заработка, но одновременно и его предел. Быть особенным, пытаться эту особенность понять и использовать — рискованно, но может привести к большим победам. Не рискнуть и не выиграть — хуже, губительнее, чем рисковать, но проиграть.

Как вы сами стали дизайнером?

После института я работал в театре. Там мне стало скучно, и я перешел в издательство ИМА-пресс. Почему я ушел? Делать декорации без денег на их производство было бессмысленно и непродуктивно. К тому же довлела зависимость от многих обстоятельств, над которыми ты был не властен: кривых рук, запоя техника, монтирующего декорации. И я ушел от одних симпатичных людей к другим симпатичным, которые делали книжки. При этом одновременно со мной там работали Андрей Логвин, Эркен Кагаров, Андрей Шелютта, Лена Китаева, Саша Белослудцев, и все это происходило на пятачке размером со стол.

Какова ситуация с дизайном в России?

Дизайну плохо, когда в стране отсутствует конкурентная среда, когда есть один условный заказчик — будь то бизнес или политика. Сейчас мы наблюдаем, как профессия приспосабливается к этим реалиям, какие проблемы сегодня может решать дизайнер, каковы его сегодняшние профессиональные компетенции, где есть живое поле для работы, каковы новые площадки для деятельности. Я верю, что хорошие времена наступят . Поэтому когда преподаватели коммуникационного дизайна подталкивают своих студентов в сторону конкурентных полей, это правильно.

Какие есть конкурентные поля?

Во-первых, кино и телевидение. Поле большое, но люди, которые там работают, привыкли к большим гонорарам и страшно далеки от дизайна как стратегии и инструмента, поэтому индустрия ищет специалистов, способных сделать то же самое, но другими выразительными средствами и за меньшие деньги. Кроме того, есть архитектура и общественное пространство — огромный и очень интересный блок задач. Наконец, существуют театр, компьютерные игры, виртуальная реальность и множество свежих новых технологий.

Узнать подробности о профиле «Художник театра и кино» можно на сайте Школы дизайна или на Днях открытых дверей, которые проходят каждый месяц.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.