Учебное интервью с Павлом Пепперштейном

Учебное интервью с Павлом Пепперштейном

В рамках занятий по сторителлингу студенты Школы дизайна взяли интервью у художников, ученых, актеров, режиссеров, музыкантов и других значимых в сфере искусства и науки людей. Масштабный учебный проект под руководством журналиста, писателя, куратора Школы дизайна Игоря Шулинского реализовали студенты I курса профиля бакалавриата «Медиа и дизайн».

Игорь Шулинский, куратор курса о проекте: «Со студентами первого курса мы затеяли, как нам изначально казалось, авантюрный проект. Авантюрный, потому что он казался наглым и недосягаемым. Изучая жанры журналистики, мы столкнулись лицом к лицу с интервью. Интервью — пожалуй, самый сложный жанр. Он предполагает знание тактики, стратегии, психологии, стиля... Но главное, нужно быть смелым и решительным. Ведь вчерашним школьникам нужно было отправиться на встречу с реальными звездами и сделать с ними настоящий, правильный текст. А еще надо помнить, что интервью — это всегда война, потому что нужно добыть информацию, которую люди не всегда хотят предоставлять.

Можно сказать, что мы изучали искусство самураев, правда, с филологической точки зрения. Из более, чем 60 интервью я отобрал 47: с хип-хоперами, учеными, художниками, актерами, режиссерами, музыкантами, продюсерами. И мне действительно приятно, что некоторые из этих крайне закрытых людей, сумели распахнуться пред нашими студентами. Я горд за наших первокурсников, честное слово».

Публикуем новый материал проекта. Интервью с художником Павлом Пепперштейном, чья персональная выставка «Человек как рамка для ландшафта» недавно открылась в Музее современного искусства «Гараж», сделала студентка Полина Попова.

Экспедиция на солнце. 2015. © Павел Пепперштейн

Вступление от студентки:
«Список тем, на которые можно поговорить с Павлом Пепперштейном, весьма внушительный, но перед тем, как перейти к диалогу, я настоятельно рекомендую к прочтению его рассказ из сборника „Эпоха Аттракционов“ — для дальнейшего понимания логики моих вопросов и его ответов».

Тактичный уход человечества

Наш мир стар, но не потому, что молодость его прошла — этот мир еще и не был молодым. Он живет во времени, обратном времени человеческой жизни. Он стар, потому что находится в своем начале — а начинается он в глубинах старости. Когда-нибудь, возможно, он еще приобретет молодость, но, наверное, это будет не скоро. Для этого ему надо пройти сквозь очищающий полет над водой.

Все просто, и от людей требуется немного. Всего лишь не причинять боли, не терзать, не гадить и совокупляться друг с другом, соблюдая некоторую осторожность: так, чтобы не рождались дети. Вместо детей само детство станет новой религией. Следует также поддерживать экологические программы, чтобы залечить последствия своего пребывания на Земле. Задача человечества — деликатное самоустранение, без применения войн и жестоких приспособлений. Просто меньше и меньше рожать детей и одновременно врачевать раны Земли, чтобы к моменту исчезновения человечества планета осталась в превосходном, цветущем состоянии.

Как ни увиливай, все же следует оказать нечеловекам великодушную услугу: избавить нечеловечество от людей. В этом благородном исчезновении и будет состоять высшее проявление подлинной человечности. Останется Земля, покрытая лесами с их восстановленной девственностью, океаны, горы, впадины, снега, пустыни, ледники, озера и прочее. И духи будут бесшумно и весело носиться над водами.

Павел Пепперштейн, 1997

Наступающий на супрему. 2015 © Павел Пепперштейн

— Итак, Павел, список ваших хобби очень длинный: вы рисуете, пишете, читаете рэп, фильм сняли, коллекцию одежды выпустили — в чем еще хотели бы себя попробовать?
На самом деле, очень хочется заняться скульптурой, мало до сих пор этим занимался, хотя и были некоторые попытки. Ну и, конечно же, архитектурой.

— А любимый скульптор у вас есть?
Так, ну вообще, мне очень нравится скульптура эпохи Барокко, многие авторы того времени. Поскольку моя юность прошла в Праге, а Прага, как известно, город, отмеченный Барокко — там все набито скульптурами, статуями того времени. Еще мне очень нравится буддийская архитектура, особенно храмовые постройки, которые сильно впечатлили меня во время моих путешествий в те края. Я бы с удовольствием строил храмы!

— Что вы считаете главным достижением своей жизни?
Хм... Непонятно! (смеется)

— Ну, первое, что приходит в голову?
Я даже не знаю. Мне кажется, я абсолютно не мыслю в категории достижений. Мне сложно ответить на этот вопрос. Я думаю, у меня нет вообще никаких достижений.

— А есть что-то, что вы сделали, и подумали: «Блин, вот это вообще классно!»?
Ну, почти про все! (смеется)

— В группе-обсуждении вашего творчества пользователь Jonn Morr пишет: «Привет! Читал „Мифогенную Любовь Каст“. Смеялся и пытался размышлять. Решил попробовать описать свои сны. Большая часть получилась коротенькая и фиговенькая. Как у Павла получается так размотать? Я в восхищении». Действительно, расскажите, как у вас получается так искусно фантазировать?
С одной стороны, это ситуационная возможность, а с другой — наверное, просто привычка, ну и любовь к этому делу. Я, конечно, очень люблю фантазировать.

— Расскажите, как происходит процесс создания литературных произведений: это мимолетный импульс или долгая, тщательная рефлексия?
Что касается рассказов, то между моментом придумывания идей и их записью на бумаге проходит довольно много времени. Очень часто они каким-то образом придумываются, и, прежде чем записать их, я сначала рассказываю их своим друзьям, знакомым. Мне нравятся такие вкрапления: в рамках какого-нибудь светского разговора берешь и рассказываешь некий сюжет. В процессе устного диалога они отшлифовываются, меняются. Обычно я говорю, мол, собираюсь снять фильм, вот послушайте сюжет. Понятно, конечно, что вряд ли это будет фильм. Хотя, безусловно, хотелось бы.



The Greek Myths © Павел Пепперштейн

— Вы бы хотели снять еще кино?
Да, очень, конечно, хотел бы. Вообще, каждый раз, когда я смотрю какой-нибудь классный голливудский фильм, мне сразу же становится дико печально и грустно, что все мои произведения немедленно не экранизируются Голливудом. Хотя они, в принципе, для этого и предназначены.

— Какой у вас любимый голливудский режиссер?
Их довольно много. И Спилберг нравится, и Лукас — можно назвать целую охапку волшебных имен.

— Хорошо, теперь дайте совет для тех, кто не умеет фантазировать так успешно, как вы и как голливудские режиссеры: какие есть легальные способы расширения сознания?
Их очень много, этих легальных способов. Во-первых, конечно, различные медитационные практики. Во-вторых, безусловно, недосказанность. Недочитывание и недосматривание: берешь книгу, начинаешь читать, потом закрываешь ее и продолжаешь дописывать уже мысленно в голове. То же самое можно делать с фильмами. Но тут нужно проявить самодисциплину и обуздать свое любопытство, ведь тебе определенно понравилось произведение, иначе нет смысла фантазировать. Тебе обязательно захочется досмотреть или дочитать произведение, но тут ты как бы вдруг берешь и обрываешь процесс, раскручивая свой мозг на то, чтобы самостоятельно закончить историю.

— Это нелегко!
Но, с другой стороны, приятно! И к тому же, ты не ограничен одним вариантом: если завязка действительно зацепила, то можно создать целый сад расходящихся тропок — очень много окончательных версий. А потом можно досмотреть или дочитать и узнать версию автора!

— В одном из интервью вы говорите про гаджеты: «Лучше общаться с самым облёванным, мерзейшим и подлейшим человеком, который всё-таки создан Господом, чем общаться с этой вот х***ой». Бывает ли, что ваши друзья и знакомые залипают в смартфоны, и как вы на это реагируете?
Бывает иногда, что раздражает. Хотя, конечно, уже привык.

— Ну да, XXI век. Вы не высказываете им свое раздражение?
Ну, зависит от настроения. (cмеется)

— Теперь о более глобальном: как вы думаете, какова роль человека на планете Земля?
Кстати, это один из самых интересных и важных вопросов, которые, видимо, все себе часто задают. В настоящий момент кажется, что роль наша чудовищная и ужасная — роль некоего губителя, разрушителя. Хотя в идеале, все время хотелось бы думать, что это роль медитирующего коллективного субъекта. Я думаю, человеку земля дана как некий такой идеальный объект для медитации. К сожалению, человек не очень любит медитировать, а больше любит все переделывать, менять.

— Кстати, в одной из ваших последних книг, «Эпоха аттракционов», есть рассказ на эту тему: «Тактичный уход человечества», он очень проникновенный. Вы сами считаете возможным такой исход для человечества?
Ну, зная характер человечества, конечно, не думаю, что это возможно. Только если очень какое-то непонятное глубинное изменение, какая-то трансформация может произойти: если что-то подобное произойдет, никому не понятное, то, может быть, человечество и растворится. Но непохоже на то. (смеется)

— Если бы у вас была возможность заполучить оригинал одной картины любого автора и любой эпохи, то какая это была бы картина?
Ну я не отказался бы от произведения Леонардо Да Винчи!

— От какого конкретно?
Ну, можно «Мона Лизу».

Интервью в формате лонгрида, который сделала Полина Повова, можно почитать здесь

Читайте также

Лаборатория дизайна разработала айдентику для Медиа Форума «Молодой Нижний»

Лаборатория дизайна разработала айдентику для Медиа Форума «Молодой Нижний», который прошел 16 ноября в ГЦСИ «Арсенал». Автор айдентики — дизайнер Лада Федосеева.

ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ — 2023. МАГИСТРАТУРА

19 июня 2023 года стартовала приёмная кампания в магистратуру Школы дизайна НИУ ВШЭ! Все вступительные испытания проходят онлайн, а подать документы в НИУ ВШЭ можно в личном кабинете абитуриента, по почте или очно — по предварительной записи. В этом гиде для абитуриентов мы собрали все важные даты и ссылки по приёмной кампании магистратуры. Расписание собеседований по магистратуре внутри!

О направлении

Медиа и дизайн

Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент, владеющих графическим и моушн-дизайном, мыслящими мультимедийными форматами, создающими концептуальные продукты.

В рамках направления открыты профили бакалавриата и магистратуры.

Как поступить

Вариативные дисциплины в Школе дизайна созданы для того, чтобы студенты могли попробовать себя во всех направлениях профессии, которые им интересны. Наряду с основной образовательной программой Школа дизайна предоставляет студентам возможность выбрать из пула вариативов, который расширяется каждый год. Благодаря посещению вариативных дисциплин студенты максимально расширяют объем своих знаний и компетенций, а также получают более глубокое представление о всех возможных карьерных траекториях.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.