Интервью с кураторами нового направления «Промышленный дизайн»

Интервью с кураторами нового направления «Промышленный дизайн»

В этом году в Школе дизайна запускается новое образовательное направление «Промышленный дизайн» — соответствующие профили открыты на бакалаврском и магистерском уровне. Мы поговорили с руководителем направления Тимуром Бурбаевым о том, что такое современный промышленный дизайн, обсудили образовательную программу бакалавриата и узнали о том, какими проектами будут заниматься студенты. Бонус — совет от Тимура: 3 книги, которые необходимо прочитать дизайнеру.



Прочитав расширенную текстовую версию интервью, вы поймете, в чем особенность магистерского профиля «Промышленный дизайн», познакомитесь с его куратором Святославом Саакяном, а также узнаете последние тенденции в области промдизайна.

— «Промышленный дизайн» — практически всеобъемлющее понятие. Что под этими словами имеют в виду сегодня?
Тимур Бурбаев: Современный промышленный дизайн сильно отличается от того, что понимали под этим в XIX веке. Само понятие «промышленный дизайн» появилось тогда, когда возникла необходимость делать продукты для промышленности. Живя в сегодняшнем дне, мы все больше понимаем, что объекты и продукты вокруг нас предназначены прежде всего не для производства или промышленности, а для человека, поэтому промышленный дизайн сегодня — это человеко-ориентированный дизайн. Промышленный дизайн — это все вещи вокруг нас — этим и интересна профессия. Я уже больше десяти лет в ней работаю и считаю, что мне очень повезло, поскольку каждый новый проект — это сюрприз, и я не знаю, что именно буду проектировать завтра.

Профессиональный промышленный дизайнер полностью вживается в роль человека, который будет использовать проектируемую вещь — либо профессионально, либо в быту. Так что это всегда меняющаяся профессия: сегодня вы можете разрабатывать новый мобильный гаджет, а завтра — ошейник для собак, но и в том, и в другом случае вы будете создавать что-то новое, что-то необычное. Это профессия, которая никогда не наскучит.

Святослав Саакян: Промышленный дизайн — это достаточно широкий круг дел и обязанностей, это целостное восприятие всего дизайн-процесса, начиная с анализа потенциальных потребностей и заканчивая утилизацией продукта. Когда потребитель только задумывается о том, что ему необходимо в жизни, дизайнер уже может предложить некий продукт или сервис с полностью продуманной схемой взаимодействия. Создание продукта — это не только создание какой-то штуковины, но и понимание, что делать до ее появления, и что будет происходить с ней после окончания эксплуатации.

Святослав Саакян, преподаватель направления «Промышленный дизайн»

— Назовите свои самые яркие проекты.
Тимур Бурбаев: Один из первых моих проектов — микроволновая печь для компании Samsung, а в целом, я занимался совершенно разными вещами — от обычного совка и щетки для сметания мусора, до самого настоящего частного вертолета на трех человек, который мы с командой закончили буквально недавно и даже получили за него престижную премию Red Dot.

Это, кстати, важно: промышленный дизайн — это, как правило, командная работа, в профессиональной жизни придется взаимодействовать и коммуницировать с большим количеством разных специалистов, что делает профессию еще более интересной.

— Расскажите про бакалаврскую программу. Какие проекты будут делать студенты?
Тимур Бурбаев:
В нашем курсе, который мы совсем недавно закончили разрабатывать, мы постарались учесть самые последние тенденции большинства западных европейских школ. Так сложилось, что по работе я часто общаюсь со стажерами из зарубежных вузов, поэтому прекрасно вижу, чему учат на направлении «Промышленный дизайн» заграницей. Мы структурировали программу таким образом, что студенты начинают с самого простого проекта: берут какой-то продукт и разбирают его на части, чтобы понять, почему он именно такой, как исторически сложилась его форма, насколько элементы формы завязаны с технологией, сборкой, доставкой и с использованием продукта. Также это занятие помогает определить, что такое графический дизайн и брендинг, и как они влияют на промышленный дизайн. А в конце обучения студенты занимаются крупными проектами, в рамках которых делают комплексные продукты и, учатся доводить самые начальные идеи и эскизы, нарисованные на салфетке, до качественных дизайн-проектов и первой промышленной серии.

— Скажите пару слов о магистратуре — для кого она, какой бэкграунд вы ожидаете от абитуриентов и что студенты получат за два года?
Святослав Саакян: Магистерская программа рассчитана на абитуриентов, которые либо никогда не занимались промдизайном, либо попробовали, но хотят значительно повысить свой уровень. Например, мы ждем конструкторов, которые сталкиваются с эстетическими и практическими задачами, людей несмежных специальностей, которые задумались о том, чтобы кардинально поменять свою жизнь и получить совершенно новую профессию, но не имеют в запасе четырех лет на обучение в бакалавриате, а также людей из параллельных индустрий (коммуникационный дизайн, дизайн среды и др.), которые хотят расширить свой инструментарий и повысить профессиональный уровень.

За два года мы сделаем достаточно большое количество проектов, которые включают в себя и разработку объектов разных уровней сложности, и создание фирменного стиля бренда. Отличительной особенностью нашей магистратуры будет направленность на стартапы — на создание своего дела, своего бизнеса или просто на попытку реализовать свои идеи самостоятельно.

Поэтому обязательной частью обучения в магистратуре станет проект, связанный со своим собственным стартапом — студенты должны будут придумать сервис или объект, который попробуют реализовать и продвинуть методами и инструментами, доступными людям, начинающим заниматься стартапами.

— Три книги, которые обязательно должен знать промышленный дизайнер?
Тимур Бурбаев: Я рекомендую три книжки, которые обогатят библиотеку любого человека, который интересуется дизайном — они очень доступные, очень понятные и интересные.

Первая книжка, которую я горячо рекомендую всем — и практикующим дизайнерам, и дизайнерам, которые только собираются связать свою профессию с дизайном, — это «Сожги свое портфолио! То, чему не научат в дизайнерских школах» (Майкл Джанда). Это уникальный инструмент, который поможет лучше почувствовать дизайн-процесс и лучше понимать потенциальных клиентов и текущих заказчиков. Честно признаюсь, что после прочтения этой книги мои проекты качественно улучшились.

Вторая книга, совершенно недавно появившаяся на нашем рынке, — это Майкл Бейрут «Теперь вы это видите и другие эссе о дизайне». Майкл Бейрут делится огромным профессиональным опытом. Книжка написана в очень интересном ключе: она состоит из множества коротких рассказов, где Майкл вспоминает свою карьеру, начиная со студенческих лет и заканчивая должностью ведущего графического дизайнера и партнера в дизайн-студии Pentagram.

Третья книга, которая будет больше интересна людям, которые занимаются или собираются заниматься именно промышленным дизайном, — это книга Адриана Форти «Объекты желаний». Адриан Форти написал замечательный труд, где исторически доказывает, что на самом деле дизайн и общество очень тесно взаимосвязаны и одно невозможно без другого. Благодаря этой книге вы научитесь понимать, как на самом деле социальные факторы влияют на дизайн, а сам дизайн влияет на социальные структуры.

— Насколько востребована сегодня профессия промышленного дизайнера и где потенциально могут работать наши выпускники?
Святослав Саакян: Профессия промышленного дизайнера все более и более востребована, потому что ее влияние постоянно расширяется. Наши выпускники могут работать в совершенно разных областях, начиная с создания бытовых объектов (мебели, посуды, электроники и др.) и заканчивая автомобилями, транспортом, кроссовками, чемоданами, аксессуарами. Спектр применения полученных знаний и компетенций — максимально. Не надо забывать, что в рамках бакалаврского профиля студенты будут подробно изучать курс графического дизайна, так что они смогут профессионально развиваться и в этой области тоже. В любом случае, востребованы будут те ребята, которые будут много работать и соответственно выйдут с качественным портфолио и с хорошим профессиональным уровнем.

— Назовите три тренда последнего времени в промышленном дизайне.
Святослав Саакян: На мой взгляд, трендов появляется достаточно много, начиная от стилевых и заканчивая глобальными. То, что сразу приходит на ум, — явный тренд на изменение системы проектирования в промдизайне. Это связано с появлением новых технологий — таких, как VR, то есть сама система проектирования объектов и сервисов по времени постоянно сжимается, поскольку конкуренция на рынке не позволяет делать объекты долго. Соответственно, чем быстрее мы сделаем объект, тем большие мы молодцы, тем быстрее мы выйдем на рынок. Многие производители сейчас начинают использовать VR-технологии в автомобильной промышленности — это достаточно близкое будущее. Оно связано с развитием аддитивных технологий, печати разных материалов на 3D-принтерах — в общем, получения объектов без проектирования классическими «кадовскими» способами и воплощения без серьезных заводских разработок и организации производства. Все упростится и в значительной степени поменяется рынок промышленности.

Кроме этого, серьезный тренд — это тенденция к переработке пластика. Пластик продолжает загрязнять планету и, так как аддитивные технологии дешевеют, а пластика становится все больше и больше, то развивается создание объектов из переработанного пластика, но уже не промышленным способом, а в меньших масштабах — каких-то мейкерских мастерских или в домашних условиях.

Также заметна тенденция развития транспорта — это изменение всей транспортной системы в связи с появлением беспилотной техники и новых абсолютно неизвестных видов транспорта, некой иной совершенно мобильности. Альтернативный транспорт переживает активный подъем: уже сейчас люди пересаживаются с общественного транспорта на личные странные штуки типа сигвеев, моноколес, самокатов, гироскутеров и так далее. Это сопоставимо с бумом автомобилестроения начала XX века. За этим процессом очень интересно наблюдать и участвовать в нем.

Подробнее о направлении «Промышленный дизайн»

Узнать больше о направлении на дне открытых дверей бакалавриата и магистратуры

Видео и фото © Кирилл Кустов

Читайте также

Конкурс HSE Creative Open: итоги третьего сезона

4 апреля 2023 года в Школе дизайна НИУ ВШЭ награждали победителей третьего сезона онлайн-конкурса HSE Creative Open. Награды нашли героев в пяти номинациях: «Айдентика», «Игровое пространство», «Предметный дизайн», «Музыкальный релиз» и «Рекламный концепт».

HSE CREATIVE OPEN. Итоги шестого сезона

Объявляем победителей шестого сезона HSE CREATIVE OPEN! Награждение прошло 29 февраля в 18:00 в HSE ART GALLERY. Номинации: «Предметный дизайн», «Игровая графика», «Саунд», «Айдентика», «Иллюстрация и комикс». В рамках награждения директор галереи Васса Пыркова провела экскурсию по выставке «Мажоры. Миноры. Послезвучие», а победитель номинации «Саунд» представил свой саунд-перформанс.

Студенты профиля познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.