Design:Vertical&Horizontal Growth Conference HSE Day

DESIGN:VERTICAL&HORIZONTAL GROWTH CONFERENCE / HSE DAY

О конференции

Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на конференцию Design: Vertical & Horizontal Growth, проходящую под эгидой международной ассоциации вузов в области искусства и дизайна Cumulus.

Конференция, которая пройдёт с 28 по 30 октября 2020 года в онлайн формате, организована тремя российскими университетами (Национальным исследовательским университетом «Высшая Школа Экономики», Санкт-Петербургским Государственным Университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого) и посвящена актуальным вопросам дизайна.

Трехдневная онлайн-конференция состоит из трёх направлений: «Человек будущего», «Креативные индустрии» и «Взаимодействие». Каждый из организаторов (НИУ ВШЭ, СПбГУ и СПбПУ Петра Великого) представит программу своего направления. Такой подход позволит российскому академическому сообществу в области искусства и дизайна обменяться разнообразными идеями с коллегами по всему миру. Высшая Школа Экономики отвечает за тему «Человек будущего» — трек конференции, программа которого пройдет 28 октября, будет посвящен понятию человеческого тела как платформы для трансформаций (как морфологических, так и медийных).

Человек будущего

DESIGN:VERTICAL&HORIZONTAL GROWTH CONFERENCE / HSE DAY

Сегодня представления о теле человека и его возможностях пересматриваются в связи с развитием технологий, позволяющих менять структуру тела путем хирургической, генетической, пластической коррекции. Тело (все целиком или отдельные части) всё чаще рассматривается как платформа для преобразования и как объект дизайна, а на первый план выходят понятия «расширенного тела» и «морфологической свободы».

Каковы новые способы восприятия тела человека? Какие нормы и границы у новой телесности? Переворачивает ли «бодимодификация» наши привычные представления о телесности и как сегодня формулируются вопросы о природе нашего «Я»?

В то же время мы наблюдаем сегодня медиа трансформации в информационном поле. Медиа ресурсам приходится принимать меры для усиления распространения информации из-за «онлайн-шока», а новые онлайн-форматы расширяют само понятие коммуникации. Поскольку глобальная изоляция способствовала перемещению делового и личного общения в онлайн, концепция личного взаимодействия стала приобретать новую форму. Как можно описать этот эффект «расширенной коммуникации», который сейчас влияет на всех? Как наука, искусство и дизайн реагируют на расширение онлайн-коммуникации, с которыми мы сталкиваемся?

Киноут-спикеры

Лев Манович (Городской университет Нью-Йорка, США): «Искусственный интеллект, эстетика и будущее культуры»

Пока продолжаются обсуждения «заменит ли искусственный интеллект художника» и «может ли ИИ быть креативным», искуственный интеллект на протяжении уже нескольких лет формирует современную мировую культуру. В числе примеров — системы, которые моделируют наш вкус и эстетические предпочтения: сервисы, которые рекомендуют книги, музыку и фильмы, улучшают фотографии, создают веб-сайты и визуализируют данные, пишут газетные статьи, создают фильмы, трейлеры и телевизионные сценарии.

Если современная культура уже построена на шаблонах и условных обозначениях, почему она до сих пор не автоматизирована? Возможно ли предположить, что ИИ будет способствовать уменьшению культурного разнообразия? Или, наоборот, он может расширить его? Можем ли мы представить, какими будут дизайн, медиа и искусство через 20-30 лет? Каким должен быть профессиональный дизайнер, если ИИ станет более продвинутым? И как может выглядеть «универсальный культурный искусственный интеллект», если эта технология станет возможной?

Лейни Бёртон (Квинслендский колледж искусств, Университет Гриффита): «Фильтры и фальшь — маска XXI века»

В последнее время маска стала особенно ярким дизайнерским артефактом. В презентации Лейни понятие «маска» будет раскрыто двумя противоположными, но связанными способами. Во-первых, ношение маски, с одной стороны, защищает от проблем со здоровьем, а с другой, обеспечивает право на анонимность и защиту частной жизни. Во-вторых, социальные сети показывают, что они являются силой конструирования и коммодификации идентичности в начале XXI века, примерять цифровую маску в диджитал-пространстве стало естественным для человека.

Лейни Бертон расскажет о разработке цифровой маски, применяемой с помощью различных приложений и программных технологий, включая приложения для редактирования лиц, и недавнюю разработку технологии «дипфейка», который может как распознать личность, так и защитить ее.


Дмитрий Булатов (Государственный центр современного искусства): «Кураторство в постчеловеческую эпоху»

Презентация Дмитрия Булатова представляет собой попытку осмысления практик кураторства в постчеловеческую эпоху (posthuman curating). Среди его главных задач — анализ теоретических оснований кураторства в области art&science, а также соотнесение кураторской деятельности с актуальным научно-философским и технологическим контекстом современного общества. Основным изучаемым вопросом здесь является «живой» аспект — резерв существующих возможностей, которые можно обнаружить в этом автономном и «нечеловеческом» измерении. Ключевые слова: технологическое искусство, art&science, глубокие медиа, новый материализм, объектно-ориентированная философия, постгуманизм, робототехническое искусство, информационные технологии, биомедицина и био-арт, постбиология.

Круглый стол с кураторами ARS Electronica «Тренды искусства и технологий в реальности пандемии»



Cпикеры:

Кристл Баур — Куратор фестиваля ARS Electronica
Ольга Вад — Куратор, со-основатель Агентства культурных проектов NADO
Елена Никоноле — Художник, независимый куратор
Андриеш Гандрабур — Руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна, музыкальный продюсер, композитор, музыкант

Елена Никоноле (художник, независимый куратор): «Практики искусства и науки: за пределами человеческого»

Ирина Сироткина (Институт истории естествознания и техники РАН): «Киборги и носимые технологии»



Александра Першеева. Татьяна Фадеева «Новая норма присутствия в цифровом пространстве»

Александр Журавлев (Школа дизайна НИУ ВШЭ): «Возвращение аватара в эпоху постцифровой идентичности»

Аммер Харб (Миланский технический университет): «Человечество, технологии и спекулятивный дизайн будущего: можно ли мы видеть невидимое?»

Келли Уолтерс (Garmin International): Феминистский сатирический ювелирный дизайн в сфере дополненной реальности

Модераторы сессий

Татьяна Ривчун
Татьяна Ривчун

Доктор экономических наук, заместитель декана Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, исполнительный продюсер фестиваля Telling Stories.

Людмила Алябьева
Людмила Алябьева

Академический руководитель Аспирантской по искусству и дизайну Школы дизайна НИУ ВШЭ, к. ф. н., шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

Александра Першеева
Александра Першеева

Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник, руководитель направления «История и теория искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Исследователь, специализирующийся на современном искусстве и видеоарте. Автор книг «Видеоарт. Монтаж зрителя», «Эпоха Вермеера. Загадочный гений Барокко и заря Новейшего времени».

Ольга Вад
Ольга Вад

Куратор, со-основатель Агентства культурных проектов NADO. В 2014-2019 — куратор Политехнического музея, программный директор Фестиваля науки, искусства и технологий «Политех» (2018). В 2016 работала в кураторской команде фестиваля Ars Electronica (Линц, Австрия). В 2013-2014 — руководитель проекта «ТрансКультурный Экспресс», программы культурного обмена Фонда Михаила Прохорова с Brooklyn Academy of Music (Нью-Йорк).

Программа

11:45 — 12:00. Открытие конференции. Участники: Эйя Саалми (Ассоциация Cumulus), Татьяна Ривчун и Людмила Алябьева (Школа дизайна НИУ ВШЭ)


12:00 — 12:40. Лев Манович: «Искусственный интеллект, эстетика и будущее культуры»

Пока продолжаются обсуждения «заменит ли искусственный интеллект художника» и «может ли ИИ быть креативным», искуственный интеллект на протяжении уже нескольких лет формирует современную мировую культуру. В числе примеров — системы, которые моделируют наш вкус и эстетические предпочтения: сервисы, которые рекомендуют книги, музыку и фильмы, улучшают фотографии, создают веб-сайты и визуализируют данные, пишут газетные статьи, создают фильмы, трейлеры и телевизионные сценарии.

Если современная культура уже построена на шаблонах и условных обозначениях, почему она до сих пор не автоматизирована? Возможно ли предположить, что ИИ будет способствовать уменьшению культурного разнообразия? Или, наоборот, он может расширить его? Можем ли мы представить, какими будут дизайн, медиа и искусство через 20-30 лет? Каким должен быть профессиональный дизайнер, если ИИ станет более продвинутым? И как может выглядеть «универсальный культурный искусственный интеллект», если эта технология станет возможной?


12:40 — 13:00. Елена Никоноле (художник, независимый куратор): «Практики искусства и науки: за пределами человеческого»

TBA

13:00 — 13:20. Ирина Сироткина (Институт истории естествознания и техники РАН): «Киборги и носимые технологии»

TBA

13:20 — 14:00. Лейни Бёртон (Квинслендский колледж искусств, Университете Гриффита): «Фильтры и фальшь — маска XXI века»

В последнее время маска стала особенно ярким дизайнерским артефактом. В презентации Лейни понятие «маска» будет раскрыто двумя противоположными, но связанными способами.

Во-первых, ношение маски во время пандемии COVID-19 и протестов Black Lives Matter стало привычным в массовом сознании людей. Ношение маски, с одной стороны, защищает от проблем со здоровьем, а с другой, обеспечивает право на анонимность и защиту частной жизни.

Во-вторых, социальные сети показывают, что они являются силой конструирования и коммодификации идентичности в начале XXI века, примерять цифровую маску в диджитал-пространстве стало естественным для человека.

Лейни Бертон расскажет о разработке цифровой маски, применяемой с помощью различных приложений и программных технологий, включая приложения для редактирования лиц, и недавнюю разработку технологии «дипфейка», который может как распознать личность, так и защитить ее.

14:00 — 14:20. Александра Першеева. Татьяна Фадеева (Школа дизайна НИУ ВШЭ). «Увидимся в Zoom: новая норма присутствия в цифровом пространстве»

Локдаун 2020 года вынудил все официальные институции и учреждения (от палаты общин Великобритании до Венецианской биеннале) полностью перевести свою деятельность в онлайн.

Цифровое присутствие, которое годом ранее вряд ли можно было бы квалифицировать как присутствие вообще, в 2020 году стало законным, официально одобренным и взаимно согласованным. Онлайн-конференции и встречи стали частью «реальной жизни». Цифровая коммуникация, которая давно описывалась в научной фантастике, сейчас обретает новую форму не благодаря технологическому прорыву, а благодаря изменению социальных условностей, сложившихся в период пандемии. Из-за этого изменились требования для создания новых условий в логистике, управлении проектами, учебном процессе, этикете и т. д.

Что сейчас стало «новой нормой»? Целью данного доклада является изучение изменений в сферах искусства, дизайна и гуманитарного образования, чтобы выявить особенности цифрового присутствия и коммуникации через Zoom.

14:20 — 14:40. Александр Журавлев (Школа дизайна НИУ ВШЭ):

«Возвращение аватара в эпоху постцифровой идентичности»

Миру социальных сетей и мессенджеров, обеспечивающих круглосуточную коммуникацию пользователей, предшествовало явление, без которого он был бы не мыслим. Аватар — картинка, которую загружают в качестве репрезентации себя, своей индивидуальности. Раньше это было похоже на выбор профессии, имиджа, других вещей, которые позволили ли бы раз и навсегда сказать: «Это я!» или «я такой!».

Эволюция отношения к саморепрезентации в последние годы происходила двояко — с одной стороны родившиеся в виртуальном пространстве тела срослись с телами реальными — как в случае с фурри, с другой стороны — основное свойство виртуальной среды — всевозможность — подталкивало пользователей к более частой смене аватаров и просто экспериментам с собственной внешностью при помощи масок и приложений. В этом случае субъективность не ограничивает себя одной формой и как будто заявляет: «Это я! И это я! И, вы не поверите, это тоже я, и это даже не конечная моя форма!»

14:40 — 15:20. Дмитрий Булатов (Балтийский филиал Государственного центра современного искусства): «Кураторство в постчеловеческую эпоху (posthuman curating)»

Презентация Дмитрия Булатова представляет собой попытку осмысления практик кураторства в постчеловеческую эпоху (posthuman curating). Среди его главных задач — анализ теоретических оснований кураторства в области art&science, а также соотнесение кураторской деятельности с актуальным научно-философским и технологическим контекстом современного общества.

Особое внимание будет уделено вопросам становления фигуры куратора в условиях развития новейших технологий — робототехники, IT и биомедицины. Эти технологии служат не только средством сообщения в произведениях искусства XXI века, но и обеспечивают появление различных агентов кураторской деятельности, которые, избегая своего чисто биологического определения, требуют от нас осмысления практик «нечеловеческого» кураторства. Среди таких агентов — искусственные нейронные сети, вирусы и человеко-машинные гибриды, становление минералом, а также иные проявления неорганической, анонимной и неопределенной кураторской активности. Основным изучаемым вопросом здесь является «живой» аспект — резерв существующих возможностей, которые можно обнаружить в этом автономном и «нечеловеческом» измерении. Ключевые слова: технологическое искусство, art&science, глубокие медиа, новый материализм, объектно-ориентированная философия, постгуманизм, робототехническое искусство, информационные технологии, биомедицина и био-арт, постбиология.

15:20 — 15:40. Аммер Харб (Миланский технический университет): «Человечество, технологии и спекулятивный дизайн будущего: можно ли мы видеть невидимое?»

Последние технологические разработки предоставили людям огромные возможности для формирования будущего. Хотя все эти достижения и кажутся поразительными, но они могут иметь серьезные этические и социальные последствия. Аммер Харб в этой презентации постарается определить место и связать дизайн с актуальными философскими дискуссиями о будущем человечества, а также выявить проблематику в отношении между людьми и технологическим будущем. Какая роль дизайна в формировании нашего будущего? И почему критические, дискурсивные и спекулятивные методы становятся фундаментальными инструментами при проектировании нашего технологического будущего.

15:40 — 16:00. Келли Уолтерс (Garmin International): Феминистский сатирический ювелирный дизайн в сфере дополненной реальности
16:00 — 17:00. Круглый стол с кураторами Ars Electronica (Кристл Баур, Ольга Вад, Елена Никоноле): «Тренды искусства и технологий в реальности пандемии»

TBA

17:00 — 18:00. Саунд-перформанс Non-player Piano

Перформанс Non-player Piano происходит на корабле, проплывающем по Москве-реке, и включает импровизацию десяти музыкантов, студентов и кураторов направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», с применением искуственного интеллекта. Нейронная сети Mubert AI, «обученная» анализировать окружающую среду (погоду, время суток, местоположение, скорость и тип движения), трансформирует данные в уникальные звуковые паттерны, которые служат основной для импровизации живых музыкантов. Запись перформанса была сделана с помощью нескольких камер и дронов 31 августа 2020 года. Проект создан специально для Ars Electronica Festival 2020 и впервые был показан в рамках программы фестиваля «Music x AI».

Участники проекта: Андриеш Гандрабур, Павел Згордан, Евгений Вороновский, Валерия Коган, Виктор Авсарагов, Виктор Глазунов, Ева Райхер, Григорий Шмидко, Роман Жаров, Кирилл Кустов, Дмитрий Левшин, Георгий Сафаров, Ирина Инешина.

Партнёры проекта

Конференция организована тремя российскими университетами (Национальным исследовательским университетом «Высшая Школа Экономики», Санкт-Петербургским Государственным Университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого). Регистрация единая для всех дней конференции, подробнее о программе каждого дня читайте на сайте организаторов.

29.10.2020
Трек «Креативные индустрии», организованный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого
https://www.cumulusrussia2020.org/

30.10.2020
Трек «Взаимодействие», организованный Санкт-Петербургским Государственным Университетом
http://dvhg-spbu.online/

Трек Высшей школы экономики «Человек будущего» проходит при поддержке сервиса аудиокниг по подписке Storytel. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, за домашними делами, в дороге на работу и обратно, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Cumulus International Association

Международная ассоциация творческих вузов, в которую входит 340 университетов из 61 страны, включая такие университеты-участники топ 10 в категории «Art&Design» международного рейтинга QS за 2020 год. Подробнее на сайте: https://www.cumulusassociation.org/

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.