Международная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Международная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ приглашают принять участие в международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» (ассоциированное мероприятие XXII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества), которая пройдет 6-8 апреля 2022 года.

В этом году конференция будет посвящена перспективам развития искусства и науки об искусстве в XXI веке, а также вопросам о месте и роли искусства и дизайна в современном обществе. Среди приоритетных направлений конференции: социально-экономические контексты искусства и дизайна XX-XXI в., институционализация искусства и дизайна, образовательные стратегии в этой области, музейные практики, различные аспекты отношений художник-куратор-зритель-исследователь, а также новейшие исследования в области cultural studies (включая media studies, game studies, cinema studies и др.).

Ждем ваши заявки до 25 февраля 2022 г.

Формат заявки

Заявка должна содержать: ФИО докладчика, место работы/учебы, должность, ученая степень и звание (при наличии), ключевые слова, отражающие проблематику доклада и связанные с приоритетными направлениями конференции, а также тему и тезисы доклада (кол-во знаков: 1000-1500 знаков с пробелами).

Решение Организационного комитета о включении докладов в программу конференции будет принято по результатам экспертизы заявок до 15 марта 2022 г.

Рабочие языки конференции: русский и английский.

С материалами предыдущих конференций можно ознакомиться на сайте: XIX Апрельская международная научна конференция, XX Апрельская международная научная конференция, XXI Апрельская международная научная конференция.

Среди приоритетных направлений конференции «ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ»:

Современное искусство и дизайн: преодоление границ. Границы искусства в ситуации постмодернизма. Онтологическая значимость понятия «границы в искусстве» и различные коннотации. Междисциплинарные стратегии в исследовании современного искусства: теоретические рефлексии. Проблема сущности границ в актуальных художественных практиках. Смещение границ в новейших видах и жанрах искусства. Иммерсивное искусство как новое видение мира. Современная живопись в формате он-лайн. Проекты «на стыке» современного искусства и дизайна: междисциплинарные связи.

Актуальные проблемы теории современного искусства. Новейшие теоретические дискурсы и практики в области современного искусства и культуры. Самые значительные тексты и разработка новых концепций. Проблемы философии современного искусства. Теория современного искусства и феминизм / киберфеминизм. Гендерные репрезентации в искусстве. Современное искусство как постконцептуализм и метанарратив. Деколониальный поворот и современное искусство. Искусство соучастия в новых художественных практиках.

Образование в сфере искусства и дизайна. Современное состояние и перспективы развития, новые модели и стратегии. Особенности образования в сфере искусства и дизайна России и за рубежом. Новое дизайн-мышление и актуальные образовательные технологии («PhD by Practice»). Анализ проектно-ориентированных подходов к исследованию искусства (practise as research). Инновационные образовательные программы по дизайну и искусству. Формирование проектного мышления и практических навыков в ходе преподавания дизайна, методология проектирования, предпроектные и проектные исследования в сфере дизайна. Зарубежные школы по дизайну и искусству: традиции и современный контекст. Новая digital-среда и подходы к проектированию как основа инновационных образовательных технологий в сфере дизайна и искусства.

Технологическое будущее: на пути к «умному обществу». Перспективы развития современных художественных практик. Science art (область современного искусства на стыке художественного и научного): биомедиа, наномедиа, гибридные медиа и т.д. Киборгизация и роботизация. Биоэтические проблемы и гуманитарная экспертиза. Генеративное искусство. Произведения искусства, созданные с помощью искусственного интеллекта. Metaverse и посттехнологическая культура. Перспективы развития NFT. Современные технологии в дизайне. Интернет вещей и животных.

Искусство и дизайн: модели телесности. История тела и телесности, проблема телесности в современном искусстве и дизайне. Телесные практики постмодернизма. Перформативное тело: стратегии репрезентации. Антропология боли: нормы и границы тела. Эстетика новой телесности в виртуальном пространстве. Смена моделей телесности в культуре ХХ-ХХ1 вв. Текстуализация телесности. Проблематика тактильности и «новой нормы»

Саунд-арт и саунд-дизайн. Звукоинженерия, аудиобрендинг, использование звука в сфере современного искусства, в т.ч. в сложных мультимедийных инсталляциях, и в сфере медиакоммуникаций.

Иллюстрация и комикс. Исследование в иллюстрации: практика через исследование и иллюстрация как предмет исследования. Методы исследования. Место исследования в академической и практической деятельности. Practice as research в иллюстрации и комиксе. Иллюстрация как производство знания. Иллюстрация и медиум: как технологии определяют методы исследования и способы репрезентации.

Медиаарт. Современная иллюстрация, анимация и видеоарт. Цифровое искусство в виртуальной и смешанной реальности (от проектирования человеко-машинных интерфейсов до социального контекста). Интернет-арт в контексте постинтернета.

Экономика и социология искусства и дизайна. Социально-экономические проблемы искусства и дизайна. Роль арт-рынка в сфере искусства, современное состояние и перспективы его развития. Искусство и дизайн как инструмент «массовой культуры». Дизайн и проблема творчества непосредственных производителей в современном промышленном производстве.

Искусство и урбанистика: городской дизайн. Территориальный брендинг и дизайн городской среды. Экспериментальное проектирование городов. Роль дизайна и искусства в развитии городов. Объекты искусства и дизайна, инсталлированные в городскую среду. Световой дизайн городских пространств. «Культура соучастия» в пространстве партиципаторных художественных практик в мегаполисе и регионах.

Художественное стеклоделие, керамика и текстиль: контексты прошлого, настоящего, будущего. Проблемы современного художественного стеклоделия, керамики и текстиля: общие тенденции развития, традиции и современность, новый мир — новые технологии, уникальные произведения и предметы авторского дизайна. История развития этих видов декоративно-прикладного искусства и проблемы их атрибуции. Изучение происхождения и формирования коллекций художественного стекла, керамики и текстиля. Вопросы музеефикации и хранения. Исследования в области реставрации и консервации стеклянных, керамических и текстильных произведений.

Критический ювелирный дизайн и современное концептуальное ювелирное искусство. Границы между критическим дизайном и концептуальным искусством. Ювелирные практики. Новые технологии и трансформация материалов в ювелирном дизайне. Потребление и рынок vs эмоции и смысл — как изменился запрос на украшения в обществе. Перформативный потенциал украшений. Украшения, экспериментальная мода и новая телесность.

Cекция группы «Место искусства» «Почему это шедевр?»

Зачастую история искусств представляется как череда произведений «мировых классиков». В крупных музеях создаются туристические маршруты, посвященные главным «шедеврам коллекции», университетские курсы предлагают изучать искусство, заучивая самые известные произведения, а художники и кураторы получают статус «живых классиков». Историю искусства формируют давно сложившиеся клише, которые влияют на выбор произведений на выставках, оценку работ разных художников и даже на наши способы смотреть на искусство.

Поэтому возникает вопрос: чем обусловлен наш взгляд на искусство? Что влияет на нашу оценку художника или явления? Может ли наше суждение быть независимым или оно всегда обусловлено сложившимися канонами в истории искусства или даже устоявшимися клише? На секции проекта «Место искусства» мы предлагаем обсудить механизмы, формирующие наш взгляд на искусство, и стратегии пересмотра существующих способов производства знания об искусстве.

Вопросы для обсуждения в рамках секции:

  • Что влияет на производство знания об искусстве? Что и как мы смотрим?
  • Как формируется статус «шедевра» и «художника-классика»?
  • Каким образом выстраиваются иерархии в истории искусства?
  • Как современные художники и кураторы принимают или отвергают клише, сложившиеся в мире искусства?
  • Работают ли современные кураторы и художники над формированием зрительского опыта? А если да, то как это происходит?
  • Как педагогика и обращение к зрительскому опыту, в том числе детскому, влияют на изменение нашего взгляда на искусство?
  • Как музей может реализовать и реализует свой педагогический потенциал, развивая и ориентируя зрительское восприятие?

Место искусства — проект, посвященный истории московских выставок и критическим исследованиям современного искусства и кураторства. Совместно с Аспирантской школой по искусству и дизайну организует серию семинаров и издает журнал «Место искусства».

Студенческий фестиваль кейсов. Репрезентация арт-проектов студентов различных профилей Школы дизайна НИУ ВШЭ: коммуникационный дизайн, анимация и иллюстрация, дизайн среды, дизайн интерьера, дизайн и программирование, дизайн и современное искусство, гейм-дизайн и виртуальная реальность, художник театра и кино, медиа и дизайн, комикс, дизайн и реклама, предметный и промышленный дизайн.

По всем вопросам, связанным с конференцией, пишите на электронный адрес hse.art.and.design.school.conf@gmail.com

Подробнее

Аспирантская школа по искусству и дизайну

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить