За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора

За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора

В рамках деловой программы Российской креативной недели в Москве состоялась панельная дискуссия «За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора».

Одним из основных инструментов оценки креативной экономики и ее вклада в экономику страны является классификация деятельности по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Однако подход, основанный на ОКВЭД и официальной статистике, имеет ряд серьезных минусов при оценке уровня развития креативных индустрий, особенно в небольших городах. Во-первых, экономические параметры значительной части креативных бизнесов остаются невидимыми для аналитиков, поскольку эти бизнесы не вырастают из масштабов самозанятости и ИП до уровня средних и крупных организаций. Во-вторых, системы учета, построенные на статистической и финансовой отчетности, не позволяют отследить доходы, полученные от по-настоящему творческих активностей и тиражирования уже готовых и заимствованных решений. Особенно актуально это для модной индустрии и информационных технологий. Кроме того, сегодня появляются такие бизнесы и междисциплинарные команды и проекты, которые буквально находятся за гранью ОКВЭД и осуществляют виды деятельности, еще не описанные формальным языком.

В связи с этим актуализируется задача поиска альтернативных подходов к измерению масштаба и уровня развития креативных индустрий в регионах и городах.

Перед экспертами сессии были поставлены следующие ключевые вопросы:

  • Как считают креативные индустрии в разных странах и почему используют такие метрики?
  • Можно ли в России довериться анализу ОКВЭДов и какие возможны альтернативные подходы?
  • Есть ли смысл в делении креативного сектора на индустрии согласно кодам видов экономической деятельности?
  • Проблема теневого сектора креативных индустрий. Как измеряется креативная составляющая товаров и услуг?
  • В чем измеряется успех креативных индустрий (в деньгах, известности, славе) и дает ли это ключ к пониманию альтернативных метрик для этого сектора?
  • Какие существуют альтернативные (не статистические) подходы к измерению креативных индустрий?

В панельной дискуссии приняли участие:

  • Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор центра Креативной экономики Факультета городского и регионального развития
  • Александр Михеев, директор по продукту VK Play, генеральный директор «Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр» (АПРИОРИ)
  • Анна Шутова, исполнительный директор Федерации креативных индустрий
  • Евгений Сафронов, журналист и эксперт культурных индустрий, главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа»
  • Лариса Богданова, советник по креативной экономике Фонда «Центр стратегических разработок»
  • Михаил Гершман, директор «Центра научно-технической, инновационной и информационной политики» НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории экономики инноваций НИУ ВШЭ
  • Виктория Боос, ведущий эксперт центра «Российская кластерная обсерватория» НИУ ВШЭ
  • Александр Гагиев, директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами Hi-Fi-стриминга «Звук»

При измерении и оценке креативных индустрий очень важно определить, для каких целей они проводятся: управленческих, научных, для определения мер поддержки, или для межрегиональных, межсекторных или межстрановых сравнений, — рассказала Татьяна Абанкина. Для сравнительных и управленческих измерений раньше, в основном, применялись два подхода: отраслевой и «трудовой», в котором креативные индустрии измеряются с позиции творческих профессий и опирающийся на их классификаторы. Сегодня эти модели пересматриваются, — добавила она.

В ходе дискуссии эксперты сошлись во мнении, что методика оценки по ОКВЭД имеет ряд недостатков, поскольку коды ОКВЭД могут меняться в ходе роста и развития компании либо согласно требованиям налоговой, не все из современных видов деятельности отражены в ОКВЭД, а некоторые из кодов предполагают смешение творческих и технических видов деятельности.

Читайте также

Российский форум индустрии дизайна

Российский форум индустрии дизайна прошёл в Москве 18 и 19 апреля 2024 года в отеле «The Carlton».

Финалисты конкурса Comedy Wildlife 2023

Определен список финалистов премии Comedy Wildlife 2023, вручаемой за самые смешные фотографии дикой природы.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить