Успешные практики переосмысления и продвижения НХП

Полина Фролова. Проект «Что такое Гжель»
Полина Фролова. Проект «Что такое Гжель»
Анна Зайцева, куратор арт-школы ремесел АНО «Центр развития культурных инициатив», экс-заместитель руководителя проекта Rustrends, куратор показа российских дизайнеров в «Новой Третьяковке», куратор выставки и показа «NEO-промыслы»
name

«Мне очень импонируют новые нестандартные прочтения, которые немного хулиганят и выходят за привычные рамки и шаблоны тяжеловесного (и многим обязывающего) термина НХП.

Из недавнего эксперимента очень понравился новый стикерпак от ДПИ (Всероссийский музей декоративно- прикладного искусства — прим. ред.).

Но если все-таки обратиться к традиционным народным промыслам, безусловно лучше семьи Георгиевых (возрождают фабрику „Крестецкая строчка“ — прим. ред.) пока не сделал никто. Их комплексный неравнодушный подход, предварительное исследование к действительно исторически сформированному, на месте своего бытования, промыслу, и как итог — получилось не только переосмыслить промысел, но и сформировать полноценный туристический маршрут. Среди многих моих знакомых часто слышу: „Хочу на строчку“.

Также классный кейс The Dar Store: систематически делают серию предметов, совмещая художников и промысел. Из последнего: коллекция „Жостово“ в коллаборации с Антоном Тотибадзе.

В целом, мне очень часто приходилось быть медиатором, или, как сейчас говорят, дизайн-дипломатом, поэтому имею довольно большой опыт знакомства с болевыми точками и предприятий, и художников.

И порой с моей легкой подачи- рекомендации (тут важно отметить — когда в целом стороны не настроены вражески друг на друга и хотят услышать), когда случаются такие классные истории как недавний запуск лимитированной серии Гусевского хрустального завода и ультрамодного флористического проекта „Собран в саду“ — я искренне радуюсь. Сотрудничество должно быть, на мой взгляд, не притянутым за уши, а очень логично выстроенным. Например, сотрудничество Гусевского хрустального завода и флористического проекта „Собран в саду“. Выбирая букет, можно сразу приобрести для него классную вазу у старейшего предприятия России».

Татьяна Бабкова и Светлана Катаргина, дизайнеры и художники декоративно- прикладного искусства, основатели марки PERINNE (Пéринне)
name

«Первое образование, художника — мастера по вышивке, заложило любовь к народному искусству и пониманию его красоты.

Второе образование — дизайнера, структурировало эти знания, дало возможность другими глазами посмотреть на народное искусство, соединить традицию и дизайн, создать новый уникальный современный продукт. Мы решили объединить эти две сферы деятельности. Захотелось делать что-то материальное, тактильное, выпускать современные изделия для дома, опираясь на богатое творческое наследие России.

Переосмысливая мотивы традиционного народного искусства, мы предлагаем по-новому взглянуть на него. Неисчерпаемый источник вдохновения — русское декоративно-прикладное искусство — вышивка, ткачество, набойка, роспись и т. д. Работая с этим богатым материалом, мы создаём новые современные предметы, которые органично вписываются в современный интерьер. В каждом проекте для нас важно найти баланс между традицией и технологией».

Фото: perinne.com

«Концепция бренда укладывается в короткую формулу: традиции + дизайн + технологичное производство.

На фабрике «Хохломская роспись» мы погрузились в процесс производства, изучили все этапы изготовления традиционных изделий. И это действительно важно для дизайнера — понимание всех процессов производства, использующего труд художников- ремесленников.

Результатом этой работы стала серия светильников под общим названием Лампа-конструктор «ХОХЛОМА»: арт-объект и функциональный предмет интерьера. Современный взгляд на старинную керосиновую лампу — конструктивистский подход, простые геометрические формы, изысканный декор в технике традиционной хохломской росписи с уникальным горячим способом отделки дерева, придающим изделиям золотой фон. Простота модульной конструкции позволяет комбинировать элементы. Деревянные детали как в детской пирамидке нанизываются на стальное основание. Стеклянный плафон спроектирован с учетом конструктивного стиля лампы и изготовлен вручную мастерами-стеклодувами.

Еще хотели рассказать об одном из проектов для АО «Гжельский фарфоровый завод», серии подсвечников «Сервиз». Эта разработка получила высокую оценку профессионального жюри конкурса «Фабрика дизайна» — 2 место в топ-50. В настоящее время серия планируется к запуску, идет проработка прототипа на производстве.

За основу мы взяли традиционные ручки гжельских чашек. Технология сборки чашки простая и отработанная веками — это своеобразный конструктор, который собирается из отдельных отлитых ранее элементов. Одинаковые ручки используются с разными формами чашек и декорируются по-разному. Мы используем это технологическое решение в своем проекте, соединяя готовые формы ручек с лаконичной геометрической формой цилиндра — держателя свечи. Фарфоровые элементы соединены с металлическим основанием. Серия состоит из нескольких подсвечников разной высоты на 1 и 3 свечи.

Должно быть движение навстречу и дизайнера, и НХП. Долгое время между этими творческими направлениями было противостояние и непонимание.

В последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Появилось понимание, что они нужны друг другу. Но механизмов взаимодействия пока нет — ремесленники с трудом впускают в свою сферу дизайнеров, а дизайнеры не всегда бережно относятся к этому наследию. Необходим тонкий подход и поиск баланса, важно смелые дизайнерские решения вписать в традиционную технологию.

Меняется ли сейчас маркетинговое восприятие народных художественных промыслов? Интерес к традиционным ремеслам растет в последнее время — это общая мировая тенденция, что радует. Нам кажется, что повышенный интерес ко всему ремесленному — это интуитивная попытка самосохранения. А если есть интерес, то есть и спрос на такую продукцию. Новое поколение — молодые, модные, современные, образованные люди. И, соответственно, продукция должна быть тоже актуальная, гармонично вписывающаяся в современную жизнь. Тогда она будет востребована, возможно, у нее появится новая утилитарная функция, но останется традиционный характер. Это как раз задача для дизайнера. Сейчас благоприятное время для проектирования и создания таких вещей, есть интерес, есть запрос.

Предприятия НХП находятся в частных руках, поэтому то, как они развиваются и как выстраивают свой бренд, во многом зависит от владельца бизнеса. Уже есть удачные примеры предприятий с современным подходом. Они активно сотрудничают с дизайнерами и выпускают интересную современную продукцию".

Читайте также

КОНФЕРЕНЦИЯ «ART ВЫШКА»

14 сентября в пространстве CREATIVE HUB прошла конференция «ART ВЫШКА», в рамках которой мы поговорили о специфике производства научного знания в области искусства и дизайна.

Конкурс Азимут х Вышка

Студенты образовательной программы «Управление в креативных индустриях» совместно со Школой Дизайна НИУ ВШЭ создали междисциплинарный проект—конкурс по разработке стилистической концепции мерча для сети отелей AZIMUT.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить