Определение перечня творческих (креативных) индустрий будет внесено в законодательство

Фото: пресс-служба Президента РФ
Фото: пресс-служба Президента РФ

Утвержден перечень поручений президента Российской Федерации по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года.

В частности, Правительству Российской Федерации при участии автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение понятий «креативная экономика» и «творческие (креативные) индустрии», определение перечня творческих (креативных) индустрий, а также утверждение методологии оценки вклада креативной экономики в экономику Российской Федерации и проведение такой оценки на ежегодной основе.

Также правительство Российской Федерации при участии АСИ до 30 сентября должны внести в законодательство поправки о полном государственном финансировании производства и проката мультфильмов для детей. Кроме того, власти РФ могут начать субсидирование производства кино и видео, направленных на повышение туристической привлекательности России.

Президент распорядился обеспечить внесение в налоговое законодательство изменений, предусматривающих установление налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 3% для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции.

Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Москвы поручено рассмотреть вопросы о создании на территории г. Москвы особой экономической зоны в сфере киноиндустрии (Московского международного кинокластера) и о специальных мерах поддержки резидентов указанной особой экономической зоны, включая предоставление налоговых льгот, субсидий и грантов.

С полным списком Поручений можно ознакомиться на сайте Кремля.

"Бесспорно, Перечень поручений по развитию креативной экономики — это важнейший документ.

С одной стороны, он еще раз подчеркивает, что развитие креативных индустрий стало долгосрочным приоритетом государственной политики и государство намерено инвестировать в развитие креативных индустрий, которые обеспечивают будущее России. Креативная экономика понимается прежде всего, как гуманитарная экономика, которая направлена не только на создание и продвижение креативных товаров и услуг, но и смыслов, ценностей, российских брендов. Именно поэтому так много внимания уделяется поддержке детского творчества, товаров для детей, анимации, кинопроизводства детских фильмов, видеоиграм и их продвижению на российском и зарубежных рынках.

Хочется обратить внимание, насколько важным является комплексный подход к развитию креативных индустрий во всех регионах Российской Федерации. На основе обобщения лучших практик и уже сложившегося опыта Якутии, регионов Арктической зоны, Москвы, Татарстана по развитию условий для доступности контента креативных индустрий, творческих способностей и поддержки талантов создаются условия и в малых городах России. Это говорит о необходимости развития креативных индустрий не только в столичных мегаполисах, что при этом тоже очень важно, но и во всех регионах России, в малых городах и на сельских территориях.

Инфраструктурой развития креативных городов признаются креативные кластеры и их созданию в Москве и других регионах уделяется особое внимание. И очень важно, что даны поручения по законодательному обеспечению указанных приоритетов в развитии креативных индустрий, на законодательное закрепление понятий «креативная экономика», «творческие (креативные) индустрии», созданию правового поля деятельности креативных индустрий и мер их поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В целях поддержки развития внутреннего туризма рассмотреть вопрос об определении территорий, в пределах которых развиваются НХП для создания объектов туристской индустрии, в том числе гостиниц и иных средств размещения, объектов общественного питания, мастерских для проведения мастер-классов".

name

Татьяна Всеволодовна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, Директор центра Креативной экономики Факультета городского и регионального развития, кандидат экономических наук:

"Говоря о территориях России, мы часто не задумываемся о том, что в названии городов и поселений зашифрованы названия промысла, который когда-то определял или и сейчас определяет культурно-историческую составляющую этого места.

Павловский Посад = Павлово-Посадские платки
Лыкино-Дулево = Дулевский фарфор
Вербилки = Фарфор Вербилок
Палех = Палехская миниатюра
Городец = Городецкая роспись

Их использование казалось было бы проще для развития туризма, чем создание туристических комплексов в местах бытования НХП, т.е. в местах с уже готовым региональным брендом. Тем более, что проблема падения спроса и интереса к продукции НХП существует. Знание и любовь к промыслам постепенно исчезают. НХП утрачивают свою утилитарную и эстетическую функции (в глазах молодежи). Эту проблему можно решать только привлекая молодежь к посещению предприятия НХП и, таким образом, знакомя с людьми, которые его создали и продолжают, с культурными и художественными традициями, возрождать интерес к промыслу.

Предприятия НХП совмещают в себе особенности как промышленных объектов, так и мемориальных, художественных комплексов и музеев. Эта разносторонняя составляющая дает возможность удовлетворить тягу к впечатлениям самого взыскательного туриста любого возраста и социального положения. Современный тренд в потреблении на индивидуализацию и авторские туры полностью попадает под возможности туристических комплексов на базе НХП.

Каково же положение дел в этой сфере? Согласно проведенному несколько лет назад исследованию Минпромторга России более 80% предприятий НХП ведут туристско-экскурсионную деятельность в следующих формах:
• музей промысла (как правило, экспонируются изделия);
• выставочная экспозиция истории промысла;
• ассортиментный кабинет;
• экскурсии на производство;
• мастер-классы на предприятии, выездные мастер-классы и т.п.

Проблема состоит в том, что на территориях традиционного бытования НХП нет единых туристических комплексов, о необходимости создания которых и говорится в Перечне поручений президента по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России». Необходимо постепенно отходить от простого набора туристских опций к единому стилю, идентичному истории и художественному образу промысла. То есть от просто туристического объекта — к этнообъекту, от имитация поселения к «живому» поселению, от мастер-классов к ... семьям мастеров.

Это сложный путь и пройти его в одиночку не получится. Необходимо сообщество единомышленников в контакте с другими объектами территории и муниципальными властями".

name

Платонова Наталья Алексеевна, д.э.н., профессор, куратор профиля «Управление в индустрии путешествий» бакалаврской программы «Управление в креативных индустриях» НИУ ВШЭ

Читайте также

НИУ ВШЭ и Союз креативных кластеров подписали соглашение о сотрудничестве

«Высшая школа экономики» и Союз профессионалов креативных кластеров (СКК) заключили соглашение о сотрудничестве в образовательных и просветительских сферах деятельности.

Успешные практики переосмысления и продвижения НХП

Мнение экспертов о практических аспектах взаимодействия народно-художественных промыслов и дизайнеров.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить