Потребности рынка, подходы и принципы: каким видят отраслевое образование эксперты в сфере креативных индустрий

Фото: Charles Deluvio, unsplash.com
Фото: Charles Deluvio, unsplash.com

Телеграм-медиа «Красная кнопка ФКИ» — информационный партнёр Дайджеста креативных индустрий. На канале делятся новостями, результатами исследований и мнениями экспертов о развитии креативных индустрий России, рассказывают об опыте предпринимателей и региональных проектах.

Редакция «Красной кнопки ФКИ» в своей работе не раз касалась темы образования в креативных индустриях: общалась с экспертами в прямом эфире, собирала ключевые тезисы тематических дискуссий на отраслевых событиях.

В экспертных сессиях и интервью говорят о точках входа в креативные профессии, разработке образовательных программ, отраслевых образовательных проектах и барьерах в развитии системы. В этом обзоре проследим, что изменилось в креативном образовании за последние два года и над чем стоит работать.

В России открыли первые колледжи креативных индустрий

В конце 2021 года по поручению президента Минпросвещения России и Национальный открытый чемпионат в сфере творческих компетенций ArtMasters создали пилотный проект по подготовке кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования.

Весной 2022-го обсудить первые результаты проекта в прямой эфир «Красной кнопки ФКИ» пригласили Иоанна Клиндухова, руководителя Федерального центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий ИРПО. Несколько мыслей эксперта помогают понять необходимость специальных образовательных программ в сфере креативных индустрий.

В чемпионате ArtMasters участвуют моушн-дизайнеры, саунд-дизайнеры, гейм-дизайнеры и много других представителей современных профессий. То есть, с одной стороны, такие специальности востребованы, с другой — нет таких институций, где можно было бы получить эти навыки после девятого класса. Особенно это касается регионов.

Чтобы понять, какие именно профессии пользуются спросом у молодёжи, провели исследование востребованных креативных специальностей. Опрашивали школьников и студентов колледжей с точки зрения персональных интересов. Также опросили студентов вузов и работодателей из креативных индустрий.

В конце марта завершился конкурсный отбор площадок для пилотного проекта. В финал вышли Якутск, Калининград, Красноярск, Советск (ХМАО), Ижевск, Кемерово и Челябинск. Осенью 2022 года здесь появились первые семь колледжей креативных индустрий. В корне изменившаяся ситуация в экономике и геополитике, по мнению эксперта, не проблема для проекта:

Я считаю, что именно сейчас наш проект как никогда актуален. Он станет серьёзным подспорьем для развития в регионах креативных индустрий.

Происходить это будет за счёт усиления роли идентичности, культурного кода. Возрастёт ценность продажи впечатлений от одного региона другому. Кроме того, проект даст участникам ценный опыт. За три года они смогут не только пройти уникальный образовательный трек, но и познакомиться с единомышленниками, попробовать реализовать идеи в различных направлениях. Мы предлагаем им хорошую техническую базу и возможность поработать с государственными заказчиками.

name

Иоанн Клиндухов,

руководитель Федерального центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий ИРПО.

Появились разные подходы к подготовке креативных специалистов

Образование в креативных индустриях — тема сложная и объёмная. С появлением разных курсов и программ обозначилась и разность взглядов на их разработку. Чтобы поговорить о существующих подходах к подготовке креативных специалистов, в эфире «Красной кнопки ФКИ» встретились руководитель Федерального центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий ИРПО Минпросвещения России Иоанн Клиндухов и руководитель отделения бизнес-школы «Интеграл» по креативным проектам Евгения Слепак.

В этой дискуссии эксперты говорили о целях и задачах подготовки креативных кадров с точки зрения системы среднего и высшего профессионального образования. Если колледжи учат создавать креативный продукт, то вузы — готовят управленцев, решающих бизнес-задачи. Первые видят ключевую задачу в том, чтобы остановить отток молодёжи из регионов, вторые — в том, чтобы выстроить партнёрство традиционного бизнеса и креативных предпринимателей.

Однако сочетание этих двух подходов рождает идеальный образовательный сценарий в креативных индустриях.

Профессиональный трек начинается ещё в школе, когда в процессе профориентации подростки получают общее представление о креативных специальностях. Погружение в сферу продолжается в колледже. Его итог — прикладная творческая профессия. Изучение креативного направления с точки зрения бизнес-процессов — прерогатива вуза. Здесь студенты учатся управлять проектами и строить бизнес-стратегию. Финальный пункт трека — рынок труда, где креативные индустрии интегрируются в традиционный бизнес, рождая креативные продукты, которые решают масштабные экономические задачи.

Образование называют основой развития локальной креативной экономики

В мае 2023-го во Владивостоке прошла «Российская креативная неделя — Дальний Восток». Пленарную сессию форума посвятили креативным партнёрствам в новых экономических условиях. Главы регионов рассуждали об адаптивности и конкурентоспособности креативного продукта, экосистемном подходе к креативному производству, развитии креативной инфраструктуры и культурного ландшафта.

Один из ключевых тезисов пленарного заседания касался образования. Его назвали основополагающим фактором развития креативной экономики: креативным подходам нужно учить со школьной скамьи. Это вложение в человеческий капитал.

Эксперты определяют принципы отраслевого образования и профориентации

Школа креативных индустрий — площадка дополнительного образования для подростков 12–17 лет. Здесь школьники учатся создавать проекты на стыке искусства и цифровых технологий. ШКИ открываются по федеральному проекту «Придумано в России».

На одной из сессий той же креативной недели эксперты говорили о профориентации в отрасли и работе школ креативных индустрий. Главное из этого разговора сложилось в принципы, на которых следует строить отраслевое образование.

Прежде всего, подросткам нужно дать базу всех креативных направлений, чтобы они нашли свою специализацию, получили опыт самостоятельного выбора и первой ошибки.

Обучать же школьников следует на проектах: когда цель — это продукт, практические навыки незаметно осваиваются на пути к ней. Однако лучше не давать проектам субъективной оценки, а выводить их во внешнюю конкурентную среду, где есть заказчики.

Главное в колледже — погрузить студентов в индустрию, чтобы выпускники могли решать реальные бизнес-задачи. К слову о бизнесе, определять количество и специализацию креативных специалистов, обучающихся в колледже, нужно исходя из потребностей рынка.

Важно также создать связку школа креативных индустрий — колледж — бизнес, чтобы получился единый профессиональный трек, в котором за развитием креативности следует оттачивание навыков, чтобы выпускники умели создавать продукт, на который есть спрос.

После выпуска начинающим креативным специалистам нужно обеспечить поддержку грантами и ресурсами, чтобы молодые профессионалы могли сосредоточиться на креативных проектах, а не на том, как заработать на жизнь.

Школы креативных индустрий становятся драйверами развития регионов

На Форуме креативного бизнеса в финальный день ПМЭФ прошла экспертная сессия, на которой обсуждали школы креативных индустрий как драйверы развития регионов. В этом разговоре продолжили тему экосистемного подхода к отраслевому образованию, начатую на креативной неделе во Владивостоке.

Важный принцип, который озвучили эксперты, состоит в том, чтобы подготовка специалистов отвечала потребностям рынка и составляла единую профессиональную траекторию. Креативные индустрии — это не только творчество, но и продажа продукта. Поэтому большое значение имеет взаимодействие образовательных институтов и креативного бизнеса.

Исследование локальных креативных продуктов WONDERUSSIA позволило нам определить, каких жёстких и гибких навыков недостаёт предпринимателям.

Чтобы компенсировать этот недостаток, нужно разрабатывать совместные программы с профильными инфраструктурными игроками. Уже сейчас видно, как быстро подростки, освоившие все нужные навыки, становятся востребованы в реальном секторе. Спрос на креативных специалистов сегодня выше предложения.

name

Игорь М. Намаконов,

гендиректор Федерации креативных индустрий.

Сегодня школы креативных индустрий открыты в 32 регионах страны. Ещё 30 школ откроется к следующему учебному году. Система развивается: обмен опытом и лучшими практиками сейчас в приоритете. Задача Федерации креативных индустрий как партнёра — вписать развитие гибких навыков в эту систему.

Образование начинает работать в связке с бизнесом

Отраслевое образование в контексте развития творческого бизнеса обсуждали в прямом эфире на «Красной кнопке ФКИ» с Граниславой Артемьевой, руководителем креативных индустрий VK.

Говорили о платформе «Простор» от VK и перспективах креативного партнёрства с компанией. Разбирались, как работает частная инициатива в сфере отраслевого образования.

Открытая платформа «Простор» для креаторов работает как образовательная площадка, нетворкинг-пространство и социальный лифт: участники проходят конкурсный отбор, учатся под руководством профессионалов отрасли, объединяются в проектные команды и сотрудничают с именитыми креаторами, что отражается в их портфолио.

Креативные направления, которые есть у «Простора», связаны с цифровым миром и отражают бизнес-потребности VK как технологической компании. Сегодня это медиаарт и цифровая мода, видео и музыка, дизайн и веб-сериалы.

Региональные партнёрства — важная составляющая работы «Простора»: VK заключает соглашения о сотрудничестве и проводит арт-резиденции в разных городах страны. Например, в прошлом сезоне проекта лучшие дизайнеры отправились на Камчатку, чтобы разработать собственные проекты городского пространства.

Сегодня VK уже работает над креативными образовательными проектами вместе с вузами, потому компания открыта к диалогу с колледжами креативных индустрий.

Что в итоге

Лейтмотив всех дискуссий об образовании в креативных индустриях — это экосистемный подход. Отраслевые эксперты, бизнес и региональные власти сегодня говорят об одном: основа для успешной трансформации сырьевой экономики в креативную — человеческий капитал. Важно построить единый профессиональный трек, который позволит со школьной скамьи погружаться в креативные индустрии, получать прикладные профессии и развивать гибкие навыки. Всё это необходимые составляющие для создания конкурентоспособного и востребованного креативного продукта.

Читайте также

Конкурс «Талисман Десятилетия науки и технологий»

Стартовал всероссийский конкурс на определение Талисмана Десятилетия науки и технологий.

Когда клипмейкеры завидуют студентам

Студенты «Управления в креативных индустриях» НИУ ВШЭ наладили производство видеоклипов для продвижения молодых музыкантов, победителей всероссийских музыкальных конкурсов.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить