«Разработчиков сейчас волнуют деньги и работа»

Фото: Ella Don, Unsplash
Фото: Ella Don, Unsplash

Телеграм-медиа «Красная кнопка ФКИ» — информационный партнёр Дайджеста креативных индустрий. На канале делятся новостями, результатами исследований и мнениями экспертов о развитии креативных индустрий России, рассказывают об опыте предпринимателей и региональных проектах.

С кардинальными переменами в экономике и геополитике возрос интерес государства к креативным индустриям.

Впрочем, о развитии и поддержке информационных технологий — одного из креативных направлений — в правительстве говорили и до прошлого года. В том числе обсуждали сферу разработки игр. Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ) опубликовала и регулярно обновляет живой доклад о состоянии российского геймдева, который помогает следить за ситуацией в отрасли после введения международных санкций. Надо сказать, именно в этих условиях случилось знаковое для российской видеоигровой индустрии событие: вышла Atomic Heart.

Какую роль для успеха отрасли играет господдержка, нужно ли вообще вмешательство государства и чего именно недостаёт разработчикам — стоит разобраться.

Как разработчиков игр поддерживают сегодня

Сразу отметим, сегодня на игровую индустрию направлена часть мер поддержки IT-отрасли, и заметны усилия, которые прикладывают к производству качественного контента. Например, в этом году геймдев-номинацию включили в московский городской хакатон «Лидеры цифровой трансформации». Победители получили призы от 400 тысяч до 1 миллиона рублей, а компании, что были в жюри, организовали менторское сопровождение для некоторых перспективных проектов.

Кроме того, известны успешные региональные практики, которые помогают российским разработчикам. Например, после релокации якутского видеоигрового гиганта Mytona региональное правительство и местные предприниматели по-прежнему поддерживают геймдев, вдохновляясь успехами предшественников.

Ценен также опыт Калининградской области.

«В Калининграде отлично работают меры поддержки IT-отрасли в целом, в которые включён геймдев. В частности за счёт областного бюджета проводят фестиваль PLAYPORT — одно из главных событий в российском геймдеве», —

— поясняет Василий Овчинников, руководитель РВИ.

Говоря о региональной поддержке геймдева, директор калининградского фонда «Креспектива» Валерия Гусейнова подчёркивает, что всё делается на территории, где исторически сложилось сообщество — легенда отечественного геймдева Андрей KranK Кузьмин, создавший игру «Вангеры», отсюда родом.

«Через PLAYPORT мы строим самую дружелюбную геймдев-среду в России. Наша программа поддержки выстроена через софт-факторы: делаем нужные сообществу события, создаём связи, выстраиваем коммуникацию. Здесь, на Балтике, из-за близости Европы за последние 20 лет сформировался IT-оазис, дополнительно усилившийся особой экономической зоной», —

— объясняет Валерия.

В поручениях президента говорится о геймдеве

После выставки «Развитие креативной экономики в России», прошедшей 30 мая 2023 года, внимание на геймдев обратил и президент. Владимир Путин утвердил ряд поручений, в которых есть пункты, касающиеся видеоигровой индустрии. В частности о включении российских компьютерных игр, созданных с помощью отечественного ПО, в единый реестр программ.
Чем это помогло бы отрасли, рассуждает Василий Овчинников:

«Это даст доступ к льготам на НДС для уже продающих в России компаний. Ещё, возможно, преференции при госзакупках, но об этом пока всерьёз никто не думает. Хотя, наверное, школы могли бы приобретать образовательные игры и устраивать киберспортивные соревнования».

Но, по словам эксперта, нужна серьёзная работа с самим реестром: он не предназначен для развлекательного ПО и видеоигр, поэтому для них нужны свои правила. Сейчас игры, сделанные в России российскими студиями, в реестр попасть не могут, поскольку при разработке видеоигр используются программы, созданные мировой индустрией. Даже если в создании софта участвовали российские разработчики, у такого ПО попросту нет отечественных аналогов. Однако сейчас, когда реестр становится инструментом поддержки всех разработчиков, ситуация должна измениться.

В России работают над отраслевой дорожной картой

К слову о переменах, недавно в России появилась новая версия стратегии развития игровой индустрии до 2030 года. Дорожную карту подготовили в профильном центре компетенций при Минцифры вместе с VK, ассоциацией АПРИОРИ и АНО «Цифровая экономика». Со ссылкой на документ «Коммерсантъ» написал, что стратегия включает четыре трека: «Технологии», «Инвестиции», «Нормативно-правовые акты» и «Образование». Положения дорожной карты лягут в основу специальных мер поддержки для отрасли.

Тут есть нюанс: крупные игроки рынка заявили, что не участвовали в разработке документа и стратегия не совсем отвечает их потребностям. По словам Василия Овчинникова, дорожная карта, наоборот, ограничивает для разработчиков доступ к государственной поддержке и никак не облегчает работу с иностранными инвесторами. А больше всего вопросов вызывает то, что поддержка направлена исключительно на пользователей ещё не существующего NAU Engine — игрового движка, который разрабатывает VK. При этом в реестре отечественного ПО есть достаточно известное решение от компании Unigine, на котором уже сделано несколько игр и симуляторов.

Не отрицая важности стратегического планирования для государства и профильных фондов, своей точкой зрения на ситуацию делится Валерия Гусейнова:

«Скажу честно, я не знаю, что в этой стратегии, но мне важно, что о ней думает сам геймдев. А сообщество о ней почти не говорит. Компании и инди-разработчиков сейчас волнуют деньги и работа. И здесь мне чётко видится разделение: мы действуем исходя из запроса сообщества, а государство — из геополитических планов и возможностей».

О чём говорят в профессиональном сообществе

Чтобы делать игры в том же объёме, что и раньше, нужны инвестиции, длинные деньги, венчурные фонды: эксперты подчёркивают, что, если бизнес будет вкладывать деньги в продукт, как минимум качество контента от этого выиграет. Что же касается продаж, действия государства определённо имеют значение: новые партнёрства и способы довести продукт до мирового потребителя должны стать главной мерой поддержки.

«Российским разработчикам нужна помощь в международном сотрудничестве, в частности со странами БРИКС, —

— подчёркивает Василий Овчинников. — В первую очередь нужно окончательно решить вопрос с особыми лицензиями для российских видеоигр, чтобы они выходили в Китае. Это уже озвучивал вице-премьер Дмитрий Чернышенко на российско-китайском бизнес-форуме в Шанхае в мае этого года. Я говорил об этом на встрече с президентом. Мы стараемся наводить видеоигровые мосты. Уже выстроили партнёрские отношения и провели несколько совместных мероприятий с ассоциациями разработчиков и отдельными компаниями из Китая, Бразилии, Ирана, Эфиопии и Индонезии».

Что ещё могло бы помочь игрокам рынка, так это видеоигровые кластеры в регионах, уверены эксперты. Льготная аренда и ресурсная поддержка не только для разработчиков, но и представителей смежных направлений — музыкантов, дизайнеров, художников — дали бы синергетический эффект в индустрии видеоигр.

В качестве примера лидеры профессионального сообщества приводят систему поддержки в Южной Корее. Здесь для начинающих и независимых разработчиков создают инкубаторы, программы акселерации, грантовые конкурсы и обучающие курсы. В этом участвует не только государство, но и бизнес, причём это могут быть даже конкурирующие проекты. Идея в том, чтобы государство поддержало новичков и создало инфраструктуру, а риски за провальные проекты бизнес взял на себя. В результате такого подхода индустрия имеет успешные кейсы и квалифицированных специалистов, которые переходят в новые проекты. Такая модель применима и в России.

Какие выводы

Говоря об отечественных проектах, популярных в России и за границей, профессионалы видеоигровой индустрии называют не только Atomic Heart от Mundfish и World of Tanks от Lesta Games. Отмечают War Thunder от Gaijin Entertainment, новую версию «Ил-2 Штурмовик» и «Калибр» от 1С Game Studios. А Escape from Tarkov от Battlestate Games Хидетака Миядзаки, руководитель японской студии From Software, назвал одним из источников вдохновения для Elden Ring — лучшей игры 2022 года по версии большинства профессиональных премий и изданий.

Чтобы успех на международном рынке не был единичным случаем для отечественных проектов, российским разработчикам нужна поддержка государства.

Первый шаг — это финансирование. Существующим разработкам нужны инвестиции: производственный цикл в видеоигровой индустрии долгий. Потому для российского геймдева важно наладить систему финансирования игровых проектов от инвестиционных фондов, частных инвесторов и банков.

Другие направления господдержки не менее важны: межправительственные договорённости, профильное образование, стабильные налоги и поддержка начинающих студий — возможно, даже микрогрантами. Всё это подстегнуло бы производство нового и качественного игрового контента в России и помогло бы раскрыть его экспортный потенциал.

Источник: телеграм-медиа «Красная кнопка ФКИ» для Дайджеста креативных индустрий Иститута развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Читайте также

Создать концепцию мерча — это как математическая формула

С самого начала учебы у студентов бакалавриата «Управление в креативных индустриях» есть возможность принять участие в реальных проектах с реальными заказчиками.

CREATIVE.HSE DIGEST: меры поддержки креативных индустрий

Новый выпуск дайджеста Института развития креативных индустрий CREATIVE.HSE DIGEST посвящен изменениям в законодательстве, развитию нормативного поля для креативных индустрий, новым возможностям мер поддержки и перспективам разработки новых механизмов.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить