«Разворот. Образ будущего в системе высшего образования в туризме и гостеприимстве»

«Разворот. Образ будущего в системе высшего образования в туризме и гостеприимстве»

Проектная сессия «Разворот. Образ будущего в системе высшего образования в туризме и гостеприимстве» состоялась в рамках деловой программы ХIХ Международной туристической выставки «ИНТУРМАРКЕТ».

В рамках проектной сессии состоялось рабочее обсуждение и выработка тезисов концепции возможной реформы, предлагаемой специалистами из сферы образования и туристического бизнеса. В качестве эксперта в работе сессии приняла участие профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Платонова.

В России происходят качественные изменения в сфере туризма и гостеприимства: растет внутренний туристический поток, увеличивается количество коллективных средств размещения, объектов показа, туристические кластеры и маршруты показывают высокие темпы развития. В целом, есть обоснованная надежда на удвоение доли туризма в ВВП России к 2030 году до 5%.

В связи с происходящими позитивными изменения резко возросла потребность в высококвалифицированных кадрах для отрасли. По мнению большинства экспертов, именно нехватка профессиональных кадров на сегодняшний день является одной из ключевых проблем развития туризма в России.

Вместе с тем, необходимо отметить и рост негативных тенденций. Пандемия COVID-19 в 2020-2021 годах крайне негативно повлияла на развитие индустрии. Произошел значительный отток специалистов, связанный с сокращением рабочих мест и снижением заработной платы. Популярность направления образования «Туризм и гостеприимство» в ВУЗах существенно снизилась. Одновременно растет влияние стремительно развивающихся информационных технологий на традиционную систему образования, в результате чего многие методы и подходы в обучении значительно устарели.

Особо стоит проблема недостаточного и непрозрачного финансирования со стороны государства системы высшего образования в сфере туризма. По сути, высшее образование в туризме находится вне внимания регулятора, перегруженного огромным количеством нерешенных структурных проблем в различных отраслях экономики. Значительное количество процедур, регламентов, отчетностей и согласований добавляет дополнительную нагрузку на преподавательский состав, негативно влияет на подготовку будущих кадров. Высокие стандарты и требования со стороны государства по подготовке студентов, длительная процедура согласования рабочих программ, стандартов и методик обучения, утверждения всех планов привели к существенному отставанию от реального сектора на 2-3 года. К этому прибавляются проблемы с преподавательским составом, высокая централизация Москвы и Санкт-Петербурга, проблемы разрыва между обучением теоретическим знаниям и практической подготовкой.

Значительно снизилась мотивация студентов, поскольку в различных электронных источниках доступна практически любая информация по любой тематике, а отсутствие в учебной программе значительного количества практических занятий привело к проблеме разрыва между теорией и практикой. Фактически студенты выходят из университета, имея только базовые знания и не имея достаточного практического опыта, и вынуждены начинать карьеру с низших позиций.

Проблемы в сфере высшего образования накапливались годами и невозможно в рамках одной проектной сессии предложить стратегии для их решения. Предполагается проведение серии обсуждений в целях выработки концепции структурной реформы, которая будет предложена на общественное обсуждение к осени 2024 года, после чего направлена регулятору.

Читайте также

Хороший бренд территории — это сумма всех смыслов и ценностей

Эксперты в области территориального брендинга о современных коммуникационных трендах и практиках, а также результатах, которых ожидают заказчики и разработчики.

V Российский экономический конгресс

Одним из ключевых мероприятий форума стала конференция «Креативная экономика».

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить