Российский форум индустрии дизайна

Фото: Российский форум индустрии дизайна, ВК
Фото: Российский форум индустрии дизайна, ВК

Российский форум индустрии дизайна прошёл в Москве 18 и 19 апреля 2024 года в отеле «The Carlton».

Двухдневная программа Форума выдалась крайне насыщенной: более 1000 ведущих экспертов отрасли и свыше 25 сессий. Приглашенные спикеры обсудили инновационные решения, новую индустриальную политику, экспорт и российское образование в сфере дизайна.

«Форум оказался настоящим открытием для многих специалистов отрасли и стал точкой сбора новаторских идей, которые, без сомнения, найдут свое применение на практике», — подчеркнула заместитель директора Фонда Росконгресс по творческим и культурным инициативам, директор РФИД Екатерина Иванова.

В рамках программы Форума прошла сессия «Дизайн как стратегия: новая модель управления бизнесом», на которой выступили: президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий; руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ Арсений Мещеряков; президент АБКР и партнер брендингового агентства Depot Анна Луканина; эксперт в управлении креативным бизнесом и развитии отношений с государством в социальных областях, экс-директор Студии Артемия Лебедева Евгения Ежикова. Модератором сессии стал Игорь Намаконов — генеральный директор Федерации креативных индустрий и индустриальный руководитель бакалавриата «Управление в креативных индустриях» НИУ ВШЭ.

В рамках сессии эксперты постарались определить положение дизайна в системе координат бизнеса, рассказали, как сформировать кадровый потенциал по компетенциям, которых еще нет на рынке, и внедрить позицию шеф-дизайнера в российские предприятия. Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов открыл сессию «Дизайн как стратегия: новая модель управления бизнесом», подняв вопрос о дефиците управленцев. «Мы понимаем, что в ближайшее время нас ждет серьёзный дефицит управленческих кадров. Любых кадров, но управленческих особенно. Управленцы, люди, которые умеют работать с этой средой авторов, умеют их построить, поставить им задачу — это люди, которые способны разговаривать на разных языках. Клиентском, креаторском, разнорегиональном».

Намаконов предложил спикерам подискутировать на тему управления в дизайне, и рассказать, как они видят ситуацию сегодня: «Наша страна в любое время, в любые режимы, при любых обстоятельствах, рождает авторов. Они появляются как некая инерция нашего ДНК. Совсем другое — создавать конвейер. Создавать и упаковывать авторов».

«Мы делали все, чтобы этих кадров не было никогда»

«Давайте начнем с кадров. Я, как человек имеющий отношение, в том числе, и к образованию, на протяжении уже как минимум двух десятилетий, могу сразу сказать: в нашей стране мы делали всё, чтобы этих кадров не было никогда. Все планомерно пришло к тому, что мы сегодня выпускаем по большому счету рисовальщиков. Очень мало вузов и отдельных программ, которые действительно готовят тех людей, которые нужны», — высказался Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России. Он также отметил, что нужно формировать центры компетенции с участием крупного бизнеса, поскольку им нужны эти кадры в больших количествах. Например, кадровый запрос в направлении менджмента компании «Ростех» — 1000 человек.

Необходимо приложить усилия, чтобы получить грамотных специалистов в сфере управления, поскольку запросы бизнеса идут именно на компетентных управленцев. К примеру, в сфере дизайна управленцев очень мало, и все они работают в одних и тех же компаниях: ВКонтакте, МТС, Сбербанк, и так далее.

«Выучить грамотных специалистов можно. В Высшей Школе Экономики как раз появилась программа «Управление в креативных индустриях». Магистратура начала набор только с 1 апреля, а вот бакалавриат существует уже два года. Совсем недавно Игорь Намаконов стал индустриальным руководителем этой программы. Я выступил индустриальным руководителем именно магистратуры». Все управленцы, существующие сейчас — это люди с многолетним опытом, которые начинали с малых позиций. У этих специалистов есть талант: они могут поставить правильную задачу и организовать внутренние процессы бизнеса. Те образовательные программы, что появляются сейчас, дают возможность подготовить компетентные кадры за короткое время.

Однако, по мнению Ставицкого, нужно возвращаться к фундаментальным задачам. Возвращать те компетенции, которые были вычеркнуты из профессии представителей креативных индустрий и дизайнеров в частности. «Сегодня мы делаем всё. И по поручению президента, и ориентируясь на те изменения, которые происходят в образовании. В лучшем случае, мы вернемся к советской форме обучения, которая вернет нам те компетенции, которые мы потеряли. А также ответим на те запросы бизнеса, которые мы сегодня слышали». На вопрос Намаконова о том, что важнее: запросы здесь и сейчас или длинная перспектива, Виталий Ставицкий ответил: «На данный момент запросы бизнеса гораздо важнее. Для этого нужно создавать центры компетенции. А более длинная история — это как раз государственное образование, полноценное, хотя бы 4 года».

Арсений Мещеряков согласился с Виталием Ставицким. По его мнению, к прогнозированию длительной перспективы нужно подходить с осторожностью. В первую очередь лучше доверять запросам рынка.


«Представитель креативной индустрии свободен по определению»

«Профессия дизайнер — это, в принципе, профессия управленческая. Когда мы говорим, что готовим дизайнеров на уровне бакалавриата, не говоря уже о магистратуре, мы прежде всего готовим людей, обладающих дизайн-мышлением. Это понятие менеджерское. Я не академический специалист, чтобы давать чёткие определения, и тем не менее. Дизайн-мышление — это концептуальное мышление, это понимание проекта как единого целого».

Мещеряков также отметил, что подготовка дизайнеров, способных управлять другими дизайнерами — это совершенно другой вопрос. Этому в немалой степени посвящена магистерская программа, которой будет руководить Виталий Ставицкий. «Сегодня мы действительно испытываем колоссальный кадровый дефицит. Я недавно слушал доклад Лаборатории труда НИУ ВШЭ о том, что мы входим в длительный период дефицита кадров, продолжительностью около 20 лет. Это большая проблема для работодателя. Но, в то же время, большие возможности для работника. Специалист, который вкладывает в свое развитие, получает гораздо больше возможностей». По мнению Мещерякова, любой представитель креативной индустрии свободен по определению иготов выйти на рынок самостоятельно: открыть ИП или самозанятость.

«Ко мне, как к руководителю Школы дизайна, обращаются представители крупных корпораций с просьбой порекомендовать им дизайнера. А я не могу, они не то, чтобы в очереди стоят. Многие из них предпочитают зарабатывать те же или чуть меньшие деньги, оставаясь в режиме свободной профессии. Это тоже проблема, проблема для управленцев. Проблема для тех, кому задачей поставлено собрать большую команду». Управленческие кадры в сфере дизайне нужны потому что сейчас дефицит кадров, дефицит дизайнеров, но многие из них могут существовать автономно. Как создать условия, как создать проекты, модели, которые привлекут этих людей — это уже задача управленца.

«Творческие люди часто не могут управлять даже собой»

Евгения Ежикова и Анна Луканина высказали обратное мнение. Они считают, что на управленческую позицию в сфере дизайна нужно ставить менеджера с соответствующими компетенциями, а не дизайнера: «Я здесь поддержу Евгению. Дизайнерами управлять нужно, и это на самом деле печально. Творческие люди частно не могут управлять даже собой. Им нужен управленец. Нужно вести планирование, потому что без него система работать не сможет. В нашем брендинговом агентстве существует система учёта времени, это повысило производительность на 30%», — высказалась Анна Луканина.

«Мне кажется, что всё-таки, говоря об управлении, наверное, не надо сейчас концентрироваться только на одном аспекте: как успешные капиталисты в области дизайна должны выжимать максимальную прибыль из несчастных креаторов. Наверное, когда мы говорим о развитии креативных индустрий, мы должны думать все-таки чуть шире, мы должны думать о том, кто будет создавать новые идеи, за счёт чего эти новые идеи будут создаваться, и посмотреть на опыт зарубежных компаний. Какая у них методика управления? Что стимулирует креативность?» — ответил Арсений Мещеряков. Он также добавил, что не видит ничего плохого в учёте времени, однако это абсолютно не главное. Главное — это те концепции и та системность подхода, где дизайнер должен быть арт-директором. Одним учетом времени, по мнению Мещерякова, проблема не решается.

«Высокий ли спрос на промышленных маркетологов в дизайне сегодня? Какие еще специалистов требует индустрия?»

Анна Луканина: «Здесь вопрос мультидисциплинарности. Нам не хватает бренд-стратегов. Это те люди, которые разрабатывают концепции, которые понимают не только как создавать бренды, но и как их дальше использовать, чтобы они приносили выгоду».

Арсений Мещеряков: «Солидарен. Бренд-стратег — это человек, который работает со смыслами. Дизайнер должен работать со смыслом, создавать концепции, стратегии, в том числе маркетинговые стратегии. Люди, которые работают со смыслами в области креативных индустрий, будут только повышаться в цене».

Евгения Ежикова: «По моему опыту, больше всего классных ребят приходит на позициию менеджера с психологических факультетов. Я бы сказала, что нужна смесь аналитика и психолога. Человек, который сможет думать про эффективность одних и других».

Виталий Ставицкий: «Нам сегодня не хватает аналитиков, исследователей. Стратеги стратегами, но без анализа очень сложно. Мы сейчас хотим специалистов, компетентных во многих сферах. Школа дизайна НИУ ВШЭ как раз закрывает этот сегмент».

Елизавета Менделеева

Читайте также

Киноисключение и телеприключение для студентов УвАВИ

Федеральные телеканалы и киностудии приоткрыли своё закулисье для студентов профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях».

За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора

В рамках деловой программы Российской креативной недели в Москве состоялась панельная дискуссия «За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора».

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить