Учебное интервью с Михаилом Ефремовым

В рамках занятий по сторителлингу студенты Школы дизайна взяли интервью у художников, ученых, актеров, режиссеров, музыкантов и других значимых в сфере искусства и науки людей. Масштабный учебный проект под руководством журналиста, писателя, куратора Школы дизайна Игоря Шулинского реализовали студенты I курса профиля бакалавриата «Медиа и дизайн».

Игорь Шулинский, куратор курса о проекте: «Со студентами первого курса мы затеяли, как нам изначально казалось, авантюрный проект. Авантюрный, потому что он казался наглым и недосягаемым. Изучая жанры журналистики, мы столкнулись лицом к лицу с интервью. Интервью — пожалуй, самый сложный жанр. Он предполагает знание тактики, стратегии, психологии, стиля... Но главное, нужно быть смелым и решительным. Ведь вчерашним школьникам нужно было отправиться на встречу с реальными звездами и сделать с ними настоящий, правильный текст. А еще надо помнить, что интервью — это всегда война, потому что нужно добыть информацию, которую люди не всегда хотят предоставлять.

Можно сказать, что мы изучали искусство самураев, правда, с филологической точки зрения. Из более, чем 60 интервью я отобрал 47: с хип-хоперами, учеными, художниками, актерами, режиссерами, музыкантами, продюсерами. И мне действительно приятно, что некоторые из этих крайне закрытых людей, сумели распахнуться пред нашими студентами. Я горд за наших первокурсников, честное слово».

Публикуем следующий материал проекта. Интервью у заслуженного артиста России, актера Михаила Ефремова взяла студентка Мария Мальчикова.

Михаил Ефремов — человек, о котором знает практически вся страна, актёр с большой буквы, заслуженный артист России, отец шестерых детей и просто добрый и душевный человек. Далеко не многим подвластно выполнять такую тяжёлую миссию, но Михаил Ефремов отлично справляется со своей ролью не только в кино, но и в жизни.
1976 год — первая роль Михаила Ефремова в театральной постановке «Уходя, оглянись!». На тот момент его отец, Олег Николаевич Ефремов, был режиссёром — постановщиком в театре.


— Всем известно, что вы из выдающейся семьи. Ваш отец — великий режиссёр и актёр, и вы пошли по его стопам: стали заслуженным артистом России, известным актёром, даже попробовали себя в роли телеведущего. Желание стать актёром возникло из-за отца?
Я думаю, что благодаря и папе, и маме, и дедушке, и обеим бабушкам. Всё произошло само собой, органично. Наверное, они увидели, что кривляюсь перед зеркалом я вроде неплохо. Мне было 11-12 лет, когда я играл в спектакле «Уходя, оглянись!» во МХАТе, мой папа — Олег Николаевич был тогда художником-постановщиком.
Помню я на уроке сижу, мне говорят: «Ефремов, с вещами к директору». Что такое? Так меня взяли, и я в этой постановке играл года два.

— А между вами и отцом когда-то было что-то похожее на конкуренцию? Когда ученик превзошёл своего учителя?
Это невозможно. Он ведь учитель не только мне, но и вообще по жизни. А я по жизни совсем не учитель.

— Вы — отец шестерых детей, но не торопитесь встречать старость и отдыхать дома в любимом кресле.
Ну я же вовремя не купил акции Газпрома. (смеётся)

— А вы бы вообще хотели такой жизни?
Я не то, чтобы хотел, но мне, конечно, было бы интересно так пожить. Однако у меня счастливая судьба, мне нравится моя профессия, я люблю свою работу. Конечно, часто устаёшь. И у меня большие расходы, вы же сами понимаете, шестеро детей.

— Есть ли у вас особые актёрские приёмы или тактики, которые вы позаимствовали у кого-то — может, у своего отца. Или, на самом деле, их вовсе не существует?
Наверняка, есть, и наверняка, позаимствовал. Актер работает с режиссёрами, с артистами, и все они разные. Помимо того, что у меня перед глазами были родители, в юности я смотрел много спектаклей, и учился у абсолютно разных педагогов. В кино встречаешь множество людей — учишься, обогащаешься. Тот же фильм «12» — там у меня 11 учителей вокруг было.

— А у вас есть любимая роль в фильме или театральной постановке, которая вам действительно запомнилась и близка?
Петька Копейкин в «Когда я стану великаном».

«Когда я стану великаном» — детский художественный фильм, который был снят в 1978 году. На тот момент Михаилу Ефремову было 15 лет, и это была одна из первых ролей в кинематографе.

© Современник

— Недавно на паре мы смотрели фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Жизнь главного героя, Патрика Макмёрфи, была не слишком спокойной, а кончилась — не очень хорошо. У вас тоже жизнь неспокойная, не боитесь ли вы кончить так же? И вообще, вы боитесь смерти?
Ну, бояться неизбежного — это странно. Конечно, неприятные холодки бывают, когда соприкасаешься со смертью: о ней начинаешь думать, когда теряешь друзей, ровесников. Чем дольше живешь, тем больше смерть начинает присутствовать в жизни. Как говорится, встречаемся теперь только на похоронах — такая вот поколенческая фраза.

— Вы актёр не только театра, но и кино. Что вам ближе?
Это достаточно разные вещи. Я театру учился, я театральный артист и театральный человек. Для меня театр — это основа. А в кино нужно быть сосредоточенным на эти 15 секунд или минуту, когда снимается кадр. Кино для меня — это люди, у которых есть идеи, которые умеют снимать и красиво ставить свет.

— Что вы думаете о дальнейшей судьбе театра?
Вообще, я думаю, что в скором времени останется только три театра: Большой, Малый и МХАТ, на остальных площадках будут работать рэперы и стендаперы. Один человек на сцене, один прожектор, один микрофон — и больше ничего не надо, у нас ведь кризис (смеётся). И это тоже будет театр, ведь когда один человек выступает перед публикой — это и есть театр.
Сейчас время пострежиссёрского театра: уже непонятно, куда дальше выруливать, хотя у многих свои пути. Но живого человека на сцене ничем не заменишь.

Михаил Ефремов начинал с актёра театра и по сей день продолжает играть в театральных постановках. Михаил Ефремов играл и в МХАТе, в «Современнике» и в театре Антона Чехова. Кроме того, пробовал себя в роли режиссёра театральных постановок.

— Ваши дети, Николай и Никита, тоже стали актёрами. Как вы к этому относитесь? Хотели бы вы, чтобы они были похожи на вас?
Нет, зачем им быть похожими на меня? Они и так на меня похожи. Я желаю им только успеха и удачи. Если удача будет, то и успех придёт.

— Актерская профессия — это их желание?
Это их желание. Но скорее, такое же желание, как у меня — когда живой пример перед глазами. Я вот надеюсь, что дочки у меня не такие. Хотя если они захотят, я не буду ни мешать им, ни помогать.

Никита Ефремов и Николай Ефремов на данный момент строят свою актёрскую карьеру и уже успели себя зарекомендовать. Дочери только начинают свой путь, а значит, кто-то из них тоже может пойти в актёрство.

— Дадите какое-нибудь напутствие, которое помогло вам в трудных жизненных ситуациях?
Не давайте комментариев! (Так Михаил Ефремов ответил, потому что во время интервью ему позвонили с телеканала и попросили что-то прокомментировать, но он строго отказался).

О направлении

Медиа и дизайн

Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское и редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент.

В рамках направления открыт профиль бакалавриата.

Как поступить