OPEN CALL: «Призракология постсоветских пространств»

© Ирина Корина «Назад в будущее»
© Ирина Корина «Назад в будущее»
© София Афанасьева «ПРИМА 2020»
© София Афанасьева «ПРИМА 2020»
© Елена Власова «Виртуальный город Сточный»
© Елена Власова «Виртуальный город Сточный»

Приглашаем художников принять участие в open-call к выставке на тему «Призракология постсоветских пространств», которая состоится в HSE ART GALLERY в марте 2021 года.

После распада СССР и завершения эпохи построения коммунизма нам в наследство остались пространства, принадлежавшие цивилизации, чье существование было прервано. Постсоветские пространства — общественные и частные — от самой страны, промышленных зон, ее городов и улиц, — до многоквартирных типовых домов, коммуналок и дач — это те места, с которыми мы продолжаем жить и взаимодействовать. Здесь появлялись и строились новый быт, новые традиции, новая эстетика. Часть этих пространств продолжали функционировать, изменялись, поновлялись, меняли функцию, другие выпадали из использования, разрушались, руинировались. Так или иначе, их присутствие в новом государстве было и остается доминирующим, а их влияние на нашу повседневность — существенным.

Именно распад СССР (в результате которого коммунизм вновь отправляется в небытие) послужил отправной точкой для написания в 1993 году Жаком Деррида книги «Призраки Маркса», где он формулирует понятие «хонтология». Теория хонтологии, «призраковедения» (от слова haunt, «призрак»), названной так по аналогии с онтологией, учением о бытии, описывает особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой (то есть «существующей»), ни неживой (то есть «существовавшей»). Хонтология занимается изучением того, как существует несуществующее: ведь призраки присутствуют, но не обладают реальностью. В русском языке ряд исследователей употребляют термин «призракология» как альтернативный, более понятный вариант и перевод термина «хонтология».

«Призрачный момент, момент, более не принадлежащий времени, если под этим словом мы понимаем последовательность различных модальностей настоящего (настоящего прошлого, актуального настоящего: „сейчас“, настоящего будущего). Этот момент нас смущает, оставляет в недоумении, интригует — неподвластный времени, по крайней мере, тому, что мы так называем», — Жак Деррида.

Именно пространства, «зияния» являются местом бытования призраков, но так же важно, что и сами пространства в известном смысле являются призрачными.

Мы живем во времени, когда все утопические проекты будущего остались в прошлом. ХХ век учил предвкушать будущее, в отечественном контексте — «светлое будущее». Наше же время новых проектов будущего не предлагает, словно отпала сама возможность вообразить вариант будущего, радикально отличающегося от настоящего.

В этой ситуации художники обращаются к прошлому как к источнику, содержащему альтернативные, фантомные, неслучившиеся варианты будущего. Движущими силами и методами этого ретроспективного взгляда становятся память, препарирование времени и ностальгия. Именно этими инструментами мы предлагаем воспользоваться художникам, которые захотят присоединиться к данному проекту.

КУРАТОРКИ ПРОЕКТА

художница, кураторка, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства. В настоящее время — академический руководитель программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

художница, кураторка, студентка IV курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ, профиль «Дизайн и современное искусство». В своих художественных практиках София исследует соотношение личной и коллективной памяти, то как создаются воспоминания. Фокус ее исследования направлен на переосмысление прошлого в современной культуре.

Порядок подачи заявок

Для участия в выставке необходимо представить:

  • Резюме заявителя в форме презентации или ссылки на портфолио онлайн с перечислением реализованных проектов, фотографиями работ, реализованных проектов;
  • Концепцию (описание) проекта;
  • Эскиз, иллюстрации, макеты, чертежи или фотографии и иные изображения реализованного проекта;
  • К участию в выставке принимаются как уже реализованные проекты, так и концепции работ, планируемых к реализации;
  • Форматы работ: пространственные объекты, скульптуры, инсталляции, видео, саунд-арт, перформанс, живопись, графика, фотографии и т.д;
  • Критерии отбора заявок: актуальность проекта, соответствие заявленной теме.
СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
  • 20.10.2020 — 22.11.2020 — первый этап подачи заявок на участие в выставке;
  • 22.11.2020 — 11.01.2021 — консультации с художниками;
  • 23.11.2020 — 11.01.2021 — второй этап подачи заявок на участие в выставке;
  • 12.01.2021–12.03.2021 — рассмотрение заявок;
  • 17.01.2021–17.02.2021 — консультации с художниками;
  • 03.2021 — открытие выставки.
© Станислав Шурипа, Анна Титова «XXV съезд»
© Станислав Шурипа, Анна Титова «XXV съезд»
© Елена Власова «Виртуальный город Сточный»
© Елена Власова «Виртуальный город Сточный»
© София Афанасьева «Без названия»
© София Афанасьева «Без названия»
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Рекомендуемые тексты: Жак Деррида «Призраки Маркса», Светлана Бойм «Будущее ностальгии», Марк Фишер «Капиталистический реализм», «Gosts of my Life»

Проекты художников в рамках темы призракологии:
Ирина Корина «Назад в будущее»
::VTOL:: 12 262
Агентство Сингулярных Исследований Flower power

Ринат Волигамси