Международная научная конференция
«Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Дмитрий Булатов
Куратор ГЦСИ, Балтийский филиал, Россия
ART & SCIENCE: единство в сборке

11 апреля, Школа дизайна НИУ ВШЭ
Регистрация: https://hse-design.timepad.ru/event/938141/

Обращение современных художников к проблемным полям и инструментам биомедицины, робототехники и информационных технологий заставляет по-новому формулировать понятие искусства. Достаточно представить себе «полуживую» кибернетическую сущность или нейронную культуру, которые требуют не только присмотра, но и тщательного ухода за собой в стенах музея или художественной галереи — и мы понимаем, что имеющаяся система современного искусства (хранения, репрезентации и т.д.) тотально не приспособлена для подобного рода художественных работ. Какие стратегии современных авторов, работающих на пересечении цифровой и молекулярно-биологической среды, могут лечь в основу перспективных институциональных сценариев и программ? Каков основной медиум архивирования технобиологического искусства? Можем ли мы представить себе экспозицию вирусных вторжений, архив симбиотических форм и гибридов, коллекцию программируемой материи и других проявлений неорганической, анонимной и неопределенной жизни? Все эти нечеловеческие субъекты, взаимодействуя друг с другом, порождают сложную системную целостность — новое пространство существования искусства, где человеку отводится не самая важная роль. Существуют ли рабочие концепции и форматы искусства, которые укладываются в рамки этих технологических инноваций? Могут ли они служить стимулом для новых критических художественных исследований и интервенций на пересечении искусства, науки и технологий? Рассмотрение этих вопросов вряд ли возможно без учёта опыта art&science — направления современного искусства, представители которого используют новейшие технологии, исследовательские методики и концептуальные основания для создания своих произведений. Анализируя проекты ведущих представителей технобиологического авангарда, мы попытаемся разобраться с тем, какую роль современное искусство способно сыграть в осмыслении созданного технологического мира и ценностной ориентации в нём.

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.