Международная научная конференция
«Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» 10 — 12 апреля 2019

Анна Марковска
Профессор, Вроцлавский университет, Польша
Освобождение знания и подспудная память. Некоторые вопросы теории искусства

11 апреля, Школа дизайна НИУ ВШЭ
Регистрация: https://hse-design.timepad.ru/event/938141/

В 2018 году в Польше вышли две книги, в которых рассматриваются методики описания произведений искусства Восточной Европы: «Глобальный подход к искусству Восточной Европы» Петра Пиотровского (1952–2015), которая вскоре будет переведена на английский язык, и «Трансформация. Искусство Восточной и Центральной Европы после 1989 года» Анджея Щерского (также переведена на английский). Оба автора считают 1989 год ключевым моментом для понимания динамики изменений, важных для осмысления современного состояния искусства. Кроме одинакового отношения к 1989 году, между книгами Пиотровского и Щерского нет, на первый взгляд, ничего общего, однако, если посмотреть повнимательнее, можно обнаружить еще одну общую точку: оба автора убеждены, что, описывая изменения, произошедшие после ликвидации коммунизма, необходимо устанавливать ориентиры на будущее. Пиотровский предлагает рисовать предполагаемое будущее в категориях не утопии, а утопистики — термин Иммануила Валлерстайна, — подразумевающей не идеалистическую картину, а жизнеспособную возможность, основанную на рациональном и научном анализе. В противовес тому, чтобы бросать вызов неведомому будущему, изобретая смелые новые сценарии, как это делает Пиотровский, Щерский уверен, что лучше всего обратиться к живому прошлому, вдохновляясь канонами античности и иудеохристианской традицией. Однако я полагаю, что в обеих, столь различных между собой концепциях Пиотровского и Щерского можно увидеть прометеевский импульс, не позволяющий применить их к современности. Вместо «прометейи» я буду говорить об «эпиметейе» и так называемой «подспудной памяти» (концепция Бернара Стиглера), которые дают возможность безоговорочно погрузиться в происходящее здесь и сейчас. «Подспудная память» в сочетании с освобождением навыков и знаний может помочь не повторять прошлое, двигаясь по заколдованному кругу. Когда человек придерживается «правильной» точки зрения на искусство, то есть когда все заранее известно и его долг — лишь осуществить чей-то чужой план, он превращается если не в мертвеца, то по меньшей мере в запрограммированную машину.

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.